Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг

Понятие маркетинга в сфере образовательных услуг

Предмет маркетинга в образовании – это идеология, стратегия и тактика отношений потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.

Целевой результат маркетинговой деятельности – это обеспечение рентабельности ОУ через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

· личности – в приобретении знаний;

· учебного заведения – в развитии и благосостоянии сотрудников;

· фирм – в росте кадрового потенциала;

· общества – в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала.

Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции

Участниками рыночных маркетинговых отношений являются:

1. Потребители

1.1. Отдельные личности

Особую роль среди субъектов маркетинга играет отдельные личности. Особенность состоит в том, что личность использует полученные знания не только для создания каких-то благ, не только для получения средств к жизни, но и еще для себя – для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность выбирает свою будущую специальность, место обучения, форму оплаты и т.д.

1.2. Фирмы, организации и предприятия

Они формируют спрос ОУ и предъявляют его на рынке. Пока что многие из них стараются получить специалиста, не оплачивая их обучение (берут на работу уже готовых специалистов из других организаций). Однако такая стратегия не может быть долговременной.

Функциями организаций – потребителей ОУ являются:

· информирование образовательных учреждений, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

· установление требований к качеству ОУ, к профессионализму своих будущих сотрудников; предоставление работы выпускникам, обеспечение условий для их эффективного использования;

· возмещение затрат на подготовку специалистов.

2. Образовательные учреждения

Образовательные учреждения формируют товарное предложение образовательных услуг: университеты, академии, институты, колледжи.

К функциям образовательных учреждений относятся:



· обучение студентов, т.е. оказание им услуг по приобретению знаний, умений и навыков;

· производство и оказание сопутствующих ОУП, воспитание студентов;

· оказание информационно-посреднических услуг абитуриентам, студентам и работодателям, согласование с ними условий будущей работы, источников финансирования ОУ.

Образовательные учреждения играют решающую роль во внедрении маркетинга в сфере образования, так как они заинтересованы в изучении рынков, их прогнозировании, ценообразовании в большей степени, чем другие субъекты маркетинга.

3. Посреднические структуры

Посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений) способствуют продвижению ОУ на рынке, и маркетинг для них является жизненно важной деятельностью. К их функциям относятся:

· накопление, обработка, анализ и продажа информации о рынке ОУ, консалтинговые услуги другим субъектам маркетинга;

· рекламная деятельность на рынке ОУ, юридическая поддержка;

· формирование каналов сбыта, содействие в заключении сделок;

· участие в финансировании и кредитовании участников на рынке ОУ.

4. Государство и его органы управления

Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

· создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

· финансирование государственных образовательных учреждений;

· предоставление вузам налоговых льгот;

· установление перечней профессий и специальностей;

· стандартизация образования;

· правовая защита субъектов маркетинга ОУ;

· подготовка кадров для системы образования по маркетингу.

 

Объекты маркетинга образовательных услуг

Маркетинг ОУ – это маркетинг услуг. Услуги, как известно, нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Чтобы убедить клиента приобрести услугу, производители стараются формализовать параметры услуг и представить их по возможности наглядно.

В образовании этим целям служат: учебные планы и учебные программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуги, сертификаты, лицензии, дипломы.

Услуги неотделимы от субъектов, оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить отношение к ОУ.

Услуги непостоянны по качеству, так как зависят даже от настроения преподавателя. Невозможно установить жесткие стандарты «интересности лекции».

Услуги несохраняемы. Для ОУ здесь нужно отметить две стороны:

· их нельзя заранее заготовить, спланировать, так как знания постоянно устаревают;

· естественное для человека забывание полученной информации.

Ассортимент ОУ как объект маркетинга весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка.

Существенной разновидностью ОУ являются сопутствующие услуги – информационные, консалтинговые, экспертные, научные исследования, внедрение научных разработок, учебники и учебные пособия, общежития, гостиницы, спортивные сооружения и т.д. Все это требует в современных условиях маркетингового подхода, анализа и прогнозирования рынков, выработки ценовой политики, стратегического и тактического планирования, формирования спроса и стимулирования сбыта.

Тема 3. Маркетинг в сфере туристских услуг

Характеристика маркетинга туристских услуг

Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики является туризм. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства. Для многих экономически развитых и развивающихся стран туризм является основной сферой национальной экономики. Основной результат деятельности в туризме - это создание туристского продукта, под которым следует понимать любые услуги, оказываемые туристу, подлежащие оплате. В широком понимании туристский продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку. Туристскому продукту присущи общие характерные черты услуг.

Туристский маркетинг- это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам.

Классификация видов туризма

Направления и цели путешествия обусловливают потребительское поведение туристов. Соответственно этому осуществляется классификация видов туризма.

Виды туризма

Признак  
По сфере распространения Внутренний туризм (путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают)
Выездной туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну)
Въездной туризм (путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на ее территории)
По цели распространения Рекреационный туризм (отдых и лечение)
Экскурсионный туризм (путешествие для знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями)
Научный туризм (путешествие для участия в работе выставок, конгрессов, конференций и т.д.)
Деловой туризм (поездки для проведения деловых мероприятий)
Этнический туризм (поездки для свидания с родственниками)
Спортивный туризм (поездки на соревнования)
Религиозный туризм (поездки, связанные с историей религии)
Лингвистический туризм (поездки для совершенствования знаний языка)
По форме организации путешествий Индивидуальные
Групповые
По демографическим признакам сегментации туристов Молодежный туризм, семейный туризм и т.д.
Люди с высоким уровнем дохода, социальный туризм и т.д.
Врачи, юристы, банковские служащие и т.д.
По сезонности туризма Круглогодичный
Сезонный
Эпизодический
По регионам туризма Европа, Латинская Америка, Африка и т.п.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.