Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.3. Психология коммуникативной деятельности





1.— Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь, — мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа.

—Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно начать звонить, и предупредить тем рассеян­ного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить.

—При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот судьба людская: быть может она спешила к любящему мужу, к любимым детям под семейный кров - и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере - и картина оси­ротелой семьи с болью возникает в моей душе.

—Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него тол­па народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу — лежит какая-то женщина поперек рельсов - вероятно, наехали и разда­вили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее.

Задание. Проанализируйте четыре эпизода и определите, люди с какими типами темперамента рассказали о несчастном случае. На основе знания темперамента допрашиваемых свидетелей разработайте тактику снятия у них эмоционального напряжения и установления с ними психологического контакта.



2.Не без влияния детективной литературы в криминалистике утвердилась трактовка расследования как «конфликта, схватки, поединка». Существует взгляд, согласно которому уголовно-процессуальный конфликт представляет собой стадию, этап развития криминального конфликта, «В основе каждого преступления, – писал Р. С. Белкин, – лежит конфликт правонарушителя с законом, с интересом общества и государства. Восстановление попранного права начинается с раскрытия и расследования преступления, в ходе которого конфликт с законом может обрести форму конфликт со следователем – лицом, призванным установить истину»[1]. Ту же мысль высказывает О.Я. Баев: «Разновидностью, формой уголовно-правового конфликта является облечение его в уголовно-процессуальные отношения, возникающие между государством и лицом, совершившим преступление»[2].



Через призму конфликта рассматриваются иногда и отдельные следственные действия. Так, Г.Г. Доспулов пишет о «конфликтной ситуации допроса», которая возникает, когда «допрашиваемый отказывается от дачи показаний или дает ложные показания»[3]. Из этого следует суждение, относящееся уже к оценке доказательств: дескать, «материалы показаний обвиняемого (подозреваемого) складываются в ходе подготовки к совершению, совершения преступления и сокрытия следов»[4]. Эти и подобные им суждения составляют своеобразную концепцию конфликтного расследования.

Мысли же о том, что конфликт может быть инициирован легкомысленным или недобросовестным следователем, предъявившим обвинение невиновному, в этих рассуждениях нет. Между тем такие ситуации нередки. Достаточно вспомнить широко освещавшееся в свое время в печати дело Михалевича, который изнасиловал и убил 34 женщины. До его изобличения за эти преступления были осуждены 14 невиновных, один из которых был расстрелян, а другие, подвергшиеся длительному лишению свободы, стали инвалидами[5]. Такова цена некоторых «побед» следователей в конфликтах с обвиняемыми.

Из отождествления процессуального конфликта с криминальным неизбежно следует вывод о тождестве подозреваемого (или обвиняемого) с преступником.

Правомерны ли такие отождествления? Совместимы ли они с конституционным принципом презумпции невиновности, по которому обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда?



3.Известно, что разрешение конфликта – это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. В принципе, и это мнение разделяют многие авторы, существует три главных вида такого соглашения[6]: 1) соглашение в результате совпадения мнений сторон; 2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы, 3) соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон. Нетрудно видеть, что в первом и третьем случаях разрешение конфликта предполагает обоюдную активность соперников. Международная и внутриполитическая практика показывает, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому. И это понятно, потому что, если решение навязано, оно долго не просуществует, повлечет реваншистские настроения и стремление к возврату утраченных интересов, а конфликт в той или иной форме возобновится.

Вспомните об искусственности существовавших границ в ряде регионов нашей страны советского периода. Приведите примеры возникновения в этой связи межнациональных трений, проблем территориального размежевания народов после распада СССР.

4.Некто М., работавшая медицинской сестрой, была уволена из санатория по сокращению штатов. Она не согласилась с мотивами увольнения, ссылаясь на то, что действительной причиной увольнения были плохие взаимоотношения ее с главным врачом. Решение администрации санатория было ею обжаловано в суд, но безрезультатно. Тогда Махотина написала жалобу на главного врача санатория в прокуратуру, профсоюзный комитет и в центральную газету. Всюду она получила отказы. Продолжая писать жалобы вплоть до Конституционного Суда, М. вовлекла в этот конфликт более 50 организаций. К тому времени М. заявила, что ее больше не интересует восстановление на работе (она работала уже в платной кооперативной клинике).

Каковы истинные причины продолжения конфликта М. с главным врачом санатория? Предложите способы его урегулирования.

5.Не только в межнациональных, но и во многих других конфликтах может быть использован такой метод, как разведение сторон, их изоляция друг от друга. В бытовом конфликте это, например, расселение соседей, в семье – развод, в управлении – перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы.

Эффективно ли применение данного метода в международных конфликтах? Что необходимо предпринять, если разведение сторон в данном случае встретит сопротивление противоборствующих сил? Может ли угроза силового решения вопроса помочь выходу из конфликта? При ответе на последний вопрос вспомните легендарное решение царя Соломона по поводу спора двух женщин о принадлежности ребенка.

6. Известный отечественный социолог В.А. Ядов писал: «… конфликты более или менее регулируемы, когда у их участников есть общая система ценностей». При этом он считает, что поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными. (Социальные конфликты.Вып. 1. С. 14.).

Как вы понимаете эту цитату? Приведите примеры ее справедливости.

7. В США и многих других государствах широко распространено в целях предупреждения конфликтов включение в договоры, заключаемые между фирмами, а также и между частными лицами, специальных параграфов, предусматривающих поведение сторон при возникновении споров. Эти параграфы весьма детализированы. Сошлемся в качестве примера на рекомендацию Американской Ассоциации судей. Она считает, что при подготовке любого делового контракта в нем надо, по меньшей мере, предусмотреть:

• письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласия (а не просто устные разговоры);

• с самого начала разногласия – привлечение помощника или консультанта;

• использование любых попыток примирения;

• обеспечение достаточно высокого уровня лиц, ведущих переговоры;

• установление нескольких этапов переговоров;

• в случае неудачи переговоров – определение арбитра, а также судебного или иного порядка рассмотрения спора.

Согласны ли вы с тем, что заблаговременная запись в контракте этих и других условий предупреждает спонтанный конфликт, удерживает стороны от непродуманных поступков? Эффективен ли данный прием у нас в России? Отвечая на последний вопрос, приведите примеры из судебной отечественной практики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.