Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Введение в психологию профессиональной деятельности





Тема 1. Объект, предмет и содержание психологии

профессиональной деятельности –2 часа.

 

Задания по теме 1. Объект, предмет и содержание психологии

профессиональной деятельности.

– сформулировать цели и задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности эксперта;

– определить этапы и последовательность действий по обеспечению профессионального становления эксперта;

– определить содержательные модули психологического обеспечения профессионального становления эксперта на каждом этапе;

– определить средства, приемы и способы;

–представить конкретные психотехнологии профилактики профессиональных деструкций и деформаций личности эксперта;

– выявить психологические способы профессиональной поддержки в условиях личностного кризиса;

– определить критерии достижения результата и оценки эффективности психологического обеспечения профессиональной деятельности эксперта.

Обсуждение представленных вариантов.

 

Литература

основная – [1, 3, 4]; дополнительная – [4, 5, 6, 7].

 

Технические средства обучения (ТСО) :

1. Деятельность юриста как психологический феномен (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 18 мин.



2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.

3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).

4. Презентации Microsoft PowerPoint.

5. Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.

 

Тема 2. Психологические основы профессиональной деятельности специалиста –4 часа.

Вопросы:

1. Предмет и структура психологии профессиональной деятельности специалиста

2. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. Сознание человека как высший этап развития психики.

3. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Общее понятие. Классификация. Общие закономерности. Использование знаний о закономерностях познавательных процессов в юридической практике.

4. Понятие о личности и ее свойствах. Структура психических свойств личности. Темперамент. Направленность. Способности. Характер. Психология поведения личности в социальной группе.



Литература

основная – [5, 6, 8]; дополнительная – [12,13,14].

 

Технические средства обучения (ТСО) :

1.Видеофильм. Лекции профессора М.И. Еникеева.

2. Речи известных русских юристов (аудиокнига). М.: Библиофоника, 2009. 14 мин.

3. Видеофрагмены популярных художественных фильмов: «Живой труп» (3 мин), «Воскресение» (4 мин), «Господа присяжные» (12 мин), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (12 мин), «Угрюм-река» (2 мин), «Злоумышленник» (6 мин).

4. Презентации Microsoft PowerPoint.

 

При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что предметом психологииявляются закономерности психических процессов и состояний, индивидуально-типологические особенности личности и их проявление в различных условиях деятельности человека.

Психология – наука о психике человека, поэтому необходимо прежде всего усвоить понятие “психика”. Психология изучает общие закономерности взаимодействия человека с внешней средой.

В данной теме особенно важен вопрос о структуре психики человека. Здесь следует иметь в виду, что все многообразные психические явления классифицируются на три группы:

1) психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);

2) психические состояния;

3) индивидуально-типологические свойства личности(темперамент, направленность, способности, характер).

Изучая возникновение и развитие психики, необходимо усвоить формы и уровни психического отражения, характерные для различных ступеней организации животного мира – инстинкты, навыки и сущность сознания человека как внешний фактор формы развития психики. Рассматривая вопрос о происхождении сознания, необходимо уяснить, коллективный труд как фактор возникновения и развития сознания.



Центральными проблемами первой части являются психические процессы и, в частности, познавательные процессы. Следует иметь ввиду, что познавательные процессы обеспечивают информационную базу психики человека.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Переходя к изучению познавательных процессов, следует дать общую характеристику всей совокупности этих процессов, направленных на формирование ориентировочной основы поведения. При изучении отдельных познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы данного познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в юридической практике.

При изучении эмоциональной регуляции поведения человека следует усвоить отражательно-регуляционную сущность эмоций, обратив внимание на то, что эмоции – это субъективное отношение к объектам, непосредственно удовлетворяющим или препятствующим удовлетворению органических потребностей. Чувства – это субъективное отношение к удовлетворению или неудовлетворению социальных, общественно выработанных потребностей.

При изучении темы необходимо обратить внимание на классификацию эмоций и чувств. Особое внимание следует обратить на аффект (условия возникновения и сущность, юридическое значение

При изучении волевой регуляции деятельности и поведениячеловекаследует иметь ввиду, что воля –сознательный регуляционный процесс, направляющий деятельность на достижение будущего результата, цели, которые осознаются субъектом как необходимость и возможность. Достижение результатов волевых действий связано с преодолением внешних и внутренних трудностей, с проявлением волевых усилий, с противодействием непосредственным эмоциональным побуждениям.

Если эмоции регулируют поведение непосредственно, импульсивно, то воля является сознательной регуляцией деятельности на основе общественно выработанных понятий, норм, оценок. Только используя эти понятия, человек осознает необходимостьи возможностьсоответствующих действий в данных условиях.

Все волевые действия делятся по своей структурной организации на простые и сложные. В простых волевых действиях цели и мотивы совмещены. В структуре сложных волевых действий следует вычленять выбор цели, борьбу мотивов, принятие и выполнение решений, итоговую оценку результата. Необходимо также уяснить возможные дефекты волевой регуляции на различных этапах сложного волевого действия.

При изучении темы «Психические состояния личности»следует изучить пограничные и кризисные состояния личности, аутизм, тревожность, невротизм, краевые проявления психопатии, задержки психического развития личности (умственная отсталость).

При изучении вопроса «Личность и структура, ее психические свойства»особое внимание следует обратить на следующие вопросы: понятие личности, ее общественно-историческая обусловленность, структура психических свойств личности, социализация личности.

Изучая материал о темпераментечеловека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов – типологические свойства высшей нервной деятельности (учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности). Следует помнить, что темперамент характеризует лишь динамику протекания психической деятельности человека (скорость, сила, эмоциональность реакции).

Рассматривая понятие “направленность личности”, необходимо уяснить, что направленность личности – это ее ценностно-ориентационное качество, иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения. Направленность личности является основой многообразных отношений личности к действительности.

При изучении материала о способностях надо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), способностей и склонностей, обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности и компенсаторные замещения способностей.

Изучая материал о характере, необходимо уяснить определение характера. Характер – система отношений личности и общих способов поведения, проявляющихся в типе ее поведения.

Следует также обратить внимание на волевые, эмоциональные и интеллектуальные проявления характера. Важным является вопрос о типах характера и об акцентуациях (“слабых местах”) характера.

При изучении вопроса психологии человека в условиях специального взаимодействия следует понять социально-психологическую организацию группы.

В каждой социальной группе существует своя схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповым требованиям, оценкам. Это явление называется конформностью. Конформность – уподобление требуемым стандартам, уступка личности групповому давлению. Неподчиняемость групповым нормам называется нонконфрмностью. Нонконфрмность может быть основана как на высшей идейной принципиальности личности, так и на анархическом отрицании социальных норм и законов (аномии). Стиль поведения человека в группе определяется его общим адаптационными особенностями. Социальная адаптация - это включенность личности в социальную среду, выполнению ею своих социальных функций, ролей, изыскание ею условий и средства для своего развития. Межличностные отношения в социальной группе зависят от внутригрупповой сплоченности членов малой группы, от оценки ими своих возможностей. При завышении уровня притязаний отдельными личностями могут возникнуть внутригрупповые конфликты.

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и навыков социально-положительного поведения называется социализацией личности. Социализация личности - формирование у нее такой структуры потребностей, которые соответствуют интересам данного общества, овладение личностью эталонами, образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности – это овладение ее культурой общества, способами социально-ролевого поведения. Выполняя те или иные обязанности, человек руководствуется определенными общепринятыми требованиями к его положению, к его социальному статусу. Социальный статус – это социальное положение людей, их социальные функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.