Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 2 глава

С .................................................................................................................................................................................................................. 231

Т .................................................................................................................................................................................................................. 231

У .................................................................................................................................................................................................................. 232

Ф .................................................................................................................................................................................................................. 232

X .................................................................................................................................................................................................................. 233

Ц .................................................................................................................................................................................................................. 233

Э .................................................................................................................................................................................................................. 233

Ю ................................................................................................................................................................................................................. 233

ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................................................................................. 234



 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится ос- новным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость насе- ления, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ре- сурсов, применения техники и технологии.

Выплачивая федеральные и местные налоги, организации вносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственных органов, в реализацию государст- венных программ, развитие образования, здравоохранения, культуры.

Обеспечение высокоэффективной работы организации (предприятия) требует глубоких

экономических знаний. В условиях рыночной, экономики успешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросы рынка, создает и организует эффективное производст- во продукции, пользующейся спросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организо- вать такую работу сможет лишь специалист, хорошо владеющий вопросами экономики предпри- ятия. Помощь в изучении этой дисциплины и является назначением данного учебного пособия.

Изучив предлагаемый курс, студенты получат знания по основным вопросам деятельности

организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, таким как:

· основы функционирования организации (предприятия) и ее структура;

· материально-техническая база организации (предприятия) и показатели ее использования;

· трудовые ресурсы организации, производительность и оплата труда;

· себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации;

· планирование и основные показатели деятельности организации;

· внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия).


 

 

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) И ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Глава 1. Организация и ее отраслевые особенности

 

Отрасль в системе рыночной экономики

Экономикалюбой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отрас-

лей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, геогра- фических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный ком- плекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода об- щественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство,

грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды деятельно- сти сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский

транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здраво- охранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и ис- кусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата орга- нов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли. Отрасль — это совокуп- ность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, тех- нологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовле- творяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят электроэнергетика, топ- ливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. К легкой промышленности отно- сятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой — пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития об-

щественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специа- лизации производства приводит к формированию новых отраслей. Одновременно со специализа- цией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных произ- водств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс — это интеграционная структура, характеризующаяся взаимо-

действием различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения про- дукта.

В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлурги- ческий, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агро-

промышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной эконо- мики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые комплек- сы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплек-

сы.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производя-

щие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сель- ское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская дея- тельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее госу- дарственное управление и пр.

Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную эконо-


 

 

мику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Пре- жде всего такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследо- ванных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, иска- женной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отрас- лей, работающих на потребительский рынок.

Всесторонняя структурная перестройка экономики России — отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная — является необходимым усло- вием успешного развития экономики.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна гарантировать ус-

тойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно- технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:

· развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рын- ках;

· создание условий для развития перспективных наукоемких производств;

· свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.

Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, на- блюдаются негативные тенденции, и прежде всего в промышленности. Об этом свидетельствуют

данные табл. 1.1. От развития промышленности зависит в первую очередь состояние производст- венного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, матери-

альных и трудовых ресурсов.

Таблица 1.1

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности1(в фактиче- ски действовавших ценах), %

Отрасль 1992 г. 1995 г. 1998 г. 2000 г. 2004 г.
Вся промышленность в том числе: электроэнергетика топливная промышленность из нее: нефтедобывающая нефтеобрабатывающая газовая угольная черная металлургия цветная металлургия химическая и нефтехимическая промышленность машиностроение и металлообработка лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность промышленность строительных материалов легкая промышленность пищевая промышленность   9,7 13,7   6,1 4,4 1,1 2,0 8,0 5,3 8,3 22,4   6,0 5,7 5,6 11,4   12,5 16,6   7,5 5,0 1,5 2,5 9,3 6,6 8,1 18,2   5,2 4,9 2,5 12,1   12,9 17,6   8,3 5,2 1,6 2,4 9,3 7,0 8,0 18,4   4,7 4,0 1,8 12,4   10,9 15,7   7,3 4,6 1,5 2,3 10,2 7,0 9,2 19,8   5,1 3,9 2,2 11,9   10,7 21,7   14,7 3,1 2,4 1,5 11,8 7,3 5,9 18,9   3,9 3,1 1,1 12,5

Как видно из таблицы, негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих от- раслей и падении доли обрабатывающих. Это противоречит общемировой тенденции опережаю-

щего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно- энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний

рынок, вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырье-

вых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. В результате формируется сырьевая

 

 

1 Россия в цифрах, 2005. Российский статистический ежегодник. М., 2006. С.381


 

 

ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического по- тенциала.

Между тем страна имеет большие возможности в области высоких технологий, которых, по

скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной «раскрутки» этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с ны- нешних 0,3% до 10—12%, а это только по экспорту дало бы до 140—180 млрд дол. в год1.

Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленно- сти, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические струк- туры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэ- рокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, а также сферы высоких технологий.

 

Понятие и классификация организаций

Термин «организация» происходит от французского слова organisation и означает устрой- ство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю

упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.

Организацияпредставляет собой группу людей, деятельность которых сознательно коор- динируется для достижения общей цели или целей. Каждая организация имеет свое предназначе-

ние — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осущест-

вляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей — выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями, об- ществом в целом.

То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:

1. наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;

2. наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного резуль- тата, к которому стремится данная организация);

3. члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.

Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и ус-

луги.

Предприятие— это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производ- ства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных по- требностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отноше-

ниях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предпри- ятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизво- дящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хо- зяйственных и социальных решений.

Таким образом, предприятия — это обосоолепные экономические структуры, что обуслов- ливается товарным характером общественного производства. В силу своей обособленности пред- приятия самостоятельны:

· в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как произво- дить);

· коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распреде- лять);

· распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятие — это основное звено экономики. Эффек- тивная работа предприятий — важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и

 

1 Экономист. 2001. №1. С. 13


 

 

экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фаб- рика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный ба-

ланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательст- вам, т.е. является юридическим лицом, Часто в хозяйственной практике используется понятие

«фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в рыночных условиях нет гарантии, что предприятие ее

получит. Прибыльность зависит от многих обстоятельств: правильного определения спроса поку- пателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия на их производство; уровня

издержек производства, которые должны быть меньше доходов, полученных от продажи собст- венной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит от производительности системы, НТП,

уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Получение максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организа-

ции, своего маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.

Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классифика- ционным группам.

Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в

качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в фор- ме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотвори-

тельные и иные фонды, учреждения и др.

Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности.Выделяют предпри- ятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материаль-

ного производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных

товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематери- ального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.).

По отраслевой принадлежностисубъекты хозяйствования делятся на предприятия про-

мышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животно- водческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные магазины), об- щественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации имеют свои специфиче- ские отраслевые особенности функционирования.

По виду и характеру деятельностиразличаются предприятия добывающие (нефте-, газо-,

угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.

По формам собственностиразличают частные, государственные, муниципальные, коопе- ративные и иные предприятия.

По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2006 г.)1:

 

 

1 Россия в цифрах, 2005. Краткий статистический сборник Росстата. М., 2006. С. 167.


 

Всего предприятий, тыс.4767,3

В том числе по формам собственности, %:

государственная 3,4

муниципальная 5,3

общественныхорганизаций 5,3

частная 80,5

прочие формы (включая смешанную, собственность ино-

странных лиц, граждан и лиц без гражданства) 5,6

Из приведенных данных видно, что большинство предприятий в России (по их количеству) находится в частной собственности.

Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры,опре- деляемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.

В соответствии с критерием численности работников выделяют:

· малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

· средние предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек);

· крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Однако есть и другие градации. Так, по нормам Европейского сообщества, которые распро-

странены (хотя с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считают- ся те, на которых число занятых составляет более 250 человек; средними — от 50 до 249 человек; малыми — от 10 до 49 человек; сверхмалыми — от 1 до 9 человек.

В нашей стране действует Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государст-

венной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Малое предпринима- тельство может иметь место только на частном предприятии или на предприятии, в уставном ка- питале которого доля государственной и муниципальной собственности не превышает 25%.

Согласно российскому закону, к малому предпринимательству относятся предприятия со

следующими показателями по числу работников:

· промышленность, строительство, транспорт — 100 человек;

· сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 человек;

· оптовая торговля — 50 человек;

· розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 человек;

· остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 человек.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в обществен-

ное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как резуль-

тат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предпри- ятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды

производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные

производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а послед- ние — поставщиками больших.

Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры. Предприятия малого бизнеса оперативнее отражают изме-

нения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого раз-

вития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффек- тивно.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

· созданию новых рабочих мест;

· внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента;

· удовлетворению нужд крупных предприятий;

· обеспечению специализированными товарами и услугами.

Число малых предприятий по отраслям экономики характеризу ется следующими цифрами


 

 

(данные на конец 2004 г.)1:

Всего предприятий, тыс. 953,1

промышленность 13,4
сельское хозяйство 2,0
транспорт и связь 3,4
строительство 12,7
торговля и общественное питание 46,3
наука и научное обслуживание 2,2

 

В том числе по отраслям, % к итогу:

 

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что около половины малых предприятий Рос- сии заняты торговлей и общественным питанием, но их количество недостаточно в промышленно- сти, сельском хозяйстве, науке и научном обслуживании.

Численность работников малых предприятий составляет около 9 млн человек, или пример- но 12% всего занятого населения. На малых предприятиях в 2004 году было произведено 2273,9 млрд руб. продукции (работ, услуг)2.

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике прак- тически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения.

Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до

50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных ком- паний, в строительстве — 38%, в секторе бытовых услуг и досуга — 23%, в секторе деловых услуг

— 13%, на транспорте и в коммунальных услугах — 10%.

Из этого следует, что потенциальные возможности малого бизнеса для развития экономики России использованы пока далеко не полностью.

 

Механизм функционирования организации в условиях рыночной экономики

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыноч-

ных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предпри- ятию), — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и

разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удер- жаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыски- вать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития произ-

водства, содержание и назначение которых довольно многообразно. Условно их можно разделить на три группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо,

рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и ока- зание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического разви- тия предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации

и инвестиции и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно- хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и

снабженческую деятельность).

 

1 Россия в цифрах, 200-1. Краткий статистический-сборник Роспата. М., 2005. С. 166-167.

2 Россия в цифрах, 2004. Краткий статистический сборник Росстата. М., 2005. С. 168-169.


 

 

Какой-либо строго очерченной-грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена:

· на обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ре- сурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.