Сделай Сам Свою Работу на 5

Палеолитическое искусство





В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.

В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.



Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций

Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме.
В России пещерная живопись обнаружена в Каповой и Игнатьевской пещерах на Урале. Возраст культурного слоя в этих пещерах — около 14 тыс. лет. На стенах пещер открыты изображения мамонтов, носорогов, лошадей и геометрических фигур.



Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета. В темныхпещерах человек рисовал при свете костра, факела или лампы.

Кроме образцов настенной, как правило, полихромной живописи, в монументальном пещерном искусстве представлены рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа. Пикетаж — техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. Наиболее известны высокий рельеф женщины с рогом из пещеры Лоссель и парная группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер, выполненная как горельеф, в 3/4 натурального объема.

Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах.

Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.



Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках.

Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и
животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента

.Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например такие, как музыка и танец. Об этом свидетельствуют находки на верхнепалеолитических стоянках флейт и свирелей, которые практически не отличаются от современных и до сих пор могут играть.

Мезолит.

Мезолит (8-6 тыс. до н.э.!) от греч. месос – «средний», его наличие спорно. Отступление ледника и начало геологической современности – голоцена, глобальное потепление. Необходимость поиска добычи и усовершенствования приемов охоты и новых форм хозяйства. В мезолите резко возрастает роль рыболовства (выгнутый крючок) и собирательства, загонная охота на крупных животных теряет значение. Появляется метательное оружие (лук и стрелы), преобладает бродячая охота.

Многие орудия позднего палеолита получают развитие в мезолите. В южных областях появляются микролиты – геометрические кремневые орудия поперечником 1-2 см. в виде сегментов, трапеций, треугольников. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или деревянную основу, получалось режущее оружие (ими пользовались даже в бронзовом веке). Микролиты использовались и в качестве наконечников стрел. Увеличение числа микролитов – это и есть грань между мезолитом и палеолитом. Появляются также макролиты – например, топоры. Изменения в хозяйстве привели к дроблению общин – об этом говорит меньшая площадь мезолитических стоянок (30-100 чел.). Исчезают общинные дома. Произошло приручение собаки. В Передней Азии переход к производящему хоз-ву. Мезолит – эпоха продвижения на север, в области, освободившиеся от ледника.

^ Складываются культурные зоны (ввиду экстенсивного характера хозяйства): южная (Крым, Кавказ, Прикаспий), волжская (Волго-Окское междуречье, Среднее Прикамье, Белоруссия, Литва), лесостепная. Появление родовых кладбищ отражает возникновение культа предков. Искусство мезолита представлено наскальными изображениями (появляются массовые сцены охоты с изображением лучников).

^ 11. Керамическое производство в первобытном обществе.

Керамика возникает почти одновременно во многих культурных зонах (в неолите). Человеку становятся необходимы емкости. ^ Три преимущества глины: легко добыть, пластичность во влажном состоянии, подвержена обжегу. Группы керамики: керамическая тара (емкости), обиходная посуда (кухонная, столовая), парадная и ритуальная. Элементы сосудов: устье, венчик, тулово, дно. Керамика делится на лепную и кружальную.

^ Лепная часто имеет круглое или заостренное дно (его легче вылепить и оно теплоемкое). Стадии изготовления: изготовление керамического теста, формовка (лепка), сушка, обжиг, дополнительная обработка. Использовались минеральные и органические примеси. Способы лепки: жгутовый, ленточный, шматовый и по деревянным шаблонам. Сушка была длительной, должно высохнуть и изнутри и снаружи. Обжигали на открытом огне. Доп. обработка – покрытие или орнаментация (элемент, мотив, композиция).

Кружальная керамика связана с изобретением гончарного круга (кон. 3 тыс. до н.э.), что позволило во много раз увеличить производительность. Изобрели также гончарный горн (печь). Керамическое мастерство становится товарным ремеслом. Керамика уплотняется, исчезает орнамент. Распространение получает керамическая тара. Амфоры – сосуды для перевозки жидких и сыпучих товаров, для хранения. Это самая прочная в природе форма. По типу амфоры можно определить возраст слоя до 25 лет. Амфоры не имеют орнамента, но иногда имеют надписи (значковые, именные, время и место выпуска и т.д.). Пифос – для хранения (типа бочки), по 200-300 л. и больше. Их делали частями, секциями, а потом скрепляли. На втором месте по значимости стоит парадная посуда (лаковая). Тоже хороший хронологический индикатор (блюда, чаши для вина и т.д.)

^ 12. Неолит. Общая характеристика.

Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период. На разных территориях он начался и кончился в разное время. Расселение населения происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. На юге осваиваются производящие формы хоз-ва, на севере – остаются потребляющие. Проблема самого определения неолита. Поселения располагались по берегам рек, но также и вблизи запасов камня (кремень). Развивается обмен (г.о. кремнем), расширяются межплеменные связи. Использование пород яшмы и нефрита – одно из отличий неолита от других периодов. Старые техники обработки камня: двусторонняя оббивка, леваллуа, ретушь. Появляются и новые: шлифование, пиление и заточка камня (также одно из отличий неолита). Широкое использование костяных орудий. В южных областях получает развитие микролитическая техника, в северных – наконечники копий, кинжалы, снабженные кремневым вкладышем. Каменный топор был особенно важен для северных лесных районов. Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Керамику считают основным признаком неолита (возникла во многих местах одновременно). Основной способ изготовления – ленточный или жгутовый. Горшки чаще всего были полуяйцевидными. Сосуды орнаментированы штампом, наколами или узором. Характерны случайные находки из металла, но металл – это редкость. Высокий уровень рыболовецкого хозяйства, сети. Новые формы экономики («неолитическая революция») раньше всего развивались в Средней Азии, немного отставали области Украины и Молдавии. На стоянках степной и лесостепной зоны нет признаков перехода. Мотыжное земледелие – по течению разливавшихся рек.

13 Неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т.е. рождение земледелия и скотоводства.

Термин «неолитическая революция» в научный оборот ввел английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957).Неолит,или новый каменный век, эпоха, характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством – в отличие от палеолита и мезолита, когда основными видами человеческой деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Г.Чайлд считал причиной зарождения земледелия изменение климата в конце ледникового периода: люди расселялись в пригодных для жизни районах; их высокая концентрация и недостаток продовольствия способствовали началу обработки почвы.

В эпоху неолита орудия из камня уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество. В этот период человек изготовлял каменные орудия из серпентина (змеевика), роговой обманки, гранита, сланца, кремневого сланца, кремня, обсидиана и других минералов. Очень многие каменные орудия сглажены и отшлифованы, в этом их значительное отличие от каменных орудий палеолита, на поверхности которых всегда были видны следы обивки. В те далекие времена камень был дороже золота: сознательно обработанный человеком, он служил орудием и оружием, облегчал борьбу за существование.

В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика. Следы древних поселений человека, умевшего владеть луком, изготовлять глиняную посуду и шлифовать топоры обнаруживаются, в частности, в Сибири. Главная особенность неолита - переход части мобильных групп охотников-собирателей к оседлому образу жизни с элементами присваивающей и производящей деятельности.

И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации. Промышленная революция длилась 100 лет, а неолитическая – в 100 раз дольше. Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. В одних регионах мира он продолжался 3 тыс. лет, в других – 10 тыс. лет.

Неолитическая революция, независимо от того, в какое время она наступила и сколько продолжалась, подразумевает период перехода от присваивающего (собирательство, охота) к производящему труду (земледелие, скотоводство, рыболовство), от бродячего к оседлому образу жизни. Производящее хозяйство начиналось в разное историческое время, зародилось независимо в нескольких регионах и продолжалось неодинаковое время. До сих пор на Земле сохранились народы, занятые «дореволюционным», присваивающим, хозяйством.

Составной частью неолитической революции явилась революция доместикации, которая заключается в приручении диких животных и окультуривании диких растений ради хозяйственных нужд человека. Она представляет собой первый и самый крупный в истории человеческого общества процесс преобразования дикой природы.

Революция связана с переходом от бродячего образа жизни к оседлому, зарождением крупных стационарных поселков, сменившим временные лагеря охотников и собирателей. На смену мотыге и палке-копалке - основным орудиям труда в огородническом обществе – пришел запряженный плуг и новая технология обработки земли – пашенное земледелие. Они вызвали небывалый рост производительности труда, а вслед за тем прирост прибавочного продукта, его концентрацию в руках немногих, социальное неравенство, образование классов, высвобождение части производственного времени на цели досуга и, как следствие, развитие культуры, искусства, науки и образования.

Переход к земледелию растянулся на несколько тысячелетий, в результате чего человеческое общество успело изменить свою структуру, тип стратификации, создать письменность и цивилизацию, построить города и перестроить системусоциальных отношений. Ее результатом следует признать также изменение исторического типа адаптации человечества – отныне оно не просто приспосабливалось к данным природой условиям, в том числе пищевым запасам и ресурсам, а стало их рационально контролировать, производить и воспроизводить.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.