Сделай Сам Свою Работу на 5

ПО ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПРАКТИКЕ ТЕАТРА 8 6 10





Тема 10. Внешняя и внутренняя критика источников

Тема 11. Формирование корпуса источников.

Тема 12. Современные методы интерпретации источников

 

_______________________________________________________

 

Всего часов 16 16 40

 

 

Краткое содержание курса

 

 

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

Тема 1. Понятийный аппарат источниковедения.

 

Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки. Общее понятие об источниковедении как исторической дисциплине, его задачах, методе, терминологии. Источниковедение как наука об исторических источниках, приемах их выявления, изучения и использования в работе. Изменение статуса и содержания источниковедения в системе гуманитарных наук, новые подходы к преподаванию источниковедения. Источниковедение как особый метод познания реального мира через фиксированные источники информации.

Источниковедение и историческое познание. Специфика прошлого как объект познания. Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания.

"Исторический источник" — эволюция понятия, методологические основы различия в определении исторического источника.Источник как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения. Общие свойства источников и принципы их изучения, вырабатываемые в рамках общеисторических исследований. Исторический памятник и исторический источник. Историческое свидетельство и исторический факт. Современные методологии работы с источниками, установление фактов на основании свидетельств и роль познающего субъекта (историка) в создании исторической науки в работах Л. Февра, Р. Коллингвуда, М. Блока, А. Гуревича. Исторический источник как носитель социально-культурной информации.



Специфические особенности отражения действительности в источниках различных видов. Закономерности восприятия информации, как создателем источника, так и изучающим его исследователем. Проблемы творца (источника) и исследователя, как «встречи двух индивидуумов», в методологических работах М. Бахтина и Г. Гадамера.

Источник по театру как факт исторической культуры. Двойственный характер источника: как непосредственного исторического остатка прошлого и как исторического предания, повествования о прошлом. Классификация Э. Бернгейма как основа для выработки методов проверки достоверности источников. Исторический источник в свете учения об информации. Потенциальная и выявленная информация.



 

Тема 2. Эволюция классификационных характеристик источников.

 

Классификация источников по типам и видам. Виды письменных источников. Определение вида. Вид источника — исторически сложившаяся совокупность источников, которая может характеризоваться одинаковостью внутренней формы (структуры). Одинаковость структуры определяется единством формы, происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Особенности источников по истории театра. Выработка приемов анализа содержания различных видов и групп источников.

Основные этапы работы исследователя с источником. Поиск и выявление источников. Понятие "эвристики" как совокупности теоретических проблем, связанных с выявлением источников. "Историк не тот, кто знает. Историк — тот, кто ищет" (Люсьен Февр). Роль архивистики и архиографики в эвристическом процессе. Методики сбора материалов. Принципы и технологии выявления источников — носителей информации в процессе исследовательской работы.

Задачи источниковедческого анализа. Внешняя критика источника — определение внешних особенностей источника, установление его подлинности и его происхождения (времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения).



Внутренняя критика источника — интерпретация (герменевтика), оценка достоверности, полноты, представительности, научной и информационной его значимости. Исследование структуры и свойства информации в источниках по теории, истории и практике балетного и хореографического искусства. Ограничение круга обследуемых источников.

Принцип формирования источниковедческой базы исследования на основе методологической и мировоззренческой базы исследователя. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.

 

Литература:

Источниковедение: Теория. История, Метод. Источники Российской истории: Учебное пособие/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. — М.: РГГУ, 2000.

Источниковедение истории СССР: Учебник / Под ред. В. Ковальченко. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1981.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Бернгейм Э. Введение в историческую науку. — СПб., 1908.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М.: Наука, 1986. — (Серия:"Памятники исторической мысли").

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство,

1991. — (Серия:"История эстетики в памятниках и документах").

Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. – М.: Наука, 1969.

Теория и методы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: Межвузовский сборник. — М.: МГИАИ, 1985.

Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991. — (Серия:"Памятники исторической мысли").

 

 

Раздел 2.ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

Тема 3. Основные группы источников по истории отечественного театра

В театральной науке важное место принадлежит изучению собственно театральных процессов в их развитии и историческом контексте. Необходимость междисциплинарного подхода при исследовании истории театра является основным требованием современной науки. Современный научный взгляд на театр, таким образом, предполагает расширение традиционно сложившейся источниковой базы театроведения. На сегодняшний день существует ряд исследований (И. Петровской, А. Альтшуллера, Д. Золотницкого, А. Трабского, Ю. Большаковой, Ю. Орлова, Г. Дадамяна и других), опирающихся на принципиально новые для театроведения виды источников.

Расширение источниковой базы исторических исследований театра на основании введения в научный оборот новых совокупностей исторических источников и совершенствования методов их обработки.

 

Тема 4. Анализ источников законодательного, распорядительного и исполнительного характера.

 

1) Законодательные акты и распорядительные документы исполнительных органов власти как вид источника. Значение источников, создаваемых законодательными и исполнительными органами власти. Виды законодательных документов, их особенности. Законы и постановления регламентирующие государственное устройство, общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Театральное законодательство дооктябрьского периода. Театральное законодательство в СССР. Законодательные акты и распорядительные документы о театре на современном этапе. Основные публикации законодательных актов и нормативных документов дореволюционного и советского времени.

 

Литература:

Каштанов С.М. Акты новейшего времени // Источниковедение ХХ столетия, М., 1993.

Данилов С.С. Материалы по истории русского театрального законодательства. // О театре. — Л.-М., Искусство, 1940.

Погожев В.П. Проект законоположений об Императорских театрах. В 3-х тт. — СПб., 1900.

Свод законов РСФСР. Т.Т.1-9. – М., 1983-1989.

Советский театр. Документы и материалы. — М.-Л., 1968 — ... Вып. 1, 2,

 

 

2) Делопроизводственные материалыпредприятий, учреждений и общественных организаций.

Виды нормативных документов, их особенности. Источниковедческий анализ нормативных документов (по происхождению, содержанию, цели создания). Способы описания текущей делопроизводственной документации в рукописях (курсовых работах, дипломных сочинениях). Типы документов, хранящихся в делопроизводственных и личных архивных фондах: распоряжения вышестоящих инстанций и отчеты подведомственных учреждений; делопроизводственная переписка; документы, отражающие и фиксирующие повседневную деятельность.

Основные фонды РИА, содержащие документы по истории театра и театрального дела: фонд Дирекции императорских театров, фонды высших дореволюционных органов власти и других центральных государственных учреждений, фонды местных учреждений, фонды отдельных лиц. Фонды других исторических архивов страны: фонд Наркомпроса, фонд ЦК союза Рабис, фонды отдельных театров и организаций.

Литература:

Архив Дирекции Императорских театров в 4-х тт./ Сост.Погожев В.П., Молчанов А.Е., Петров К.А. — Спб., 1892.

Советский театр. Документы и материалы. — М.-Л., 1968 — ... Вып. 1, 2,

Театр и музыка. Документы и материалы. — М.-Л.: Наука, 1963.

Бюллетень Всесоюзного Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. — М., 1936 — 1940.

Справочник руководящих материалов Комитета по делам искусств СНК СССР. — М.-Л.: Искусство, 1941.

Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М., 1922 — 1936.

 

3)Статистические источники.Значение статистических материалов как источника по истории театра. Публикация статистических материалов в «Ежегоднике Императорских театров». Основные направления критического анализа статистических материалов.

 

Литература:

Ежегодник Императорских театров / Дирекция Императорских театров. — СПб., 1890-1917.

Сборник статистических сведений по Московской губернии /Изд. Моск. губ.земства. — М., 1877-1913.

 

 

Тема 5.Анализ источников общественного и личного происхождения.

 

Периодическая печать.Понятие "периодическая печать". Значение периодики как источника изучения театра. Общие и специальные периодические издания. Театральная периодика. Типы материалов о театре и балете в периодической печати: критические и историко-теоретические публикации, портреты творческих деятелей, биографические материалы, полемические и публицистические заметки, мемуары, законодательные материалы, хроника, информация и так далее. Преобладание различных типов материалов о балете и театре на разных этапах социально-общественных отношений. Значение губернских ведомостей как источника по истории театра и театрального дела в провинции.

Проблема достоверности сведений, публикуемых периодической печатью; необходимость аналитического сопоставления материалов различных изданий.

Основные этапы развития русской дореволюционной и советской театральной периодики. Дооктябрьская печать о театре и балете. Важнейшие издания по балетному театру и искусству.

 

Литература:

Вестник работников искусств. — М., 1920 — 1926.

Вестник театра. — М., 1919 — 1921.

Временник Театрального отдела Наркомпроса. — Пб.-М., 1918 — 1919.

Ежегодник Императорских театров.

Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 г.г.. В 2-х т.т.. — М., 1995 (Репринтное издание).

Черепахов М.С., Фингерей Е.М. Русская периодическая печать (1895 — окт. 1917): Справочник. — М., 1957.

 

Источники личного происхождения.Расширение группы видов источников личного происхождения в ХХ веке на основе критерия автокоммуникативности (дневники) и межличностной коммуникативности. Современная классификация источников личного происхождения: воспоминания, дневники, письма, автобиографии, записки, эссеистика, исповеди. Источники личного происхождения с фиксированным адресатом и с неопределенным адресатом. Литературное произведение как источник личного происхождения. Значение мемуаристики как источника истории театра и театрального дела. Подвиды мемуарных источников. Проблемы достоверности мемуарных источников: умышленное и неумышленное искажение фактов, обработка редакторами и другими сторонними лицами. Обязательная необходимость сопоставления фактов и оценок, приводимых мемуаристами, с фактами, приводимыми в других видах источников.

Литература:

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., Искусство, 1979, С.7-180.

Веселовский С.Б. Из курса лекций аспирантам Московского государственного историко-архивного института о методике научных исследований // Веселовский С.Б. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма, М,, 1978, С, 190-292.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

Немирович-ДанченкоВл.И. Творческое наследие. Т.Т.1-4. – М.: МХТ, 2003.

Петровская И.Ф.Биографика. - СПб, 2003.

Теляковский В.А. Дневники директора Императорских театров. Вып.1,2,3… - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998…

 

Тема 6.Аудио-визуальные источники.

 

Специфика сбора и обработки.аудиодокументов, визуальных источников (фото, кинодокументы, изобразительные материалы). Современные носители информации.

Литература:

Гибсон Дж. Теория извлечения информации и ее значение. Глава 14 // Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М : Прогресс, 1988.

Русские граверыи их произведения с 1564 г. до основания Академии Художеств. — М., 1870.

Русские деятелив портретах, изданных редакцией Исторического журнала «Русская старина». — СПб., 1889.

Русские портреты ХVIII — ХIХ столетий/Сост. Вел.н. Николай Михайлович. СПб., 1906.

 

Раздел 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА И ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ.

Тема 7. Принципы библиографического описания единиц библиотечного хранения.

 

Основные хранилища источников: библиотеки, архивы (государственные, общественные, частные), музеи, собственно учреждения и организации и прочие. Систематизация произведений печати в каталогах универсальных, научных и массовых библиотек.

Методики организации поиска источников. Алфавитные, предметные, систематические каталоги Российской государственной библиотеки (бывшая ГБЛ), Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Научной библиотеки СТД, Российской исторической библиотеки России, Российской государственной библиотеки по искусству (бывшей ГЦТБ), городских и районных публичных библиотек. Справочно-библиографические отделы и кабинеты научных библиотек. Рукописные отделы библиотек. Электронные каталоги и библиотеки.

Современные носители информации. Библиография — вспомогательная научная дисциплина. Задачи библиографии. ГОСТы. "Правила библиографического описания произведений печати". Составление библиографических ссылок. Принципы составления списков источников и литературы.

Большакова Ю.Б. Методические указания по курсу «Источниковедение».

Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. – М., 2007.

 

Тема 8. Выявление источников и пособий в архивах и хранилищах и их описание.

 

Сеть государственных архивов страны. Российский государственный архив литературы и искусства, Российский исторический архив, местные архивы, ведомственные архивы. Принципы организации архивного дела, архивные материалы в МГАХ и других организациях. Путеводители по архивам.

Понятия: "фонд", "личный фонд", "опись", "единица хранения", "лист", "делопроизводственный фонд". Правила описания документации, хранящейся в архиве. Работа со справочниками, путеводителями, перечнями, каталогами, описями в архивах.

Сеть государственных музеев страны. Театральные музеи: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Ленинградский государственный театральный музей им. А.Н. Островского, музеи при театрах. Исторические, краеведческие, художественные музеи — хранилища информации по материальной культуре общества. Отделы хранения, рукописные отделы музеев.

Справочная литература по истории театрального и хореографического искусства: библиографические указатели, справочники, летописи, хронологии, словари, энциклопедии и прочее. Роль методической и справочной литературы при разыскании материалов по истории театра. Аудио-визуальные материалы и их подвиды.

 

Литература:

Архив дирекции Императорских театров / Погожев В.П.. — СПб., 1892.

Ерошкин Н.П. Очерки по истории государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1960.

Погожев В.П. Столетие организации Московских императорских театров. — СПб., 1907-1908.

 

Указатели:

Адарюков В.Я. Библиографический указатель книг, брошюр, журнальных статей и заметок по истории русского театра. // Антиквар, 1903, №№ 9-12

То же. — Отд. отт. СПБ., 1904.

Русские биографические и библиографические словари/Сост. И.М. Кауфман. — М., 1995.

Данилов С.С. К историографии русского дореволюционного и советского театра. // Записки о театре. Л.-М. 1958, 1960.

Зубов Ю.С., Погорелая Е.П., Туровская А.А. Библиография искусства. — М.: Книга, 1973.

Петровская И.Ф. Справочно-библиографическая работа по вопросам театра и музыки в научно-исследовательских и других учреждениях Ленинграда. // Театр и музыка. Документы и материалы. М.-Л.: Наука, 1963.

Русские официальные и ведомственные издания: Каталог. — СПб., 1995. Тт. 1 — 6.

 

Энциклопедии и словари:

Балет. Энциклопедия. — М.,1981

Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. В 50-и тт. — М.: Сов.энциклопедия, 1970 — 1978.

Калмановский Е.С. Вопросы театральной терминологии. — Л., 1984.

Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти тт. — М., 1962 — 1978.

Пави П. Словарь театра. — М.,1991

Русские писатели. 1800 — 1917: Биографический словарь. — 1989.

Русский балет. Энциклопедия. — М.,1997

Русский биографический словарь / Сост. Половцев. — СПб., 1896

Русский биографический словарь: Неопубликованные материалы. Т. 4 /Под набл. М.П. Лепихина, под ред. С.В. Рождественского, М., Аспект-Пресс, 1999, т. 4, с. 307.

Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е изд. — М.: Сов.энциклопедия, 1966.

 

Тема 9. Реферирование источников.

 

Реферирование — один из методов анализа информации, содержащейся в источнике. Понятие реферата как сокращенного изложения первичного документа (или его части) с приведением основных фактических сведений и выводов. Принципы составления реферата. Структура информативного и аналитического реферата:

— сведения об основных задачах исследования или разработки,

— определение методов исследования, примененных в реферируемом материале,

— сведения о выводах и рекомендациях, содержащихся в источниках. Принципы смыслового свертывания текста путем его группировки, выделением смысловых опорных пунктов, составляющих основу реконструкции краткого варианта текста (собственно реферата). Изъятие избыточной информации. Обзорный реферат, обзор состояния вопроса, обзорная справка, умение обобщить собранную информацию на теоретико-методологическом уровне.

Коллингвуд Р.-Дж. Идея истории. Автобиография. — М.: Наука, 1980. — (Серия: "Памятники исторической мысли").

Раздел 4. МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ИСТОЧНИКОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.