Сделай Сам Свою Работу на 5

Систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру





На этой ступени вы можете приступить к непосредственному написанию проекта документа, поскольку накопили для этого достаточную информацию. Вы собрали важные, по вашему мне­нию, факты и провели исследовательскую работу в смежных областях права.

Теперь вы должны систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру документа на основании полу­ченной вами информации, прежде чем облекать документ в текстовую форму. Тем самым вы избежите непреднамеренных пропусков и обеспечите логическую последовательность изло­жения. При этом должна быть обеспечена не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мысли в каждом разделе.

Во-первых, перечислите собранные вами факты.

Во-вторых, перечислите категории разделов, которые должны быть отражены в документе. Эти категории должны исходить из собранных фактов, а также проведенной вами исследова­тельской работы в смежных областях права. Источники права могут помочь вам в подготовке юридических документов.

При подготовке законопроектов следует иметь в виду, что каждый такой документ посвящен одному общему вопросу, и все разделы закона должны относиться к этому вопросу. При подготовке законопроекта должна соблюдаться иерархия — от общих положений к конкретным пунктам.



Но структура закона решает только вопрос о логической последовательности расположения материала, основное его содержание — это правовые и процессуальные нормы. Несмотря на то что законы отличаются друг от друга по объему — от простой концепции, изложенной в нескольких предложениях, до сложной переплетенной системы, занимающей сотни стра­ниц, — подготовка законопроектов, независимо от их объема, требует понимания принципов их внутренней организации.

В-третьих, расположите категории в логическом порядке. Переход от исходной общей информации к более конкретной информации — один из способов логического расположения материала. Другим способом является расположение материала в хронологической последовательности.

В-четвертых, переведите логически последовательные кате­гории в форму содержания документа, присвоив каждой кате­гории отдельный заголовок.



В-пятых, переведите предметное содержание документа в форму предварительной предметной структуры, выделив под каждой рубрикой более частные подтемы. На этом этапе вы сможете выделить подтемы только по части категорий. Воз­можно, к этому придется вернуться на последующих этапах после того, как в структуру документа будут интегрированы фактические данные. После объединения предметных рубрик с собранной вами информацией выделение подтем будет облег­чено.

В-шестых, получив тематическую структуру, поместите каж­дый собранный вами факт под соответствующую предметную рубрику.

В-седьмых, пересмотрите структуру документа с тем, чтобы отразить в нем не нашедшие свое место факты, и проверьте, каких фактов недостает. Таким образом, вы интегрируете всю собранную вами информацию в логически построенную струк­туру документа. Чтобы добиться этого, вам, возможно, придется перегруппировать ваши рубрики и подрубрики и даже создать новые рубрики. В другом случае вы обнаружите, что некоторые факты можно полностью игнорировать как не представляющие юридического значения.

Таким образом, вы пересмотрели организацию материала с учетом не вошедшего в структуру документа фактического ма­териала. Пересмотрите структуру, перечитайте выписки, сделан­ные в ходе исследовательской работы, и проконсультируйтесь с вашим клиентом, чтобы убедиться, что важные факты не упущены. Несмотря на то, что все это должно быть повторено при рассмотрении возможных последствий (6-я ступень) и при редактировании документа (7-я ступень), процесс подготовки юридических документов требует возвращения к пройденному: проверить проведенную работу никогда не рано.



В-восьмых, проверьте незаполненные или пропущенные пред­метные рубрики и внесите необходимые исправления.

Для того чтобы убедиться, что вы не упустили положения, которые были бы полезны или необходимы, вы можете найти целесообразным провести дополнительную исследовательскую работу с источниками права и обратиться к вспомогательному инструментарию, разработанному другими юристами или опуб­ликованному в научных работах. Использование на этом этапе разработанных форм самоконтроля приносит пользу: с их по­мощью вы еще раз убедитесь, что важные положения документа не прошли мимо вашего внимания. Но если бы вы использовали их на более раннем этапе вместо того, чтобы самим органи­зовывать материал и выстраивать структуру документа, вы не смогли бы приспособить документ к конкретным уникальным требованиям вашего клиента.

В-девятых, перейдите от общей структуры к подготовке про­екта документа. После того как материал организован, систе­матизирован и разработана его общая структура, подготовка про­екта является следующим логическим шагом.

После того, как предварительный проект документа закончен, вам, возможно, придется пересмотреть структуру и классифи­кацию, ввести более дробную классификацию отдельных поло­жений вашего документа. Это представляется особенно важным, если документ сложный и перегружен деталями. Поскольку хо­рошо подготовленный документ должен легко восприниматься визуально, могут потребоваться дополнительные заголовки и подзаголовки, нумерация разделов и таблицы, которые облегчат чтение документа.

Тщательно изложить

Даже хорошо организованный документ не всегда достигает своей цели, если он плохо написан. Более того, небрежно под­готовленный документ может породить тяжбу. Поэтому пятая ступень процесса подготовки юридического документа — «тща­тельно изложить» — имеет исключительно важное значение.

Перед вами стоят три основные задачи: излагайте предмет ясно, соблюдайте надлежащий тон и будьте кратки.

Первая задача — ясность изложения — требует сосредото­чения на существе вопроса и соблюдения порядка изложения.

Если документ сосредоточен на существе вопроса слишком узко, он будет неполным. Если основной акцент рассеян, до­кумент будет непоследователен. Но даже документ, сосредоточенный на существе вопроса, может быть недоступен читателю. Соответственно, документы более доступны для восприятия, если они изложены в четком порядке. Документ, изложенный в четком порядке, имеет параллельную структуру, переходя от знакомого материала к незнакомому материалу и облегчая его визуальное восприятие.

Ясность достигается сосредоточением на существе вопроса и следованием определенному порядку. Прежде всего, выберите основной акцент. Если акцент выбран слишком узко, теряется необходимая информация. Если акцент рассеян по разделам до­кумента, теряется последовательность. Вы должны выбирать между общими и определенными, между абстрактными и кон­кретными формулировками.

При подготовке законопроекта особо важна ясность изло­жения. Чтобы демократический процесс успешно работал, ос­новной смысл закона должен быть понятен из его языка. Со­ответственно, готовя законопроекты, вы должны пользоваться простым языком, насколько это позволяет предмет закона. На­пример, лучше использовать относительно короткие предложе­ния, в которых выражается одна мысль. Простые и ясные фор­мулировки способствуют ясности мысли в ходе работы над до­кументом, что увеличивает вероятность того, что закон будет действовать в соответствии с его замыслом. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения часто могут толковаться по-разному и могут заслонить те мысли, которые должны найти свое выражение в законопроекте.

Поскольку толкование закона особо чувствительно к выбору терминологии, в ходе формулирования и вторичного просмотра каждого предложения важно быть уверенным, что каждое слово ясно выражает то понятие, которое в него заложено. Правила толкования закона исходят из того, что термины используются в их обычном общепринятом понимании, если законом не ого­ворено их отличное значение. Слова, которые имеют или под­разумевают дополнительное значение, должны быть заменены.

Следует иметь в виду, что документы более доступны, если правильно выбрана их тональность. Вы должны представить себе различные группы адресатов документа, чтобы уравновесить их различное восприятие. Сделав это, вы можете решить, насколько сложным должен быть язык документа. Например, если доку­мент адресован потребителям, он должен быть изложен простым языком. Если же адресатом документа является техническая ин­теллигенция, вам могут пригодиться некоторые специальные тер­мины, имеющие хождение в различных сферах деятельности.

Иногда ваш клиент хочет, чтобы контракт был составлен в жестких выражениях с тем, чтобы другая сторона и не подумала о нарушении его условий. Однако контракт не может быть слиш­ком односторонним. Иначе другая сторона не поставит под ним своей подписи.

Тональность документа может быть использована для ак­центирования важного материала или для «запрятывания» труд­ного материала или опасной информации. Например, можно запрятать информацию, наносящую вам ущерб, в середине мно­гостраничного документа. Для иллюстрации приведем два ва­рианта предупреждения владельцам газонокосилки:

«При определенных обстоятельствах и при эксплуатации в ус­ловиях высокой температуры или же если оборудование не очищено соответствующим образом, а также в некоторых других случаях механические части данного агрегата могут перегреться и вызвать неожиданное возгорание огнеопасных материалов» и «ВНИМАНИЕ! Если эта газонокосилка не очищена или перегрета, она может взорваться».

Но любой выбор должен быть сознательным. Прежде чем начать работу над каким-либо положением документа, подумайте об общей тональности всего документа. Независимо от выбора языка и тона документа, в каждом его разделе должны выде­ляться наиболее важные моменты.

И, наконец, для читателей вашего документа будет легче найти важную информацию, если документ краток. Старайтесь избегать многословия при передаче мыслей, которые надо вло­жить в документ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.