Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3.Оценка конкурентоспособности





Н.А.Анисимова Е.А.Шарапова

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Экономика предприятия (организации)

 

 

для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»

 

Воронеж 2015

Тема 1: Предмет и задачи курса

Вопрос 1. Сущность и значение экономики в экономическом образовании

Дисциплина экономика предприятия (организации) относится к общепрофессиональным дисциплинам и предназначена для приобретения знаний по планированию, экономическому обоснованию и эффективности деятельности хозяйствующих структур.

Основой данной дисциплины является экономическая теория и категории рыночной экономики, применительно к основному производственному звену.

Экономика предприятия изучает:

1) Основы коммерческой деятельности применительно к основному хозяйственному субъекту;

2) Понятия предприятия, его место и роль в общ-ом производстве и экономике;

3) Организационные основы построения структуры предприятия. Определение его специализации, территориального расположения и региональной кооперации.

4) Экономические основы и принципы рыночного хоз-ния конкурентоспособности предприятия, взаимоотношения с внешней рыночной средой;



5) Оценка ресурсного потенциала для осуществления производственной деятельности предприятия (основные фонды, мощность предприятия трудовые ресурсы, материальные ресурсы, мат.-тех. Обеспечение, логистика, информац. ресурсы);

6) Экономические показатели деятельности предприятия (издержки, выручка прибыль);

7) Оценка эффективности бизнеса и планирование бизнеса;

8) Финансовое обеспечение деятельности предприятия и оценка фин. Результатов деятельности;

9) Анализ, учет и контроль.

 

Вопрос 2. Понятие и роль предприятия в системе экономических отношений.

Предприятие – относительно обособленное и организационно-структурированное правовое пр-ое подразделение, способное осуществить хоз. деятельность и координировать взаимоотношения с рыночной средой.

Предприятие рассматривается в экономике в 2-х аспектах:

1) Предприятие как хоз-ий субъект, т.е. структурная единица законодательного и административного регламентирования, имеющая имущество для осуществления производственной деятельности.



2) Как субъект предпринимательской деятельности – обособленное производственное подразделение или единица основной задачей которой является создание материальных и нематериальных благ для общества.

Предприятие считается созданным после государственной регистрации и действует на основании устава или учредительного договора. Обособленность предприятия обусловлена его структурной, территориальной, технологической или иной специализацией. Обособленность выражается: 1)в организационном единстве; 2) экономическое единство; 3) техническое единство.

Тема 2: Рыночная среда функционирования предприятия

Вопрос 1. Структура и специализация предприятия

Предприятие как обособленная производственная и хозяйственная единица имеет специфическую структуру цели и задачи функционирования на рынке. Рыночные цели предприятия связаны с созданием продукции или услуг, востребованных на рынке в конкретный момент времени.

Внутренние цели предприятия – это прибыльное функционирование, ритмичная и сбалансированная с ресурсами деятельность, обеспечивающая решение производственных и социальных задач коллектива.

Достижение рыночных и внутренних целей развития бизнеса приводит к образованию или развитию предприятия по различным параметрам:

1) Специализация предприятия (отраслевая, внутриотраслевая, продуктовая, региональная)

2) Мощность предприятия (возможность по оказанию услуг) – оценивается объем произведенной продукции или услуг

3) По численности работающих (малые предприятия – до 100 чел., средние и крупные)



4) По уровню специализации (специализированные, узкоспециализированные и широкого профиля) – предприятия специализированные, если объем одного вида продукции не менее 75%

5) По территориальному расположению

6) По степени кооперации концентрации производства (по технологическому признаку) и т.д.

В соответствии с отраслевой структурой и выбранными характеристиками предприятия, на предприятии формируется организационная и производственная структура.

Организационная структура – это структура, отражающая состав взаимодействия и подчиненность отделов и служб предприятия.

Производственная структура – это структура, отражающая производственно-технологическое единство предприятия, состав и взаимосвязи пр-ых подразделений (цеха, участки).

Вопрос 2. Рыночная среда функционирования предприятия

Рыночная среда делится на 2 составляющие:

1) Микросреда

2) Макросреда

Микроокружение – это непосредственное рыночное окружение на конкретном территориальном рынке или в системе взаимосвязи предприятия.

Данная среда формируется в зависимости от внутренней структуры предприятия (дирекция управления , фин. служба, кадровые службы…)

Составляющими микросреды являются:

§ Административные

§ Местные

§ Регулирующие

§ Контролирующие органы

§ Финансовая сфера (банки, налоговая, казначейство)

§ Производственная сфера (поставщики субподрядчики, транспортные, складские организации)

§ Конкурентная среда

§ Сбытовые организации (вся торговля)

§ Опт, розница

§ Покупатели

§ Рекламные агентства

§ Центр занятости

§ Образовательные учреждения

§ Бюро найма

§ Контактная среда (аудитория)

Макросреда – дальнее рыночное окружение непосредственно не взаимодействующее с предприятием, но оказывающее влияние на его деятельность.

Факторы макросреды:

§ Государственные регламентирующие законы

§ Конкурентный фактор (чистая конкуренция, монополистическая, олигополистическая)

§ Экономический фактор – это фактор, характеризующий состояние финансово-кредитной системы, макроэкономического развития и уровень экономической поддержки отделов, сфер, регионов и т.д.

§ Технологический фактор – уровень развития НТП, уровень внедрения инвестиций, нанотехнологий и т.д. в области, в которой работает предприятие и в кредитных отраслях

§ Социально культурные факторы:

a) Демографические факторы

b) Социальные факторы(национальность, расовая принадлежность, этническая)

§ Природно-климатические факторы.

Вопрос 3.Оценка конкурентоспособности

Конкурентоспособность – сравнительная характеристика продукции предприятия или рыночных субъектов, которые отражает способность конкурировать с аналогичными объектами или предприятиями.

Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия необходимы для планирования стратегического развития, а так же принятия решений по различным направлениям деятельности. Конкурентоспособность предприятия в значимой мере зависит от качества выпускаемой продукции или услуги. Проведение оценки и сравнительного анализа конкурентоспособности однородного предприятия осуществляется следующим образом:

1) Сравнительная оценка. Рейтинговая система оценки основана, как правило, на экспертной оценке

2) Бальная оценка. Для проведения данной оценки набирается совокупность факторов, разносторонних характеристик предприятия, по которым проводится бальная оценка на основе аналитики или экспертного опроса. Факторы можно группировать: -продукт; -цены; -технологические факторы; -финансовые факторы; -кадровый потенциал и т.д.

Лист конкурентоспособности

Факторы   Значимость фактора % Бальная оценка по факторам
Конкурент 1 Конкурент 2  
1.Производство 1.1Мощность 1.2 Кадровый потенциал 1.3…….        
2. Продукция 2.1 Широта ассортимента 2.2 Цена 2.3……        

 

Оценка, как правило, производится по 5-7 основным конкурентам. Факторы ранжируются или взвешиваются.

3) Метод бальных приоритетов (по приоритетным факторам)

4) При данной системе оценки выбирается основной фактор и первый шаг сравнения делается по этому фактору. На втором шаге товар или предприятие, занявшее первое место по первому фактору не рассматривается. Если претендентов несколько, то среди них проводится оценка уже по второму, третьему т.д. факторам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.