Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательные акты и постановления Советского правительства





В большой группе законодательных источников сле­дует выделить решения съездов Советов. Резолюции и постано­вления съездов Советов указывали направление, в котором дол­жны были действовать высшие органы государственной власти, устанавливали основные принципы, которыми должны были руководствоваться органы государственной власти при осуще­ствлении тех или иных законодательных мероприятий. Важное место в материалах съездов Советов занимают законы, касаю­щиеся вопросов развития Конституции, или так называемые конституционные акты.

Из законодательных источников следует особо выделить та­кой важный источник, как утвержденные сессиями ВЦИК ко­дексы законов.

В 1922—1924 гг. был введен в действие ряд кодексов зако­нов, касающихся важнейших сторон жизни советского общества. Были разработаны и приняты гражданский и земельный кодек­сы, кодекс законов о браке, семье и опеке, о труде, лесной, уго­ловный, уголовно-процессуальный кодексы.

Кодексы представляют собой систематизированный свод законов в одной из областей права. В советских кодексах зако­нов были закреплены новые отношения как в обществе, так и между гражданами Советской страны. Кодификационная рабо­та имела огромное значение в деле упорядочения законодатель­ства. Кодексы законов позволяют историку получить в система­тизированном виде основное действовавшее законодательство. По мере изменения исторической эпохи кодексы дополнялись постановлениями об изменении или исключении тех или иных статей и включением в качестве приложений всего последую­щего законодательства.



Начиная с 1922 г. ВЦИК утвердил ряд положений, которые должны были упорядочить деятельность и определить компе­тенцию и структуру органов управления и надзора. В этот пе­риод ВЦИК рассмотрел и утвердил ряд положений, регули­рующих деятельность органов Советской власти, — положения о ВЦИК, о ряде наркоматов (продовольствия, финансов, вну­тренних дел, путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции, по делам национальностей и др.), о губернских, уездных и воло­стных органах Советской власти, о прокурорском надзоре, адво­катуре и др.

Особенно велико число законодательных актов и постанов­лений правительства, изучение которых имеет огромное значе­ние в исследовательской работе историка советского об­щества.



По Конституции РСФСР 1918 г. право законодательной ини­циативы имели как ВЦИК, Президиум ВЦИК, Совнарком, так и наркоматы и отдельные ведомства, которые могли вносить на рассмотрение ВЦИК проекты декретов и иные пред­ложения. Конституция СССР 1924 г. также предусматривала право законодательной инициативы как ЦИК и СНК СССР, так и ЦИК союзных республик, их президиумов и других органов власти. Кроме того, была предусмотрена законода­тельная инициатива Совета Союза и Совета Национально­стей.

Конституцией обусловлен порядок представления, прохо­ждения, утверждения и отмены законодательных актов. В фон­дах соответствующих органов власти сохранились многочислен­ные материалы о разработке и принятии законодательных ак­тов. Там же находятся многочисленные материалы, раскрываю­щие важнейший вопрос о том, как возникла законодательная инициатива.

Неисчерпаемым источником для возникновения законода­тельной инициативы служит непосредственная, внутренне прису­щая всей советской системе связь Советов с широкими массами трудящихся.

Для возникновения ряда законодательных актов большое значение имели/! совещания, проводимые руководителями партии и правительства. Материалы этих совещаний позво­ляют изучить возникновение ряда законодательных докумен­тов. Непосредственная связь с трудящимися осуществлялась через самые различные каналы. Одним из таких каналов яв­лялись письма трудящихся, особенно крестьян, в редакции газет.



Известно, какое значение В. И. Ленин придавал письмам крестьян в газету «Беднота». В. И. Ленин требовал сводки со­держания поступающих от крестьян писем раз в два месяца Он их называл «крестьянским барометром» и говорил: «Ведь это же подлинные человеческие документы! Ведь этого я не услышу ни в одном докладе!» Материалы крестьянских писем В. И. Ленин широко использовал в своей государственной ра­боте[62].

Большое значение имели заметки селькоров и письма кресть­ян в «Крестьянскую газету». Все поступающие письма после их прочтения передавались в архив редакции и там систематизм* ровались по вопросам, годам, губерниям, что позволяло сразу ознакомиться с комплексом писем по изучаемому вопросу. Эти письма служили важнейшим источником для заинтересованных учреждений при изучении вопросов, связанных с настроением и нуждами крестьянства.

Ни одно серьезное решение по крестьянскому вопросу не принималось без учета материалов писем крестьян. Например, на основании изучения почти 1000 крестьянских писем был разработан -ряд положений при принятии закона о едином сельскохозяйственном налоге на 1925 г. Крестьянские письма и заметки рабселькоров учитывались при разработке Земельного кодекса. По ходатайству одного селькора была утверждена спе­циальная инструкция о порядке отсрочек возврата семенной ссуды и начисления процентов; на основании тех же материа­лов был разработан Наркомюстом проект инструкции «О воз­мещении народным заседателям издержек и потерь во время отвлечения от обычных занятий».и т. д.

Приведенные примеры возникновения законодательной инициативы показывают, какими богатейшими ресурсами обладает Советское государство в законодательной деятель­ности.

Прохождение и обсуждение законов представляет собой дли­тельный процесс. Каждый законопроект, прежде чем поступить на обсуждение законодательного органа государственной вла­сти, направлялся руководителям партии и правительства, заинтересованным наркоматам, ведомствам и учреждениям для рассмотрения и получения конкретных замечаний, возражений и предложений. Только после того, как по законопроекту были получены все материалы, он подготавливался к заседанию со­ответствующего законодательного органа и с учетом всех полу­ченных замечаний, предложений и пожеланий передавался на окончательное обсуждение. Принятие его происходило установ­ленным Конституцией порядком. Естественно, что все эти ма­териалы, хранящиеся в наших государственных архивах, пред­ставляют исключительную ценность для изучения законодатель­ных источников. С этой работой законодательных органов, прежде всего ЦИК СССР и Совнаркома СССР, в самой общей форме можно ознакомиться по ряду печатных изданий: «Дея­тельность СНК и СТО» с 1924/25 по 1929/30 г., «Год работы правительства» с 1924/25 г. по 1928/29 г., отчасти по журналу «Власть Советов» и др.

Материалы о возникновении, составлении и прохождении проектов законов хранятся в государственных архивах и яв­ляются важными источниками при изучении законодательства. Историк наряду с работой над окончательным текстом законо­дательных актов должен также по возможности ознакомиться с ходом его разработки.

Поскольку вся деятельность Советского государства опи­рается на опубликованные законодательные акты, научный ана­лиз их содержания дает ценнейшие сведения по истории совет-


ского общества. Поэтому следует рассмотреть некоторые во­просы анализа содержания этих источников.

Типичным законодательным актом начального периода Советского государства является декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Этот декрет представляет несо­мненный интерес не только в силу своего исторического зна­чения, но и потому, что его основу составили ленинские материалы, опубликованные в XX томе Ленинского сбор­ника.

Историческая обстановка и история данного декрета под­робно изложена в книге Э. Б. Генкиной[63]. Поэтому, опуская эти вопросы, можно сразу перейти к характеристике основных ис­точников, которые легли в его основу, и к сравнительному ана­лизу их с принятым ВЦИК декретом.

Первым документом, в котором были изложены основные положения резолюции X съезда партии и декрета, является на­писанный В. И. Лениным «Предварительный черновой набро­сок тезисов насчет крестьян»[64]. Этот документ был представлен Лениным Комиссии, избранной Политбюро ЦК РКП (б) 8 фев­раля 1921 г. для выработки доклада и обсуждения в По­литбюро вопроса о посевной компании и положении кресть­янства.

В этом наброске были сформулированы исходные пункты будущего декрета: основная идея замены продразверстки нату­ральным налогом, соотношение между ними в сторону умень­шения налогов по сравнению с разверсткой, отношение к зажи­точным слоям деревни, поставлен вопрос о возможностях реализации излишков. Вопрос о замене продразверстки прод­налогом был вынесен на обсуждение трудящихся. Ход обсужде­ния закона широко освещался в советской печати. В «Правде» были напечатаны в дискуссионном порядке 17 и 26 февраля !

1921 г. две статьи П. Сорокина и М. Рогова «Разверстка или налог», в которых авторы впервые в печати поставили вопрос о переходе к налогу[65]. i

Итак, основными источниками, которые необходимо взять за (

исходные при анализе процесса разработки декрета, являются ленинские материалы: «Предварительный черновой набросок те­зисов насчет крестьян» и «Поправки к проекту постановления ЦК о замене разверстки налогом». Из важнейших источников закона следует указать выступления и доклады В. И. Ленина


в этот период, посвященные вопросу о замене продразверстки натуральным налогом. Имеются и тексты проекта закона, ко­торые были разработаны и затем дорабатывались. В XX томе Ленинского сборника опубликованы: «Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом», разработан­ный Комиссией, избранной Политбюро ЦК 8 февраля; «Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом», который был разработан Комиссией, избранной Пленумом ЦК- Указанные выше поправки Ленина, датированные 3 марта, от­носятся к этому переработанному проекту. Наконец, там же опубликован и окончательный вариант проекта под названием: «Предварительный проект основных положений о замене раз­верстки натуральным налогом, вносимый ЦК на рассмотрение X съезда» \ который был принят Комиссией, созданной 7 марта Пленумом ЦК в составе А. Цюрупы и Г. Петровского под пред­седательством Ленина. Этот проект был принят без всяких по­правок X съездом партии и составил.резолюцию под названием «О замене разверстки натуральным налогом».

Все эти материалы легли в основу работы Комиссии в со­ставе В. П. Милютина, А. Д. Цюрупы, А. М. Лежава, Д.З.Ма- цуильского и др., созданной 16 марта ЦК для выработки к сес­сии ВЦИК положения о замене хлебной разверстки налогом.

В тот же день Президиум ВЦИК принял постановление, в котором воспроизведены основные положения резолюции X съезда о замене разверстки налогом, и поручил специаль­ной комиссии к 20 марта разработать основные положения соответствующего закона для утверждения сессией ВЦИК.

18 марта проект постановления Комиссии был заслушан Политбюро, которое в дальнейшем неоднократно возвращалось к нему. В результате большой работы, проведенной ЦК пар­тии, был разработан декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятый сессией ВЦИК 21 марта 1921 г.[66].

Сравнительный анализ всех этих документов показывает, что декрет ВЦИК почти полностью соответствует постановле­нию X съезда партии. Имеются лишь редакционные поправки в отдельных пунктах: введены новый, 7-й пункт об ответствен­ности за уплату налога и дополнение к последней фразе 8-го пункта о реализации продуктов в порядке обмена как через ко­операцию, так через рынок и базар, в пределах местного хо­зяйственного оборота; несколько видоизменен 9-й пункт резо­люции X съезда с выделением особо 10-го пункта о снабжении беднейшего крестьянского населения. В заключение сессия при­няла обращение «К крестьянству РСФСР», опубликованное 23 марта 1921 г. Таким образом, основным источником декрета является резолюция X съезда партии, выработанная в резуль­тате длительного обсуждения и рассмотрения вопроса под ру­ководством В. И. Ленина.

Изучение содержания декрета позволяет установить основ­ные черты данного законодательного акта. Поэтому следует остановиться на некоторых из пунктов декрета.

В пункте 2 декрета указывается отличие налога от раз­верстки, которое состоит в том, что общая сумма налога пре­дусматривается в меньшем объеме, чем общая сумма прод­разверстки.

Статья 3 устанавливает систему налогового обложения. На­лог представлял собой взимание определенной доли произве­денных в хозяйстве продуктов, так как закон предусматривал натуральный налог. Кроме того, закон устанавливал и объекты, исходя из которых должно было происходить обложение ка­ждого хозяйства: объем урожая, количество едоков и наличие скота.

Классовый характер советского законодательства находит свое отражение в статье 4. «Налог должен быть прогрессив­ным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощ­ных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть по­ниженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов на­турального налога-

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равнЪ увеличивающие производи­тельность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога»

Как видно из текста статьи, в ней предусматривалось про­грессивное обложение крестьянских хозяйств. Чтобы получить представление о значении прогрессивного обложения, приведем один пример. Так, в 1924 г. процент отчисления из дохода ко­лебался по разным группам хозяйства от 3 до 12%. О том, как росло это колебание, видно из дальнейшего повышения про­грессии. В 1926/27 г. по единой таблице ставок при норме до­ходности не выше 20 руб. на едока в год размер налога состав­ляет 2 коп. с рубля. В дальнейшем прогрессивность обложения возрастает, но особенно резко при излишке сверх 100 руб. с едока, при котором размер налога составлял 25 коп. с рубля,

1 «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным во­просам», т. 1, М., 1957, стр. 226.

т. е. 'Д часть всех доходов. В 1928/29 г. по сельскохозяйствен­ному налогу для кулацких хозяйств устанавливалось индиви­дуальное обложение. Таким образом, прогрессивное обложение росло в прогрессии от 3—4 к 12 до 2 к 25. В результате такого обложения бедняцко-середняцкая часть деревни получала ог­ромное облегчение от государства. В то же время кулацкая часть выплачивала значительную массу суммы сельскохозяй­ственного налога и на своих плечах фактически несла его ос­новную тяжесть.

Важнейшей стороной анализа текста законодательных ис­точников является выявление последствий осуществления зако­нодательства. В связи с этим должны издаваться такие законо­дательные источники, которые должны оформить все новые явления, возникающие вследствие проведения изучаемого за­кона в жизнь. Эту сторону советского законодательства можно проследить на примере пункта 8. В этом пункте говорится, что «все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в пол­ном их распоряжении и могут быть используемы ими для улуч­шения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производ­ства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного обо­рота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах»[67].

Таков пункт, который предполагал открытие свободной тор­говли и допущение частного капитала в.связи с разрешением свободного обмена сельскохозяйственными продуктами на рын­ках. Вследствие этого правительство выступило с рядом поста­новлений о допущении частного .производства в области мелкой и кустарной промышленности и о допущении частного капитала в торговле, преимущественно в розничной.

Наконец, о порядке вступления в силу, отмене предыдущих декретов и о развитии закона. Отмена всего предыдущего за­конодательства, касающегося способа государственных заго­товок сельскохозяйственной продукции, была дана уже в пунк­те 1, в котором прямо говорится о замене продразверстки нату­ральным налогом. Тем самым подвергалось отмене все преды­дущее законодательство, связанное с продразверсткой. Послед­ний пункт—11-й — говорит о развитии данного закона.

В развитие декрета «О замене разверстки натуральным на­логом» Совнарком принял ряд специальных постановлений.

28 марта 1921 г. было принято постановление СНК «О размере продовольственного натурального налога», по которому размер натурального налога на 1921/22 г. при среднем урожае опре­делялся в 240 млн. пудов зерновых продуктов против 423 млн. пудов, установленных по разверстке на 1920/21 г. В тот же день СНК издал постановление «0_с§р^>рдном . обмене,. покупке, и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закон­чивших разверстку», и т. д. Таким образом, этот декрет лег в основу всех последующих постановлений Советского пра­вительства по многим вопросам практического проведения но­вой экономической политики.

Изучение законодательных актов данного периода предпо­лагает глубокий и тщательный анализ их содержания с тем, чтобы глубоко раскрыть все его основания и положения. Толь­ко такое изучение позволит по-научному и всесторонне ис­пользовать источники, освещающие действие закона и его практическое претворение в жизнь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.