Е) оценка развитости воображения
Задание 1. Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.
Задание 2.Завершите, основываясь на своем жизненном опыте или воображении, ситуации, иллюстрирующие различные способы поведения мошенников.
A. В метро к незнакомому лицу обратилась женщина, по виду приезжая из провинции, с просьбой подсказать адрес приемной одной из государственных структур. Незнакомец ответил, что знает эту приемную и изъявил готовность проводить до подъезда. По дороге спросил, что за нужда заставляет обратиться в столь высокую инстанцию? Женщина ответила, что приехала хлопотать за сына, который, по ее мнению, осужден незаконно, но вот на месте правды не добиться...
Б. Девушка, представляясь сотрудником общества милосердия, ходила по квартирам и собирала деньги «на помощь беженцам из Чечни». При ней была разграфленная тетрадь, куда она аккуратно записывала данные о дарителе, сумму взноса, предлагала расписаться в соответствующей графе. Пришла она по неведению и в квартиру, где проживал сотрудник милиции...
B. Перед самым носом будущей жертвы пробегает перегруженный покупками человек, он как бы случайно роняет кошелек или бумажник. Тут же появляется «прохожий», поднимает кошелек, показывает растерявшемуся очевидцу деньги — «Разделим?»...
Г. В продовольственный магазин обратился интеллигентного вида гражданин с невинной просьбой: передать его напарнику картонную коробку с радиодеталями. Приятель действительно пришел через некоторое время и забрал коробку, щедро расплатившись за услугу.
Спустя несколько дней первый посетитель снова принес такую же коробку. И опять услуга была неплохо оплачена. В третий раз, уже на правах старого знакомого, «интеллигент» притащил внушительную упаковку, сообщив по секрету: «Здесь товара на миллионы». К вечеру он появился вновь и, узнав, что напарник не приходил, очень расстроился, поскольку ему срочно нужны деньги. Сердобольные работники прилавка собрали требуемую сумму — в залог-то оставался ценный товар!..
Д. К жене директора крупного магазина обратилась на улице пожилая женщина с украинским произношением: не знает ли та, где можно продать перстень. Объяснила: попала в сложное положение — на вокзале обворовали, даже на обратный проезд нет денег. И вот просто вынуждена уступить за самую низкую цену перстень, унаследованный от бабушки.
Рассказ сопровождается вздохами, причитаниями и утиранием глаз. Цена назначается не очень большая. Камнем заинтересовался и случайный прохожий. Он готов купить перстень, да жаль денег при себе нет. Неожиданно вспоминает: близко живет его знакомый, ювелир. Можно попросить его посмотреть камень. Направляются к ювелиру втроем и видят его выходящим из подъезда. Упрашивают, можно сказать, хором: «Пожалуйста, посмотрите камень!» «Ювелир» извлекает лупу и принимается изучать перстень. Затем передает его владелице, отводит «прохожего» в сторону и, шепнув ему что-то, оставляет какую-то бумажку...
Е. В отделение милиции обратились сельские жители с просьбой установить, кто отбирает пенсию у старушки Киселевой. Киселева жила очень бедно, хотя возделывала небольшой огородик и получала пенсию. Соседям свою бедность она объясняла тем, что каждый месяц в день получения пенсии к ней приходит черт и все деньги забирает. В доме Киселевой сделали засаду. После прихода почтальона и получения пенсии в доме открылась дверка подпола и вылез черт с рогами и хвостом. Его схватили. Оказалось, что это...
Тема 5. Психология коммуникативной деятельности эксперта –4 часа.
Вопросы:
1. Понятие и структура коммуникативной деятельности эксперта.
2. Психологические основы коммуникативной деятельности эксперта.
Литература
основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [6,7,8].
Технические средства обучения (ТСО) :
1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.
2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.
3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).
4. Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.
5. Презентации Microsoft PowerPoint.
Заданияпо теме 5. Психология коммуникативной деятельности.
А) активное самораскрытие
Порядок выполнения: каждый член группы в течение 3 – 5 мин. высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения.
После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации» этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы,для работы на последующих занятиях.
Б) развитие навыков высказывания
Порядок выполнения: каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг» забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, хотя прошло уже целых три. Потребуйте от него, обращаясь к кому–либо из группы в различных стилях: агрессивном, неуверенном, уверенно–достойном.
Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен.
Примерные ситуации для упражнения:
– друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти;
– ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас;
– люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором;
– друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас.
В) понимание себя и окружающих людей
Порядок выполнения: вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.
1. Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем–то важном для вас в течение 2–3 минут. Оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями.
2. Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог. В течение 2–3 минут говорите о своих проблемах, затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.
3. Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2–3 минут.
Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.
Методические рекомендации: в этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять их, произвольно или по желанию участников.
Г)передача смыслового подтекста голосом
Порядок выполнения: обучаемые произносят слово «Здравствуйте» с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. Все состояния написаны на отдельных карточках. Слушающие не знают какой оттенок передает «здоровывающийся» и должны определить его.
Д) развитие навыков невербального общения
Порядок выполнения: каждый обучаемый по очереди изображает предметы, указанные в списке. Все остальные должны угадать, что имеется в виду.
Например, «Я оставил…..» (жестами, мимикой изображается как причесывают волосы). Ответ – расческа.
Компьютер, телефон, петля, окно, дверь, скрипка, стакан, ручка, ключи, записная книжка и пр.
Е) идентификация сходных психических состояний
Обучаемым одновременно демонстрируются две фотографии лиц, находящихся в разных психических состояниях, сходных по внешним признакам.
Задание: найдите различия в психических состояниях людей, определите эти состояния и назовите эти признаки.
Методические рекомендации: упражнение повторяется 10–20 раз с использованием новых фотографий. В качестве сходных по внешним признакам состояний используется следующие пары: рабочая сосредоточенность – внимательное наблюдение; спокойствие – безразличие: наигранная веселость – действительная радость; уважительное отношение – подхалимство (заискивание) и др. При первых десяти повторениях ответ дает один обучаемый, а вся группа участвует в обсуждении. Заключительную оценку дает преподаватель.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|