Сделай Сам Свою Работу на 5

Гарантии для председателей профсоюзных организаций

Отчетный доклад о работе Комитета Кировской областной территориальной организации Профсоюза работников народного образования РФ

За 2010-2014 годы.

Уважаемые делегаты и гости Конференции!

 

Сегодня областная профсоюзная организация отчитывается о проделанной работе за 2010-2014 годы.

В основу работы положены решения VIсъезда Общероссийского Профсоюза образования, Программы развития Профсоюза и решения XXVIотчетно-выборной конференции Профсоюза.

Защита трудовых прав и социально-экономических интересов работающих и обучающихся в условиях модернизации образования, повышения требований к качеству труда педагогов определяют основные направления нашей деятельности.

Областная организация объединяет 40 местных и 20 первичных организаций учреждений высшего и среднего профессионального образования.

По итогам отчетов и выборов количество первичных профсоюзных организаций составляет - 953. Членов Профсоюза 35321 человек (работающих - 17722, студентов – 12281).

Аппарат областного комитета Профсоюза 5 человек. Освобожденных председателей местных организаций 4 человека, 4 совместителя на 0,5 ставки. Остальные председатели это учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, методисты, директора домов творчества, т.е. общественники.

За 5 лет проведено 11 Пленумов областного комитета Профсоюза. На 36 проведенных Президиумах рассмотрено 283 вопроса.

Разработано и действуют около 30 нормативных актов на уровне областной организации Профсоюза. Это Положения, Соглашения, планы, программы, такие как «Кадры в Профсоюзе», «Мотивация профсоюзного членства», «Информационная работа», «Оздоровление членов Профсоюза».

 

О заработной плате.

В центре внимания Профсоюза всегда стоят вопросы реального повышения заработной платы работников отрасли.

В 2010 году департамент образования Кировской области совместно с профсоюзом разработали проект закона Кировской области «О внесении изменений в закон Кировской области «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений Кировской области»». Предполагаемые изменения были ориентированы на доведение уровня средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в экономике области, путем увеличения доли стимулирующих выплат за качество и результативность труда. К сожалению данные предложения поддержки не получили, так как потребовалось бы увеличение бюджета на образование в Кировской области в объеме примерно 1,5 млрд. рублей.

В 2009-2010 годах началось обсуждение концепции закона «Об образовании в РФ».

В законопроект от Профсоюза, в том числе и от Кировской областной организации были подготовлены и направлены предложения к 20 статьям законопроекта, содержащим более 60 поправок.

В сентябре 2012 года Исполком Профсоюза принимает Обращение к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в связи с рассмотрением проекта федерального закона внесенного Правительством РФ. Напомню, что в этом проекте закона фактически отсутствовали все социальные льготы и гарантии педагогических работников вплоть до гарантий по оплате труда.

Кировская областная организация Профсоюза в поддержку Обращения направила 15 тыс. подписей, 800 телеграмм. Прошли встречи, переговоры с представителями исполнительной власти Кировской области и депутатами Госдумы от Кировской области. Наши представители участвовали в парламентских слушаниях и в пикете здания Государственной Думы.

Удалось добиться внесения в закон одной из важнейших норм для Профсоюза – гарантий по заработной плате. А именно определение расчета уровня заработной платы педработников образовательных учреждений не ниже среднего уровня заработной платы в субъекте РФ.

 

Согласно оперативной информации средняя заработная плата педагогических работников за январь-сентябрь 2014 года составила:

- по общеобразовательным учреждениям – 21,2 тыс. руб. или 101,6% от средней заработной платы по области (план 100%).

- по дошкольный образовательным учреждениям – 17,2 тыс. рублей или 100,2% от средней заработной платы в общем образовании (план 100%).

- по учреждениям дополнительного образования детей – 16,5 тыс. рублей или 78,2% от средней заработной платы по области (план 88,8%).

По учреждениям среднего профессионального образования – 18,4 тыс. рублей или 88,1 от средней заработной платы по области (план 90%).

 

За период с 2009 по сентябрь 2014 года средняя заработная плата педагогических работников повысилась в 2,14 – 2,4 раза.

Но остается серьезная проблема по оплате труда работников кого не коснулся Указ Президента, кто получает фактически минималку. Наше государство подзабыло об учебно-вспомогательном и обслуживающем персонале. В 2014 году, для них вообще не проводилась индексация зарплаты, а в 2013 доход повысили всего лишь на 6,5%. Профсоюз образования обратился с этим вопросом к Председателю Правительства РФ и руководителю профильного министерства.

Профсоюз снова и снова ставит задачу перед органами власти о решении проблемы увеличения МРОТ и выравнивания её с прожиточным минимумом.

Несмотря на повышение с 01.01.2015 года на 7,4 %, т.е. на 400 с небольшим рублей, до прожиточного минимума еще далеко. При этом в состав МРОТ включаются стимулирующие и компенсационные выплаты. На этом фоне совсем не объяснима отмена повышения заработной платы этой категории работников с 01 октября 2014 года. Мы имеем единичные примеры выделения дополнительных средств муниципалитетами по повышению оплаты труда не педагогических работников. (Киров, Кировочепецк).

 

Профсоюз настойчиво добивается введения единой базовой ставки заработной платы за ставку часов в неделю на всей территории Российской Федерации. Кстати, отменяя единую тарифную сетку, Правительство России обещало установить для бюджетников базовые ставки и оклады по всей стране. Но сейчас позиция Министерства образования по этому вопросу более чем странная. Федеративное устройство России не позволяет якобы вводить единую базовую ставку оплаты, а вот вводить единую систему госстандартов, профстандарта, ЕГЭ, позволяет. И то, что нарушается конституционный принцип – за равный труд, равную оплату, почему – то тоже можно проигнорировать. А диапазон размеров средней заработной платы педагогических работников поразителен. Так в Республике Дагестан – это 17400 рублей, а в Ямало-ненецком автономном округе 83000 рублей.

Несмотря на достижение целевых показателей определенных Правительством РФ вопрос о повышении заработной платы не теряет своей актуальности. В первую очередь, данные Росстата не отражают реальной ситуации с заработной платой педагогических работников. Так в среднюю заработную плату педагогических работников включаются суммы уплаченные организацией в порядке возмещения расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (приказ Росстата от 28 октября 2013 года №428).

Не учитывается интенсивность труда педагогов. По данным мониторинга, проведенного обкомом профсоюза в 13 районах области нагрузка достигает 2 и более ставок в городе и в селе. Кроме того, дополнительно городской учитель тратит 23,1 часа, а сельский 16,1 часа на проверку тетрадей, подготовку к урокам, работу с документацией. И на вопрос, кто хотел бы сменить работу, ответили в городе – 93 из 193 опрошенных, на селе 144 из 444 опрошенных.

Более того, ведь постоянной величиной остается только базовая часть, которая составляет 30 процентов от всей зарплаты, не потому ли, департамент финансов Кировской области по своему ведомству направляет письмо с рекомендацией минимизировать компенсацию на книгоиздательскую продукцию и стимулирующие выплаты. Цель понятна – экономия бюджетных средств. Но минимизировать можно все, если безропотно принимать, как закон, любое письмо финансистов, и уже в ряде районов, взяв под козырек, начали предупреждать об изменении условий оплаты труда за 2 месяца. После встречи с Губернатором Кировской области Никитой Юрьевичем Белых, удалось остановить этот беспредел.

В данной ситуации, первостепенной задачей всех профсоюзных организации является осуществление постоянного и пристального контроля за уровнем средней заработной платы членов Профсоюза. В связи, с чем предстоит:

1. Добиваться увеличения базовой ставки заработной платы.

2. Осуществлять постоянный мониторинг уровня заработной платы в отрасли.

3. Не допускать снижения денежной компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг педагогов в сельской местности.

4. Осуществлять контроль за своевременность ежемесячных выплат педагогическим работникам за классное руководство.

5. Добиваться от органов муниципальной власти закрепления обязательств по осуществлению финансирования выплат стимулирующего характера педагогам проживающим и работающим в сельской местности в размере 25 процентов.

 

Кроме заработной платы Профсоюз отстоял права и гарантии работников на:

1). сокращенную продолжительность рабочего времени. (Предлагалась 40 часовая рабочая неделя);

2). досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (предлагалось внести изменения в перечень категорий работников пользующихся льготами по пенсии);

3) ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4). предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам работающим и проживающим в сельской местности пгт.;

5). обязательную выплату компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. (в старой версии закона данная выплата только могла выплачиваться);

6). на учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. (в первой редакции закона учета мнения сельского поселения не было);

7). дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; (в старом варианте закона 1 раз в пять лет);

8). статья 26. Закрепление понятия представительного органа работников;

9) научно-педагогических работников на установление надбавок за ученую степень и за должность с включением в базовую часть заработной платы;

10) гарантированный минимальный размер государственной стипендии студентам;

11) льготы для руководителей образовательных организаций, которых они не имели:

- право на основной, удлиненный оплачиваемый отпуск;

- право на досрочную пенсию

- право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением на селе и в пгт.

С 1 января 2014 года, вступил в силу закон Кировской области «Об образовании в Кировской области», где Профсоюзу удалось закрепить:

1. Гарантии по выплатам за высшую квалификационную категорию и классное руководство.

2. Социальные выплаты в размере 1000 рублей– за почетные звания.

24 января 2014 года, подписано Отраслевое Соглашение между Кировской областной территориальной организацией Профсоюза и департаментом образования Кировской области на 2014-2017гг.

Соглашение закрепляет:

1. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при утверждении Положения об оплате труда.

2. Руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам областных государственных организаций (структурных подразделений), расположенных в сельских населенных пунктах, устанавливать выплаты в размере 25 % от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

3. Работникам, осуществляющим работу в ночное время, устанавливаетсявыплата компенсационного характера в размере 35 процентов часовой тарифной ставки.

4. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере средней заработной платы работника.

5. Дополнительные оплачиваемые отпуска:

по семейным обстоятельства: до 3 дней

для педагогических работников, чьи воспитанники заняли призовые места – до 10 дней

6. Льготы при прохождении аттестации, в том числе учет профсоюзных наград и работа в должности председателя первичной профсоюзной организации.

Гарантии для председателей профсоюзных организаций

Одним из приоритетных направлений деятельности Профсоюза является организация колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений. Об Отраслевом тарифном Соглашении между Департаментом образования и областным комитетом Профсоюза на 2014-2017 годы уже сказано.

За отчетный период, подобный нормативный акт был заключен на 2010-2013гг. Заключаются Соглашения между местными профсоюзными организациями и органами исполнительной власти, причем вновь заключаемые Соглашения, в ряде районов распространяются, только на образовательные учреждения, где есть первичные профсоюзные организации. В первичных организациях заключаются коллективные договоры, между администрациями и профкомами.

Заключены Соглашения с Государственной инспекцией труда по Кировской области, прокуратурой Кировской области о сотрудничестве, которые дают нам возможность проводить совместные проверки, обмениваться результатами проверок проведенными сторонами Соглашения, получать необходимую информацию и консультации.

Представляя интересы работников, председатели выборных органов Профсоюза активно взаимодействуют с органами законодательной и исполнительной власти региона. Участвуют в работе Коллегий органов управления образования, Ученых советах, трехсторонних комиссиях, аттестационных комиссиях, общественных советах по образования, попечительских советах, жилищных и экспертных комиссиях, комиссиях по разработке проектов нормативно-правовых актов и законов. Таких возможностей взаимодействия, а значит и влияния профсоюзной общественности на принятие и реализацию тех или иных решений, достаточно много, но мы, к сожалению, не всегда используем эти возможности в полной мере.

По вопросам общего образования мы говорим постоянно. Но сегодня вопрос из вопросов – это подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Как правило, в социальном плане, о людях, готовящих эти кадры, мало где услышишь. Одна из причин – это разобщенность учреждений профессионального образования по принадлежности к Профсоюзам.

Заработная плата растет, но она растет медленнее, чем в общем образовании, а повышение оплаты труда по программе «Развития образования в РФ» предполагается только в 2018 году. Поэтому наметился явный отток преподавателей, особенно по общеобразовательным дисциплинам из учреждений профессионального образования.

Молодые специалисты в общем образовании, получают «подъемные» 100 и 50 тысяч рублей. В профобразовании их нет.

Программа «Служебное жилье» на молодых в профобразовании не распространяется.

Эти, и, безусловно, ряд других моментов и предложений, могли бы быть закреплены в трехстороннем Соглашении между Правительством, работодателями и профсоюзами области.

За прошедшую пятилетку профсоюзу удалось обратить внимание Правительства РФ на работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Благодаря инициативе и действиям Профсоюза образования, приняты концепции развития дошкольного образования (2012 год), и Концепция развития дополнительного образования детей (2014 год).

Вот уже 5 лет Профсоюз, а позже присоединившееся Министерство образования проводят конкурс «Воспитатель года». Кировские воспитатели принимают в нем участие и весьма достойно представляют педагогов – дошкольников области.


 

 

Правозащитная работа.

Правозащитная работа строилась на основе реализации задач определенных в программе развития Профсоюза в области юридической защиты прав и интересов членов Профсоюза.

 

Направления её работы от проверок образовательных учреждений, до консультирования членов профсоюза.

 

Проверки проводились:

- в связи с жалобами на нарушение прав и законных интересов членов профсоюза:

Год Районы Причина
Киров Нарушение трудового законодательства об оплате труда в учреждениях дошкольного образования.
Киров Нарушение трудового законодательства, при учете рабочего времени в учреждении дополнительного образования детей.
Омутнинский Нарушение трудового законодательства при реорганизации дошкольной образовательной организации

 

- плановые комплексные. За 5 лет проведены в 273 учреждениях 26 районов Кировской области.

 

- тематические. Прошли в 149 образовательных учреждениях 31 района и города Кирова.

 

Проверки проводились силами Правовой инспекции труда Кировской областной организации Профсоюза.

По состоянию на 01.10.2014 года правовая инспекция труда состоит из 2правовых инспекторов труда (штатных работников областной и Кировской городской организации Профсоюза) и 20 внештатных правовых инспекторов.

Среди внештатных правовых инспекторов труда 9 – юристы органов управлений образованием муниципальных районов, 11 – профсоюзный актив, имеющие большой опыт работы в профсоюзе и отрасли образования, 5 из них председатели территориальных (местных) организаций профсоюза.

Правовая инспекция труда профсоюза образования принимала непосредственное участие в обсуждении нормативно-правовых актов и проектов законов «Об образовании в РФ», «Об образовании в Кировской области».

Разрабатывала региональные Отраслевые Соглашения между областным комитетом профсоюза и департаментом образования Кировской области.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.