Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.
2. Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности.
3. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности.
4. Основные направления и виды деятельности эксперта.
5. Содержание и особенности профессиональной деятельности эксперта.
6. Понятие профессии, психологическая классификация профессий.
7. Понятие специальности, типы специальностей и их характеристика.
8. Классификация профессий по Е.А. Климову.
9. Методы исследования психологии профессиональной деятельности.
10. Профессиограмма, ее структура и характеристика.
11. Профессиональное самоопределение и его характеристика.
12. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.
13. Классификация психических явлений.
14. Сознание как высшая форма психики. Текущая организация сознания – внимание.
15. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности.
16. Темперамент. Основные виды темперамента. Учет типов темперамента в юриспруденции.
17. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
18. Понятие направленности личности.
19. Потребности личности.
20. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
21. Мотивация и мотивы.
22. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
23. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
24. Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия Индивидуальные различия в восприятии
25. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека.
26. Воображение. Виды воображения.
27. Память. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
28. Эмоции. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.
29. Воля. Определение воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
30. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
31. Психические состояния и их классификация. Характеристика видов психических состояний.
32. Конфликтные психические состояния личности.
33. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
34. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
35. Психология межличностных отношений.
36. Психология социального управления.
37. Противоречия профессионального становления личности эксперта.
38. Понятие профессионализма, его структура.
39. Уровни профессионализма и их характеристика.
40. Профессиональная компетентность личности.
41. Мотивационная сфера профессионализма.
42. Операциональная сфера профессионализма.
43. Профессиональные деформации личности.
44. Профессиональные деформации экспертов и их характеристика.
45. Профессиональные кризисы и их особенности.
46. Факторы и типология профессиональных кризисов.
47. Профессиональный стресс и его особенности.
48. Психологические условия нормализации профессионального стресса.
49. Психологические аспекты профессиональной реабилитации.
50. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
51. Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности.
52. Психологические закономерности становления профессионала.
53. Структура, способы, средства и технологии психологического обеспечения профессиональной деятельности.
54. Синдром эмоционального выгорания, его диагностика и пути преодоления. 55. Психологические закономерности становления профессионала.
56. Содержание и особенности поисковой деятельности эксперта.
57. Содержание и особенности реконструктивной деятельности эксперта.
58. Содержание и особенности коммуникативной деятельности эксперта.
59. Содержание и особенности организационно-управленческой деятельности эксперта.
60. Содержание и особенности удостоверительной деятельности эксперта.
5.4. Задания для самоконтроля знаний студентов.
(ПРАКТИКУМ)
Тема 1. Объект, предмет и содержание психологии профессиональной деятельности
1. А.И. Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что–нибудь делать».
Согласны ли вы с этим утверждением, свой ответ аргументируйте.
2. Подумайте над словами французского философа Д. Дидро (1713—1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».
Может ли человек что–либо делать без цели?
3. У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения.
А какой может быть цель преподавателя, государственного деятеля, сотрудника полиции, следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, судебного эксперта? Ответ аргументируйте.
4. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: судебная реформа 1864 г. в России; английская революция XVII в.; первое кругосветное путешествие; строительство Петербурга.
5. Немецкий поэт и мыслитель И.В. Гете (1749—1832) писал: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».
Как вы думаете, для большевиков диктатура пролетариата была целью или средством?
6. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать из следующего высказывания римского писателя и историка Светония (I — II вв.):
«Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери»?
7. И.В. Гете писал: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность?
8. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899—1961) говорил: «Каждый человек рождается для какого–то дела».
Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свое понимание объясните.
9. Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а, следовательно, — развитием общества.
1. О каком виде деятельности идет речь в следующем высказывании академика И. П. Павлова:
«Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял «голову с руками»?
2. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»? О каких противоречиях профессионального становления здесь может идти речь?
3. Подумайте, в силах ли вы выполнять условия творческой деятельности, которые указал академик В.И. Вернадский:
— проводить детальный анализ;
— видеть за частным общее;
— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
— не избегать вопроса «почему?»;
— прослеживать историю идей;
— собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников;
— изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как человек познает окружающий мир);
— связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;
— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Попробуйте, соблюдая эти условия, подготовиться и обсудить проблему «Как можно в вузе улучшить процесспрофессионального становления личности юриста?».
4. Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан заявлял: «Все радости жизни в творчестве».
Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?
5. Как вы представляете себе поисковую, реконструктивную, коммуникативную, социальную, организационно–управленческую, удостоверительную стороны деятельности ученого и следователя? Что в их деятельности общего? В чем различия?
6. Открыть можно лишь то, что есть в окружающем мире; изобрести можно только то, чего еще нет.
Приведите примеры великих открытий и изобретений.
7. Является ли творческой работа следователя? Сравните деятельность литературных героев — Шерлока Холмса и комиссара Мегрэ. Какие черты творческой деятельности вы могли бы указать в их работе?
8. Русский философ В.С. Соловьев писал: «Интуитивность, или интуитивное отношение к предметам, занимает преобладающее, хотя и не исключительное место в художественном творчестве».
Согласны ли вы с таким утверждением? Почему именно в художественном творчестве особенно велика роль интуиции?
9. Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Призвание всякого человека в духовной деятельности, в постоянном искании правды «смысла жизни»? Означают ли они отрицание практической деятельности?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|