Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование Киевской Руси.





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История

 

Тема:

Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства. Киевская Русь IX- начала XII вв.

 

Вариант №3

 

 

Выполнила: ст.гр. БВЗ-1

Ильямова Э.Р.

Руководитель:

Профессор

Хасанова Амина Газетдиновна

Игдавлетов Ильшат Сулейманович

 

Оценка

____________________________________

Дата___________ Подпись ______________

 

Уфа, 2016.

 

Содержание

1.1.Введение.

2.1.Восточные славяне.

2.Образование Киевской Руси.

3.Крещение Руси и ее расцвет.

4.Распад Киевской Руси.

5.Древнерусское государство.

Список литературы.

 


 

1.1.Введение.

 

История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

 

Историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. – III в. н. э. на территории нашего Отечества.



 

Для чего нужно знать историю? Для начала выясним социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории всегда велась и ведется идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, огромное уничтожение в мирные годы материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное – искалеченные души и сердца детей, отравленные нетерпимостью, ксенофобией, расизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.



 

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающие серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждая страна, каждое государство имеет свою историю, которая является составной частью истории всего человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи можно понять, какие функции выполняет курс истории России.

 

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоритического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. На научном языке весьма часто употребляют слово «история» как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений событий и фактов.



 

Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоритического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

 

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально-точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы.

 

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки гуманной политики, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии человечества, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

 

Наконец изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений.

 

Настоящая правда истории не только особого уважения и бережного отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

 

Ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный подходы, которые обеспечивают различные пути к постижению и осмыслению истории.

 

Формационный подход преобладал в условиях господства в советской исторической науке марксизма-ленинизма. Он исходил от философской категории «общественно-экономическая формация» -- исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

 

Цивилизационный подход – название идет от понятия «цивилизация». Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». В XIX в. это понятие употреблялось как характеристика капитализма в целом. Русский ученный и публицист Н. Я. Данилевский (1822—1885) высказал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил 4 разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический.

 

В концепции немецкого ученого-философа О. Шпенглера (1880-1936) «цивилизация» -- это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

 

Под влиянием Шпенглера английский ученый-историк и социолог А. Дж. Тойнби (1889 – 1975) считал, что всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций.

 

Независимо от подходов к изучению истории России, ее объективное познание обеспечивается научной методологией (от греческого methodos – путь исследования, подход к познанию и logos – учение). «Методология» истории России – это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Между закономерностью и принципом есть различие: закономерность действует объективно, а принцип – категория логическая, он существует не в природе, а в сознании людей.

 

Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

 

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всесторонне изучение проблемы.

 

Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, не зависимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъектов. Это означает, что необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

 

Принцип историзма является одним из наиболее значимых принципов для любой исторической дисциплины. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин это явление возникло, каким оно было в начале, как оценивалось тогда, как затем развивалась в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему довались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Он требует, чтобы любой человек, изучающий историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

 

Важным принципом при изучении истории России – принцип социального подхода (ранее принцип партийности). Историки под принципом социального подхода подразумевают проявление социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. Принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.

 

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только полноту и достоверность информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

 

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

 

Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и экономической политике.

 

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.

 

 

Восточные славяне.


Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорили на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью.

Во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившиеся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе – греки, италики. Прародина славян – широкая область от верховьев рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.

Предки славян – праславяне – занимались земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие стало основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевали выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко изменило их быт, и позволило успешнее осваивать природу, а также вести оборонительные и наступательные войны. Военные нападения заставляли славян создать союзы племен, первый из которых относится к 4 – 5 вв. до н.э.

В землях славян, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов.

Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой вид охоты. Как добыча пушного зверя.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давало предприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей.

Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена.

Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый «живой огонь».

В марте праздновался приход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления.

Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями».

Становление русского государства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или «Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

 

Образование Киевской Руси.


Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение.

Временем становления государства Русь считается первая половина 9 века. Об этом свидетельствуют данные персидских рукописей того времени, в них рассказывается о русском царе, столице Киеве и государственных налогах.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Предпосылки возникновения государства складывались на протяжении веков. В начале 9 в. племена русов объединились под началом киевских князей. В это время начали зарождаться торговые связи Руси с Востоком и Западной Европой. О богатстве русских князей стало известно жителям Балтийского побережья – варягам, грабившим с моря европейские государства. Словене, жившие на севере, часто нанимали отряды варяжских воинов для собственной защиты, а позднее пригласили варяжского князя Рюрика на княжение в город Новгород.

В882 году по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть и поставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Князь молодого государства Русь летом принимал походы в дальние страны, зиму же посвящал полюдью (круговому объезду подвластных земель и сбору дани). Размер дани установлен не был, и иногда случались грабежи.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Князь направил свое внимание на страны , препятствующие развитию Руси. Он победил Волжскую Булгарию, разгромил царство хазар и освободил для русских купцов такие пути как Волга и Дон.

Святослав начал войну с могущественной Византийской империей за свободный доступ Руси к Черному морю, война шла на Дунае и на Балканах. Святослав хотел перенести свою столицу на Дунай, но закрепиться там ему не удалось. На обратном пути в Киев войско Святослава было разбито печенегами, пришедшими на смену хазарам, а сам князь был убит (972 год).

Завоевания Святослава были огромны: значительно расширились границы Руси, укрепилось ее международное положение.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол между его тремя сыновьями. Владимир (был младшим сыном) княжил в Новгороде, старший сын Ярополк стал киевским князем, средний – Олег стал древлянским князем.

Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.