Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Психология основных направлений профессиональной деятельности эксперта





Тема 3. Психология поисковой деятельности –4 часа.

Вопросы:

1. Понятие и структура поисковой деятельности эксперта.

2. Психологические основы поисковой деятельности эксперта.

Литература

основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [6,7,8].

 

Технические средства обучения (ТСО) :

1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.

2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.

3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).

4. Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.

5. Презентации Microsoft PowerPoint.

Задания по теме 3. Психология поисковой деятельности эксперта.

А) определение абсолютного порога зрительного ощущения

Чертятся кольца Ландольдта (см. рис 1.). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв в кольце 1,5 мм. Необ­ходимо иметь 6—8 плакатов с разрывами в разные стороны. Плакат помещается на стену. Для измерения расстояния от испытуемого до плаката делается разметка от стены по полу.



Испытуемый становится на расстоянии 6 м. от стены, спиной к плакату. Затем поворачивается и медленно идет к сте­не, пока не увидит разрыв в кольце. Испытание повторяется трижды. Затем вычисляется среднее арифметическое. Чем боль­ше расстояние, с которого испытуемый увидел разрыв, тем луч­ше его абсолютный порог зрительного ощущения.

Если разрыв определен с расстояния 5 м., это говорит, что угол различения равен 1 градусу и зрение испытуемого нормальное. Оценка зрительного ощущения производится в баллах (табл.).

 

Оценка в баллах
Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв 620—640 590–620 550–590 500—550 430—500 330—430 200—330

Б) сравнительное определение абсолютного порога слухового ощущения

С помощью магнитофона или другого источника с по­стоянной силой звука определяется порог слуховых ощуще­ний. Для этого подбирается звук, который большинством испытуемых улавливается с 5 м. Испытуемый стано­вится спиной к источнику звука, который медленно прибли­жается к нему, пока не будет услышан, а потом удаляется (пока не перестает ощущаться). Расстояние от источника звука фиксируется и может сопоставляться с другими испы­туемыми или с тем, что было раньше (например, до физиче­ской нагрузки).



В) определение разностного порога тактильного ощущения

Испытуемому на глаза надевается повязка. Эксперимента­тор прикасается к кожной поверхности испытуемого на тыль­ной стороне ладони ножками циркуля–измерителя, разведен­ными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводятся на 1,5 мм, на 2,0 мм, на 2,5 мм и т. д. (через 0,5 мм), до тех пор пока испытуемый не почувствует два прикосновения. Затем ножки циркуля сближаются до ощущения одного при­косновения. Эксперимент повторяется три раза. За основу бе­рется средний результат (в мм) всех измерений при разведе­нии и сведении ножек циркуля.

Оценка тонкости тактильного ощущения производится по табл.

Оценка в баллах
Порог тактильного ощущения в мм 1,5 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,5 5,0

Инструкция: участники должны определить промежуток вре­мени (в секундах) между первым и вторым ударами, который на­носит карандашом по столу руководитель занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (например: 7,15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 сек.). Часами пользуется только руководитель занятия. Результаты за­носятся в таблицу.

Номер серии опытов   Настоящая продолжитель­ность временных отрезков (А)   Продолжитель­ность временных отрезков по оценке испытуемых (В) Разность в оценке временных отрезков  
       

Методические рекомендации: упражнение можно усложнить, если ввести звуковые или световые помехи. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио, миганием света и др.



Г) развитие слухового восприятия

Порядок проведения: участникам последовательно предлагают­ся разные звуки и шумы (10—20) из различных точек помещения и с разных расстояний.

Источником звука может быть удар ладонью (палкой, метал­лическим стержнем и пр.) о какой–либо предмет, разрыв бумаги или ткани и др. Возможно использование магнитофонных запи­сей и шумов из замаскированных мест помещения.

Задание: на слух, закрыв глаза, определить источник, направ­ление и расстояние до источника звука.

Д) развитие навыков ориентировки в пространстве

Инструкция: сначала закрепите в памяти вид четырех сторон аудитории (условно — юг, север, восток, запад). Встаньте в центр комнаты, закройте глаза. Вспомните южную часть комнаты: сте­ну, два окна, подоконники. Это юг. Теперь вспомните северную часть комнаты: желтую стену, стенды, выключатель. Это север. Откройте глаза. Проверьте себя.

Установим временные связи слов «юг», «север», «восток», «за­пад» с видом четырех стен комнаты. Потренируемся в быстром переключении внутренних видений — с запада на север, с юга — на восток и т.д.

Методические рекомендации: сначала паузы между переклю­чениями могут быть большими, чтобы обучаемые волевыми уси­лиями успели «притянуть» видения. Затем паузы могут быть со­кращены.

Е) развитие глазомера

Задание: посмотрите на спинку своего стула. Закройте гла­за, не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

Посмотрите на тетрадь или на книгу, лежащую на столе. Зак­рыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стула и ширину тетради и книги. Сделайте то же самое с открытыми гла­зами, А потом с закрытыми.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.