Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 7 глава

Продолжением работ по проектированию изделия является технологическая подготовка

производства(ТПП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции необходимого качества при установленных сроках, объеме производства и затратах. Содержание и объем ТПП зависят от типа производства, конструкции и назначения изделия.

Под технологической готовностью понимается наличие полного комплекта технологиче- ской документации и средств технологического оснащения, необходимых для производства новых изделий.

Основная задача ТПП — обеспечить высокое качество изготовления изделий и создать не-

обходимые условия для роста производительности труда, улучшения использования оборудова- ния, снижения расхода сырья, материалов, топлива, энергии.

В процессе технологической подготовки производства решается широкий круг вопросов, основными являются:

· отработка конструкции нового изделия на его технологичность;

· разработка технологических процессов изготовления изделия;

· проектирование специальной оснастки и оборудования;

· определение потребности в оборудовании и его планировка;

· проектирование межоперационного транспорта и контроля.

Работа регламентируется стандартами Единой системы технологической подготовки про-

изводства (ЕСТПП). Она определяет порядок организации и управления ТПП на всех уровнях: го- сударственном, отраслевом, предприятия. ЕСТПП призвана обеспечить:

· единый для каждого предприятия системный подход к выбору, применению методов и средств технологической подготовки производства, соответствующих передовым достиже- ниям науки, техники и производства;

· способность производства к модернизации, быстрой переналадке: для выпуска более со- вершенной продукции;

· основу для внедрения автоматизированных систем ТПП.


 

 

Технологическое проектирование начинается с разработки маршрутной технологии,в ко- торой определяется последовательность выполнения основных операций и закрепление их в цехах за конкретными группами оборудования. По маршрутной технологии за каждым цехом и участком закрепляются обрабатываемые виды продукции, указываются оборудование, инструменты, специ- альность рабочих, разряды работ и нормы времени.



В индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также на предприятиях со сравни- тельно простой технологией разработка технологических процессов обычно ограничивается мар- шрутной технологией. В массовом же и крупносерийном производствах вслед за маршрутной раз- рабатывается пооперационная технология, которая содержит подробное описание всех технологи- ческих операций.

При разработке технологического процесса важной задачей является выбор экономически

эффективных способов изготовления изделия. Выбранная технология производства должна обес- печивать высокое качество изготовления продукции, повышение производительности груда и наи- более низкую себестоимость изделий по сравнению с другими вариантами.

В ускорении технологической подготовки производства исключительно важная роль при-

надлежит типовым технологическим процессам, под которыми понимаются обобщенные схемы изготовления деталей однородных классификационных групп. Внедрение типовых технологиче- ских процессов позволяет сократить объем технологической документации в 6—10 раз, ускорить проектирование технологического процесса в 3—4 раза, сократить длительность производствен- ного цикла в 2—2,5 раза, ускорить процесс технического нормирования в 2,5 раза, повысить тех- ническое оснащение производства на 70—90%, снизить трудоемкость изготовления продукции на 30—40% и себестоимость — на 20%1.

Типизация технологических процессов создает необходимые предпосылки для агрегатиро- вания и стандартизации технологического оснащения, что значительно сокращает трудоемкость

проектирования и изготовления оснастки, которая занимает около 80% времени и 90% общих за-

трат на технологическую подготовку производства.

Организационно-экономическая подготовка производствавключает комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производ-

ства всем необходимым. На этом этапе осуществляется разработка проекта организации основного и вспомогательного производства, труда и заработной платы, а также создание нормативной базы,

включая разработку необходимых нормативов для планирования конструкторской и технологиче- ской подготовки производства.

Организационно-экономическая подготовка производства осуще-ствляется параллельно и в тесной связи с конструкторской и технологической подготовкой. На этой же стадии происходит

разработка смет затрат на подготовку производства новых изделий.

На всех этапах подготовки производства осуществляется выбор наиболее экономически выгодного варианта создания новых изделий.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть обшей и производственной структуры предприятия?

2. Назовите основные элементы производственной структуры.

3. Какие факторы оказывают влияние на производственную структуру?

4. Назовите характерные черты различных типов производства.

5. Что входит в содержание производственного процесса?

6. Что включается в понятие «производственный цикл»?

7. Назовите особенности различного сочетания операций.

8. Дайте определение понятия «качество».

9. Назовите показатели качества продукции.

10. В чем состоят цели и задачи стандартизации продукции?

11. Какие этапы включает петля качества?

12. Какова цель сертификации продукции?

13. Дайте определение понятия «конкурентоспособность продукции».

 

1 Экономика предприятия: учебник / под ред. ВЛ. Хрииача. Минск: Экономп-ресс, 2000. С. 138.


 


 

Тесты


Практические занятия


1. Какие из перечисленных элементов относятся к производственной структуре предпри-

ятия:

а) основные цехи;

б) вспомогательные цехи; в) подсобное хозяйство;

г) поликлиника предприятия; д) котельная предприятия?

2. Какие из перечисленных цехов относятся к основным цехам предприятия:

а) заготовительный; б) обрабатывающий;

в) сборочный;

г) тарный;

д) ремонтный?

3. Назовите принципы построения оптимальной производственной структуры предприятия:

а) обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия; б) укрупнение цехов и участков;

в) соблюдение рационального соотношения между основными и вспомогательными

цехами и участками;

г) соблюдение рационального соотношения между объемом выпуска продукции и ее трудоемкостью;

д) соблюдение рационального соотношения между уровнем специализации и коопе-

рирования производства.

4. Какие из перечисленных подразделений относятся к вспомогательным:

а) инструментальный цех; б) транспортное хозяйство; в) складское хозяйство;

г) энергетическое хозяйство;

д) медицинские пункты; е) столовая;

ж) оздоровительный комплекс?

5. Какие из перечисленных характеристик относятся к единичному типу производства:

а) номенклатура продукции — неограниченная; б) применяемое оборудование — универсальное; в) квалификация рабочих — невысокая;

г) себестоимость продукции — низкая?

6. Какие из перечисленных характеристик относятся к серийному типу производства:

а) номенклатура продукции ограничена сериями; б) выпуск продукции периодически повторяется;

в) разработка технологического процесса — подетальная;

г) квалификация рабочих — высокая;

д) себестоимость единицы продукции — высокая?

7. Какие из перечисленных характеристик относятся к массовому типу производства:

а) выпускается одно или несколько изделий; б) применяется универсальное оборудование;

в) квалификация рабочих — высокая;

г) выпуск продукции постоянно повторяется;

д) себестоимость единицы продукции — низкая?

8. Какие из перечисленных операций относятся к основным:

а) обработка деталей; б) сборка изделий;

в) окраска изделий;

г) транспортировка изделий; д) складирование изделий?

9. Что из перечисленного относится ко времени выполнения вспомога тельных операций:


 

 

а) контроль качества обработки изделий;

б) настройка и мелкий ремонт оборудования; в) изготовление изделия;

г) уборка рабочего места; д) сборка изделия?

10. В продолжительность производственного цикла:

а) включается время основных операций;

б) не включается время вспомогательных операций; в) включается время вспомогательных операций;

г) не включается время перерывов; д) включается время перерывов.

11. Длительность производственного цикла включает следующее время:

а) технологическое;

б) контрольных операций;

в) междусменных перерывов; г) отпусков;

д) простоев из-за отсутствия комплектующих.

12. Сокращение длительности производственного цикла влияет:

а) на рациональную организацию производства;

б) уменьшение потребности в оборотных средствах; в) сокращение выпуска продукции;

г) уменьшение объема незавершенного производства.

13. Принципами рациональной организации производственного процесса являются:

а) серийность;

б) пропорциональность; в) непрерывность;

г) контрольность;

д) ритмичность.

14. Какие из названных показателей относятся к показателям качества продукции:

а) показатели назначения продукции; б) показатели надежности;

в) трудоемкость изготовления;

г) показатели стандартизации и унификации; д) эргономические показатели;

е) вес изделия;

ж) патентно-правовые показатели?

15. Какие из перечисленных направлений деятельности относятся к повышению качества продукции:

а) совершенствование техники и технологии; б) повышение квалификации рабочих;

в) увеличение коэффициента сменности работы оборудования; г) улучшение конструкции изделия;

д) сокращение потерь рабочего времени;

е) повышение качества сырья, материалов, полуфабрикатов?

16. Какие из названных положений включены в государственные стандарты Российской Фе- дерации:

а) обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества;

б) обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; в) требования по форме и цвету изделия;

г) обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; д) основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции;

е) требования по продолжительности выпуска продукции?


 

 

17. Какие из названных позиций относятся к нормативным документам по стандартизации:

а) государственные стандарты Российской Федерации; б) отраслевые стандарты;

в) технические условия; г) инструкции;

д) стандарты предприятий;

е) документация по технологическому процессу?

18. Какие из названных позиций характеризуют международные стандарты ИСО серии 9000:

а) выход стандартизации на качественно новый уровень;

б) установление единого, признанного в мире подхода к договорным условиям по оценке систем качества;

в) определение порядка установления договорных отношений между предприятиями раз- ных стран;

г) регламентирование отношений между производителями и потребителями продукции?

19. Какие из перечисленных функций включает в себя система управления качеством:

а) стратегическое, тактическое и оперативное управление; б) принятие решений, анализ и учет;

в) социальное обеспечение работников предприятия; г) энергообеспечение предприятия;

д) управление научно-техническими разработками?

20. Какие из названных положений характеризуют политику предприятия в области качества продукции:

а) достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих

предприятий;

б) ориентация на удовлетворение требований потребителя; в) повышение заработной платы работникам предприятия;

г) увеличение сроков гарантии на продукцию;

д) улучшение жилищных условий работников предприятия?

21. Сертификация продукции основана:

а) на проведении испытаний продукции;

б) оценке условий производства продукции;

в) оценке затрат, связанных с производством продукции; г) надзоре за качеством продукции;

д) оценке прибыльности производства продукции.

22. Какая продукция подлежит обязательной сертификации:

а) продукты питания; б) автомобили;

в) книги и журналы;

г) самолеты;

д) ювелирные изделия; е) электрооборудование;

ж) газовые приборы?

23. Какие из названных факторов характеризуют конкурентоспособность продукции:

а) качество продукции;

б) предоставляемый сервис;

в) затраты на производство продукции; г) репутация фирмы;

д) ассортимент продукции?

24. Управление конкурентоспособностью продукции предполагает:

а) систематическое совершенствование изделия; б) поиск новых покупателей;

в) поиск новых каналов реализации продукции;

г) увеличение объемов производства; д) улучшение сервиса;

е) повышение заработной платы рабочим.

25. Какие из перечисленных положений включает подготовка производства:


 

 

а) проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства; б) проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции;

в) изготовление опытных образцов;

г) технологическая подготовка производства;

д) расчет производственной мощности предприятия;

е) организационно-экономическая подготовка производства?

26. Назовите этапы работ, относящиеся к конструкторской подготовке производства:

а) составление технического задания; б) разработка технического проекта;

в) разработка проекта организации производства;

г) подготовка рабочих чертежей опытных образцов;

д) испытание и доводка опытных образцов новых изделий;

е) разработка рабочих чертежей для серийного производства.

27. Какие из перечисленных вопросов решаются в процессе технологической подготовки про- изводства:

а) отработка конструкции нового изделия на его технологичность; б) разработка технологических процессов изготовления изделия;

в) проектирование специальной оснастки и оборудования;

г) определение потребности в оборудовании и его планировка; д) определение потребности в сырье и материалах;

е) определение потребности в рабочей силе;

ж) проектирование межоперационного транспорта и контроля?

 

Задачи

Задача 1. Разработайте производственную структуру предприятия (обувного, швейного,

металлообрабатывающего) среднего размера с полным циклом производства: от поступления не- обходимого сырья до изготовления готового товара, оцените их сходство и отраслевые различия.

Задача 2.Определите длительность производственного цикла при последовательном соче- тании операций на основе следующих данных.

Партия из четырех деталей обрабатывается на четырех операциях с длительностью обра- ботки одной детали:

t1 = 10 мин; t2 = 5 мин; t3 = 6 мин; t4 = 8 мин.

Задача 3.Определите длительность производственного цикла при параллельном движении

передачи деталей на последующую операцию, используя данные, приведенные в задаче 2, при ус- ловии, что размер транспортной партии р = 1.

Задача 4.Определите длительность производственного цикла при параллельно- последовательном движении деталей с операции на операцию, используя данные задачи 2.

Задача 5.Партия из 10 деталей обрабатывается при параллельно-последовательном движе- нии. Технологический процесс состоит из шее-тй операций: t1 = 2 мин., t2 = 9, t3= 5, t4 = 8, t5 = 3, t6

= 4 мин. Имеется возможность объединить пятую и шестую операции в одну без изменения дли- тельности каждой. Транспортная партия составляет 1 шт.

Определите, как изменится длительность технологического цикла обработки партии после объединения операций.

Задача 6.Определите длительность технологического цикла обработки партии деталей при последовательном, параллельном и последовательно-параллельном видах движения ее по стадиям

обработки, если технологический процесс состоит из четырех операций. Норма времени и разме- ры партий представлены в следующей таблице:


 

 

  Номер варианта Норма времени нa операцию, мин. Размеры партии, шт.
обработки транспортной

 

Глава 4. Основы логистики организации

 

Определение, понятие и задачи логистики

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкурен- ции и неустойчивости рыночной среды. Чтобы добиться успеха в предпринимательской деятель-

ности, требуется применение современных способов и методов управления потоковыми процес- сами. Одним из прогрессивных научно-прикладных направлений в данной области является логи-

стика.

Термин «логистика» имеет греческий корень: logos означает разум, logistika — расчет, раз- думье, план, следовательно, logistika определяется как искусство проведения расчетов. В XX в.

принципы логистики использовались для обеспечения четкого взаимодействия военно- промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения армии США оружием, бое-

припасами, продовольствием и т.д. В 50-е гг. прошлого столетия появляются публикации по тео- ретическим основам логистики и возможности ее использования в экономике. В 1970-е гг. термин

«логистика» вводится в словари многих зарубежных стран, а в 1990-е и в российские словари.

В настоящее время логистика определяется как управление материальными и информаци- онными потоками в сферах производства ы обращения. Практика показывает, что компании, ис-

пользующие логистику, добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили

прибыль за счет сокращения производственных издержек в области ресурсного потенциала.

Ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Proc- ter&Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT,

Deutsche Telecom, I5TL, ASG AB, Acer Computer, G&F Industries, General Foods, Johnson&Johnson

и многие другие в управлении применяют логистику.

На российском рынке логистические концепции и системы продвигают в основном зару- бежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компа-

нии пока еще настороженно относятся к внедрению логистических инноваций, хотя для России

формирование и развитие логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.

Логистическая система — это система с обратной связью, выполняющая те или иные ло- гистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет

развитые связи с внешней средой.

Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производствен-

ному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потока- ми, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и

транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в

разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами макро-логистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные


 

 

комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объеди- ненные единой инфраструктурой.

Логистическая система предприятия отвечает за поставку материала, весь производствен- ный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей. Логисти- ческая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентиро- ваться в происходящих изменениях на рынке.

Таким образом, главная задача логистики — разработка тщательно взвешенного и обосно- ванного плана, который способствовал бы достижению наибольшей эффективности работы пред- приятия, повышению его рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами, а одной из основных задач логистики является создание интегрированной эффективной системы регули- рования и контроля материальных и информационных потоков.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида функций — опе-

ративные и координационные.

Оперативные функции — управление движением материальных ценностей в сфере снаб- жения, производства и распределения:

· к функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, от- дельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным пред-

приятиям, складам;

· функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия производителя к потребителям. Координационные функции:

· выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей произ- водства;

· анализ рынков, на которых оперирует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;

· обработка данных, касающихся заказов и потребителей клиентуры.

Следовательно, логистика применяется на стыке двух сфер: предъявляемого рынком спроса

и выдвигаемого предприятием предложения, базирующегося на соответствующей информации.

 

Функциональные области логистики

Существуют пять основных функциональных областей логистики:

1. закупочная логистика;

2. производственная логистика;

3. распределительная логистика;

4. транспортная логистика;

5. информационная логистика.

Закупочная логистикарешает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами, и ее основная цель — управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или

службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:

· что закупать;

· сколько закупать;

· у кого закупать;

· на каких условиях закупать;

· как системно увязать закупки с производством и сбытом;

· как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками?

Этот круг вопросов заготовительной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Необходимо последовательно ре-

шить следующие пять задач:

1. изучение товарного рынка для определения потребности в материальных ресурсах;

2. осуществление закупок, причем выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором,


 

 

влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена;

3. поиск поставщиков;

4. управление поставщиками;

5. контроль за выполнением заказа. Рассмотрим подробнее решение задач 3—5.

Поиск поставщиков.Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков исполь- зуется следующий механизм действий:

· проведение конкурсов (тендеров);

· изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

· посещение ярмарок, выставок;

· личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

2. Проверка поставщиков. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:

· личная встреча с руководством компании;

· финансовая отчетность поставщика;

· местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведо-

мители» официальных органов);

· банки и финансовые институты;

· конкуренты потенциального поставщика;

· торговые ассоциации;

· информационные агентства;

· государственные источники (регистрационные, налоговая палаты и др.). Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3. Анализ потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков, после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предпри-

ятий. Основными критериями, по которым осуществляется анализ потенциальных поставщиков, является цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставщика вклю-

чает выполнение обязательств по, срокам поставок, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относятся следующие:

· финансовое положение поставщика;

· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

· наличие резервных мощностей;

· повышение качества выпускаемой продукции;

· удаленность поставщика от потребителя;

· организация управления качеством у поставщика;

· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы постав- ляемого оборудования;

· профессиональный уровень персонала;

· текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставщика. По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам, для чего разрабатывается специаль-

ная шкала оценки, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика, но главным критерием при вы- боре поставщика будет являться надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не явля-

ются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их по- ставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Управление поставками.Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на за-

просы производства, связанные с изменениями конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. По-


 

 

ставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производите- ля к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника — складской.

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической систе- мы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистиче- ская система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система, где в обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производст- венному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.