Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 6 глава

безотказность — это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в тече- ние некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность явля- ется самым основным показателем качества;

долговечность — это свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния;

ремонтоспособность — это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта;

сохраняемость — это способность объекта сохранять свои свойства в определенных усло- виях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность кон-структорско- технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении

и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска про- дукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологи-

ческой подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стан- дартными, унифицированными и оригиналь-ными составными частями, а также уровень унифика-

ции по сравне-нию с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифициро-

ванные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимо-

действие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температу- ра, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это ра- циональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности отражают приспособленность изделия для транспорти- ровки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружаю- щую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, напри-

мер, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения из- делий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспор-

тировании и потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие долж- но быть надежным, эстетически приятным и радующим глаз, хорошо выполнять свои функции,

т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос эконо- мически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, соответ- ствует ли цена изделия набору свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотноше-нне качества и затрат,

которое можно представить формулой


 

где Q — качество изделия;


Q

Копт = C


 

 

С — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену из- делия, затраты на эксплуатацию, ремонт и утилизацию изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука — ква- лиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы и количественной оценки качест- ва продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в Рос-

сии во многом зависит от формирования систем стандартов качества как основы нормативно- правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике нызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепля- ет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документа- ции, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использова- ния этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стан- дартов.

Стандарт— нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, тре- бований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием).

Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эта- лоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются ме-

тоды измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требо- вания к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качест- венной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию сис- темы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится

на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов по большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандар-

тов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества,

охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Россий- ской Федерации (ГСС), которая регламентарует процессы построения, изложения и распростране-

ния стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения;

2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов;

3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических усло-


вий;


 

4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения;

5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержа-


нию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

· обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопас- ность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требо- вания техники безопасности и производственной санитарии;

· обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

· обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечи- вающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей

среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

· основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаков- ке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;

· положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуа-


 

 

тации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

· государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

· отраслевые стандарты (ОСТ);

· технические условия (ТУ);

· стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, ак- ционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) — СТП;

· стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других обще- ственных объединений (СТО).

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного

подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой мето- дической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратов- ской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на каче- ственно новый уровень. Они установили единый признанный в мире подход к договорным усло- виям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производи- телями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на по- требителя при строгом соблюдении культуры производства.

В 2000 г. были приняты новые стандарты ИСО Международной организацией по стандар-

тизации серии 9000. Вместо термина «система качества» введен термин «система менеджмента качества», который подчеркивает системный характер управления организацией применительно к качеству.

В целом данный набор международных стандартов представляет собой совокупность орга-

низационной структуры методик, процессов п ресурсов, необходимых для общего руководства ка- чеством. Собранные в этом сборнике стандарты отображают те аспекты общей функции управле- ния, которые определяют политику в области качества, пели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение ка- чества и его улучшение.

В начале XXI в. в состав ИСО входило более 90 стран, на долю которых приходилось свы-

ше 95% мирового промышленного производства. Появление международных стандартов способ- ствовало тому, что на их основе во многих регионах мира и странах (включая Российскую Феде- рацию) стали вырабатываться собственные единые требования и процедуры, способные обеспе- чить эффективный обмен товарами, услугами и рабочей силой.

Для получения высокого качества продукции необходимо осуществлять процесс управле- ния качеством, под которым понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции опти- мального качества и полноценное ее использование.

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия — от проектирования до утилизации — и распространяется на та-

кие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслужива- ние.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодейст- вие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленче- ских органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установ-


 

 

ление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельно-

сти или долгосрочной цели и может предусматривать:

· улучшение экономического положения предприятия;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

· ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или ре- гионов;

· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принци- пах;

· улучшение важнейших показателей качества продукции;

· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который обозначается как

петля качества, включает 11 этапов (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Управдение качеством продукции

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потре- бителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систе- матически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого

этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ее качеству.

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя сис- темное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улуч-

шению качества изделий — одна из характерных черт развития мирового рынка.


 

 

Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки ка- чества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе по- вышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки ка-. чества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным факто- , ром повышения качества и конку- рентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 1970-х гг. движение по созданию кружков ка- чества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Шве- ция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, мно- гочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих од- ного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в работе. Коллек- тив общими силами под руководством лидера находит пути решения производственных задач и претворяет их в жизнь самостоятельно или с помощью специалистов.

Основные цели кружков качества:

· содействие вкладу в рост и развитие компании;

· создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллек- тива;

· активизация использования человеческого фактора.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние общества на предприятия, а пред-

приятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружаю- щей среды и безопасности продукции.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация— это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие факти- ческих характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от про- дукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей

среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность по- ставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а

с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению требования, касающиеся характери- стик продукции, вводимой в обращение.

Переход на рыночные отношения, активизация внешнеэкономической деятельности на- стоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции исходя из международных

требований.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства серти- фицируемой продукции, на контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством про-

дукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в

нормативно-технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация — не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответ- ствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции.

Сертификация качества осуществляется органами, формируемыми Госстандартом и его ин- ститутами. Органы, осуществляющие сертификацию систем качества, не зависят ни от покупате- ля, ни от производителя. Их задача — дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) пре- дусматривается проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертифи- кации продукции.

Если результаты испытания оказались успешными и подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на три года.

Важнейшим условием успешной работы предприятия в рыночной экономике является кон- курентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность продукции — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по за-


 

 

тратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются глав- ными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на выс- шем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособно- сти товара можно представить в следующем виде:

Конкуренто-способность товара = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение на- званных составляющих и направлять основные усилия на решение задач повышения качества

продукции, снижения издержек производства, повышения экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня элементов, составляющих конку- рентоспособность, определяется такими базовыми производственными факторами, как техниче- ский уровень производства, уровень организации производства, труда и управления, квалифика- ция работающих.

По существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интере-

сов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что

именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рас- сматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, ее конкурентоспособности.

 

Сущность и содержание подготовки производства

Подготовка производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,

обеспечивающих создание новых и совершен-с i вование выпускаемых видов продукции, внедре- ние передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.

Подготовка производства включает в себя:

· проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства;

· проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции;

· технологическую подготовку производства;

· организационно-экономическую подготовку производства. Содержание и порядок работ по подготовке производства регламентируются государственными стандартами:

· Единой системой конструкторской документации (ЕСКД);

· Единой системой технологической документации (ЕСТД);

· Единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Главная задача подготовки производства — создание и организация выпуска новых конку-

рентоспособных изделий.

Цель подготовки производства состоит в создании технических, организационных и эконо- мических условий, полностью гарантирующих перевод производственного процесса на более вы-

сокий технический и социально-экономический уровень на основе достижений науки и техники,

использования различных инноваций для обеспечения эффективной работы предприятия. Рас- смотрим содержание основных стадий подготовки производства.

Научные исследованияявляются основой для развития предприятия, открывают новые возможности и потенциальные источники для коренного преобразования производства. Научно-

исследовательские работы (НИР) предназначены для определения наиболее совершенных методов


 

 

создания новых изделий и технологических процессов, коренного улучшения уже выпускаемой продукции, материалов и способов их обработки. В ходе исследований изучается состояние, опре- деляются пути и методы совершенствования организации и управления производством.

В процессе исследовательской стадии определяются перспективы развития производства и эффективность применения новой или усовершенствованной продукции и технологии. Научные исследования проводятся либо в специальных НИИ, либо в лабораториях предприятия. Исследо- вательская стадия обычно заканчивается составлением технических условий для проектирования продукции.

На стадии проектированияосуществляется конструкторская подготовка производства, в

процессе которой определяются характер продукции, ее конструкция, физико-химические свойст- ва, внешний вид, технико-экономические и другие показатели.

Проектирование новой продукции осуществляется проектно-тех-ническими и научно- исследовательскими институтами, а также конструкторскими отделами и лабораториями предпри-

ятий.

Целями конструкторской подготовки производства являются:

· повышение качества и конкурентоспособности продукции;

· обеспечение высокой технологичности конструкции на основе унификации и стандартиза- ции деталей и узлов изделия, что позволяет сокращать трудовые и материальные затраты на проектирование и изготовление изделия;

· снижение себестоимости новой продукции за счет совершенствования конструкции изде- лия, уменьшения расхода сырья и материалов на единицу продукции, снижения эксплуата- ционных затрат, связанных с использованием продукции;

· обеспечение охраны труда и техники безопасности, а также удобства при использовании и ремонте изделий.

Конструкторская подготовка производства, как правило, включает пять этапов:

1. техническое задание (ТЗ);

2. технический проект (ТП);

3. рабочие чертежи опытных образцов;

4. изготовление, испытание и доводку опытных образцов новых изделий;

5. разработку рабочих чертежей для серийного производства.

Проектирование нового изделия начинается с составления технического (проектного) зада- ния. Оно разрабатывается заказчиком (предприятием) или по его поручению проектной организа-

цией. В техническом задании указываются наименование и назначение нового изделия, техниче-

ские и экономические показатели в процессе его производства и эксплуатации. На уровне техни- ческого задания должны быть определены принципиальные отличия нового изделия от ранее вы- пускаемых, даны расчеты эффективности нового изделия как для производителя, так и для потре- бителя.

Техническое задание разрабатывается на основе результатов выполненных научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), краткосрочного и долгосрочного прогнозирования, данных анализа соответствующих отечественных и зарубежных стандар-юв, достижений науки и техники. В ТЗ включаются прогнозируемые показатели технического уровня продукции с отражением уровня стандартизации и унификации. ТЗ содержит технико- экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффектив- ность применения, перечень документов, требующих совместного рассмотрения, порядок сдачи и приемки результатов разработки. ТЗ может содержать требования к технологической подготовке производства, проведению экспертизы.

На основе исходных требований, изложенных в техническом задании, на проектирование

продукции, маркетинга, условий применения, тенденций развития разработчик проводит необхо- димые НИОКР и опытно-технологические работы, включая патентные исследования, функцио- нально-стоимостной анализ, моделирование, художественное конструирование и другие прогрес- сивные методы создания продукции. При этом разработчик руководствуется нормативно- техническими и другими документами, в которых установлены значения показателей, опреде- ляющих технический уровень продукции, требования сопротивляемости внешним воздействиям, взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом, безопасности, ох- раны здоровья и природы.

На основе технического задания разрабатывается технический проект, т.е. совокупность


 

 

конструкторских документов, которые должны содержать технические решения, дающие полное представление о конструкции изделия, и исходные данные для разработки рабочих чертежей опытных образцов.

Технический проект позволяет осуществлять выбор материалов и полуфабрикатов, опреде- лять основные принципы изготовления продукции и проводить экономическое обоснование про- екта.

После испытания и доводки опытных образцов производятся необходимые уточнения и

разработка рабочих чертежей для организации производства изделий. На всех этапах проектиро- вания уточняются, конкретизируются и окончательно определяются все технические и экономиче- ские характеристики нового изделия.

Результаты конструкторской подготовки оформляются в виде технической документации:

чертежей, инструкций, технических условий и т.д.

Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта технической доку- ментации на распространяемую продукцию (изделие, материал, вещество и т.п.). ТУ должны со-

держать все требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые

целесообразно указывать в конструкторской или другой технической документации.

Конструкторская подготовка производства осуществляется в соответствии с комплексом государственных стандартов, устанавливающих единые взаимосвязанные правила и положения ее

проведения, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и приме-

няемой промышленными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организация- ми и предприятиями. Этот комплекс стандартов носит название Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Применение ЕСКД позволяет создавать благоприятные условия для обеспечения научно-

технической подготовки производства на высоком уровне, способном гарантировать конкуренто- способность выпускаемых изделий, сокращать время проектирования, обеспечивать необходимое единообразие этого процесса на различных предприятиях в разных отраслях экономики. Следует отметить, что в ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, чертежей, схем), установленные рекомендациями Международной организации по стандартизации.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.