Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы докладов и рефератов

Семинар № 2. Природные основания культуры

2 часа

1. Культура и природа. Культура и цивилизация.

2. Обусловленность культуры «географическим образом» Земли.

3. Роль ландшафта и климата в формировании своеобразия локальных (местных) культур.

4. Местные природные материалы и их влияние на складывание особенностей местных художественных школ.

Материал к семинару

В. И. Вернадский (1863-1945), один из представителей русского космизма и создатель науки биогеохимии, писал: «Биогеохимия изучает биосферу в ее атомном строении и составляет лик планеты, то есть географический образ и причины его проявления». Мысль об обусловленности природой всех сторон человеческой деятельности мы находим у представителей географического детерминизма. К. Риттер (1779—1859) утверждал, что «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою», что «существует решительная зависимость человека от географии страны».

Под «географическим образом» и «земною корою» понимается ничто иное как природные, ландшафтно-климатические условия существования человека и творимой им культуры.

В. И. Вернадский писал, что «человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств – может ее ощущать – ее и ее объекты; … человеческий ум … неотделим от биосферы». Человек культурный есть составная часть природы, и окружающую его природу он переживает непосредственно всеми своими чувствами. В.И. Вернадский создал методологическую основу понимания и изучения локальных местных культур в контексте их природного окружения, или поднял вопрос о природных основаниях культуры.

Выдающийся «природник» И.-В. Гете мыслил взаимоотношения природы и человека в их единстве: на ранних этапах своего творчества – пантеистически, позднее считал человека «теснейшим образом сплетенным с окружающей природой».

Взаимообусловленность природы и культуры приводит к пониманию следующего факта - что природа едина, сочленена из объективного и субъективного, а потому человек, как одновременно природное и культурное существо, «играет в мире двойную роль: действительную и идеальную». При этом «действительное» и «идеальное» должно пониматься как жизнь действительная (реальная, практическая, обыденно-природная, физическая) и идеальная (творческая, креативная, метафизическая).



В этом можно убедиться на примере рассмотрения такой эстетической категории, как цвет. Мир, и прежде всего мир природы, имеет ярко выраженную колористическую окрашенность, воспринимаемую человеком, наделенным от природы органом восприятия цвета: «Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения». Органом зрения непосредственно является глаз, составная часть природы человека, имеющая свои физические «обязанности» (по мнению Леонардо да Винчи, глаз живописца выполняет десять обязанностей различения – мрака, света, тела, цвета, фигуры, места, удаленности, близости, движения и покоя).

Однако глаз человека не был бы глазом человека, если бы выполнял только перечисленные выше физические функции, он универсален, неотделим от души конкретного человека, и, соответственно, от отдельной конкретной культуры: «… при помощи глаз … душа представляет все различные предметы природы».

Приведенные свидетельства раскрывают нам понимание локальной местной культуры в ее природном окружении и позволяют постичь ее суть. Как данность она есть проявление места, существующего по своим внутренним законам «суверенности»: «Живая вещь не может быть измерена вне ее находящимся» (И.-В. Гете).

Локальная местная культура как «живая вещь», как целостное самодостаточное явление, как конкретно закрепленный опыт познается и объясняется сначала изнутри, в себе, а затем – извне, в окружающей реальности, системно, в совокупности внешних и внутренних факторов.

Человек как культурный феномен природен и творит культуру, адекватную (точнее, аутентичную) своему личному природному окружению. Именно благодаря этому синкретическому состоянию человека сложилось в биологической науке представление о четырех локальных адаптивных типах – «арктическом», «высокогорном», «континентальном» и «тропическом». Обратим особое внимание на понятие «адаптивный», которое имеет принципиальное смысловое значение в контексте наших размышлений. Оно происходит от позднелатинского adaptatio – приспособление, что в биологии трактуется как «совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений; в физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания.

Совокупность всех свойств природной среды формирует, приспосабливает к себе совпадающий с ней тип субъекта, который определяется как культурный адаптивный тип. В целом это определение (вспомним, что cultura значит возделывание, воспитание, образование) обозначает креативное бытие данного типа в соответствующих природных условиях, где процесс адаптации является взаимным для природы и человека. Тип биосоциокультурного человека адаптивен именно потому, что соответствует взрастившей его среде обитания (бытия). И понимать конкретный адаптивный тип можно лишь в контексте сформировавшего его и сформированного им природного ландшафта, природной среды места.

Культура природна в своем местном «адресе», природен и носитель культуры. Высокий, стройный, пластичный негр экваториальной Африки и низкорослый, широкий в кости житель северных земель – чукча или алеут принадлежат к разным самоценным культурным генотипам по природному признаку (в данном случае, экваториальному и арктическому), сформированному разными окружающими природными ландшафтами. Они адаптивны своей природе и культуросообразны своей среде, как природной, так и рукотворной – творимой руками сообразно окружению. Как в природном, так и в культурном аспектах негр органичен экваториальной природной среде и подобен высокой, стройной пальме. Чукча или алеут адаптивны природному ландшафту Севера, лишенному вертикальной ориентации. Тундра имеет тяготеющую к плоскости организацию пространства, в котором развертывается бытие человека со всеми характерными особенностями и признаками: бескрайняя снежная или зеленая (на короткое летнее время) равнина, чум, яранга, сани, олени. Северный человек адаптивен суровой природе и культуросообразен ей в своей деятельности охотника, оленевода и рыболова. Природные условия диктуют потребность в теплой одежде, полностью закрывающей тело, и дают все, что для нее необходимо – шкуры оленя и рыбью кожу, сухожилия, кость для изготовления украшений. Аналогично природе и минимальное количество одежды тропического человека: южное тепло обусловливает органичность, естественность обнаженного тела. Необходимость культурного соответствия природе определяет практически-эстетическую составляющую бытия. Чукча украшает свои одежды цветным бисером, полихромия которого компенсирует скупость красок окружающего ландшафта; в природе, окружающей негра, адекватны ярко раскрашенные тела и лица, причудливые украшения, фантастические маски. Г. Монтескье подчеркивал, что «различия в потребностях порождаются различиями в климате, а отсюда происходит и различие в образе жизни». Действительно, во всех условиях – природных или суперурбанистических – законы среды будут действовать безотказно. Применительно к природе, мы видим приспособление человека к природе и порождаемой ею культуре. И это позволяет нам вновь подчеркнуть локальный местный характер культуры, адекватный месту ее географического бытия.

Г.Д. Гачев в книге «Космо-Психо-Логос: национальные образы мира» рассказывает о чрезвычайно продуктивных по выявлению «местности мышления» интерактивных занятиях, которые он проводил в 1960-е гг. со студентами литературного института в Москве. В частности носители конкретных культур по-разному описывали жилище в зависимости от того, что оно представляет собой в том или ином ландшафте: «юрта круглая, видимо, от равномерной открытости во все стороны»; «если человек равнины строит стены, одевает веществом пустоты, то жителю гор надо добывать пустоту, рыть жилища в горах». На основе анализа многочисленных материалов Г. Гачев делает обобщающее заключение: «Национальный образ мира есть диктат национальной природы в культуре».

Задания для самостоятельной работы

1. «Средиземноморье оказалось – и это явилось потрясающим открытием – пространством без государства, пространством реальным, то есть пейзажем, диалогом человека с землей и климатом, извечным сражением человека с материальным миром вещей, без государственного посредничества, без ограничивающих права человека национальных пределов с их административной географией и границами» (П. Шоню). Из текста видно, что определяющим в культуре является природное начало. Опровергните или подтвердите данное мнение.

 

Греция. О-в Санторини.

 

 

2.К.С. Петров-Водкин в своем известном произведении «Пространство Эвклида» писал, что по берегам рек вокруг Новгорода образуются гальки из цветных земель, глина имеет цвета от синих через красные баканы (багряные краски – прим. авт.) до светло-охристых, что именно этот природный материал предопределил все неповторимое богатство росписей. «Становится ясным, откуда возник колорит росписи Спаса-Нередицы, Пророка Илии и вообще древней новгородской школы».

 

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1198

 

Найдите в истории изобразительного искусства аналогичные примеры использования природных материалов.

3. «Церковь … была макрочеловеком, у нее была глава, под главою шея барабана, плечи. Окна были очами храма. Над окнами были бровки» (Д. С. Лихачев). В этом высказывании очевиден антропоморфный характер описания православного храма. Найдите истоки подобного понимания здания церкви.

4. Проиллюстрируйте визуальными примерами антропоморфные названия частей керамического сосуда:плечо, губа, устье, венчик, ручка, шейка, корень ручки, тулово, перехват, основание-ножка.

Контрольные вопросы

1. Поясните цитату: «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою» (К. Риттер)?

2. Назовите четыре типа культурного адаптивного человека.

3. Назовите десять «обязанностей глаза человека» (по Леонардо да Винчи) и охарактеризуйте их значение в культурной деятельности человека.

4. Что значат слова Леонардо: «Природа – учительница живописцев»?

5. Как соотносятся понятия «культура» и «локальная местная культура»?

6. Что означает термин «культурные гнезда»?

Словарь терминов

Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.

Биосфера – область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; научное толкование ноосфере, как и биосфере, дал В. И. Вернадский.

Палладианство– направление в европейской архитектуре XVII-ХVIII вв., развивавшее в рамках классицизма идеи и принципы знаменитого итальянского архитектора ХVI в. Андреа Палладио: естественность, компактность, завершенность композиции в органической связи с окружающей природой.

Парк – ограниченное пространство природного ландшафта или ландшафта с искусственными сооружениями и насаждениями.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный): а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующаяза варварством (Л. Мор­ган, Ф. Энгельс); г) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер).

 

Темы докладов и рефератов

1. Локальные местные культуры.

2. Идеи классицизма и регулярный (французский) парк.

3. Идеи Дж. Рескина и пейзажный (английский) парк.

4. Природный ландшафт и жанр пейзажа в живописи.

5. Архитектура и природные материалы.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – С. 128.

2. Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» (примечания) / Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. – М. : Прогресс, 1986. – С. 234-235.

3. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира /
Г.Д. Га­­чев. – М. : Акад. Проект, 2007. – С. 104.

4. Гете И.-В. Поэзия и правда / И.-В. Гете // Избранные философские произведения. – М.: Наука,1964. – С. 182

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – М. : Клышников-Комаров и К, 1992. – С.18.

6. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 149.

7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. – М. : Стройиздат, 1978.

8. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачев //»Изборник». – М. : Художественная литература, 1969. – С. 8.

9. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида / К.С. Петров-Водкин // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л. : Искусство,1982. – С. 500

10. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. – Новосибирск, 1989.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.