Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекции 1-2. Понятие о психодиагностике и организации обследования





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

КРАСНОЯРСК 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теория и методология психологической диагностики» для студентов очной формы обучения по специальности 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» состоит из следующих элементов:

1. Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Теория и методология психологической диагностики».

2. Общей программы дисциплины, включающей в себя:

2.1. выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»;

2.2. рабочую модульную программу дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;

2.3. учебно-методическую карту дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;



2.4. карту самостоятельной работы студента по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;

2.5. протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности;

2.6. лист внесения изменений;

2.7. анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;

2.8. карту литературного обеспечения дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;

2.9. карту обеспеченности учебными материалами дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;

2.10. карту обеспеченности оборудованием дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;

2.11. технологическую карту дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;

2.12. журнал рейтинга по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;

3. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;



4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психодиагностики.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых и контрольных работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра психологии

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Специальность:44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология и педагогика семьи»,

квалификация «Магистр»

 

 

КРАСНОЯРСК 2015

Рабочая программа составлена к.пс.н., доцентом О.В. Баркановой

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии

«04» сентября 2015 г. (протокол №6)

 

Заведующий кафедрой Н.А. Старосвеская

 

Одобрено научно-методическим советом специальности «Психология и педагогика»

«29» сентября 2015 г.

 

Председатель НМСС О.В. Груздева


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

 

Дисциплина «Теория и методология психологической диагностики» входит в цикл обязательных дисциплин в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи».



 

Выписка из учебного плана специальности «Психолого-педагогическое образование» об объеме Дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» и видах учебной работы

Вид учебной работы Всего
часов   кредитов
Общая трудоемкость работы
Лекции 0,11
Семинары    
Лабораторные занятия 0,33
Практические занятия    
КСР
Самостоятельная работа 1,56
Курсовая работа    
Реферат    
Другие виды внеаудиторных занятий    
Виды итогового контроля Экзамен

 

 

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

 

Дисциплина «Теория и методология психологической диагностики» входит в цикл обязательных дисциплин в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи». Курс включает рассмотрение теоретических вопросов психологической диагностики и ее прикладных аспектов. Студенты, будущие педагоги-психологи, должны не только владеть знаниями об уровнях психического и личностного развития человека, но и уметь определять эти уровни у конкретного клиента, компетентно используя психодиагностические методы и методики, а также уметь составлять прогнозы и рекомендации по диагнозам.

К теоретическим вопросам, изучение которых предусмотрено дисциплиной «Теория и методология психологической диагностики», относятся организация и проведение диагностического обследования, психометрия, классификация методов, требования к составлению заключения. На практических занятиях студенты отрабатывают навыки работы с конкретными психодиагностическими методиками.

Курс «Теория и методология психологической диагностики» изучается во 2-м семестре (1-й курс) и включает в себя 16 часов аудиторных занятий и 56 часов самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля является экзамен. Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении методологии и методов организации научного исследования, математической статистики, количественного анализа эмпирических данных в психологии и педагогике.

Прохождение курса «Теория и методология психологической диагностики» позволит в будущем студентам-выпускникам ВУЗа работать в качестве практических психологов в образовательных учреждениях разного типа, осуществляя психодиагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую и просветительскую работу с учениками, родителями и педагогами.

Целью преподавания дисциплины является обеспечение освоения студентами знаний о психодиагностике как теоретической и практической дисциплине. Также цель курса состоит в том, чтобы содействовать становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:

· опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

· опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по алгоритму, образцу;

· опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

· опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ценностных ориентаций.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

1. Содействовать развитию у студентов:

· способности использовать освоенное содержание курса для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем;

· интегральных информационных и коммуникативных способностей;

· обобщенных навыков профессионального и культурного поведения;

· способов организации собственной деятельности.

2. Обеспечить практически-продуктивную направленность курса на основе использования двухуровневой психологической закономерности обучения при моделировании учебного процесса, а именно: на лекциях обеспечить качественный уровень понимания изучаемого материала, на практических занятиях – качественный уровень применения знаний, навыков и умений.

3. Способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств психолога-диагноста.

При прохождении Дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» студенты должны:

1. Знать:

· Теоретические и методологические основы психологической психодиагностики;

· классификацию психодиагностических методов,

· конкретные психодиагностические методики;

· требования к организации и проведению психодиагностического обследования;

· профессионально-этические нормы психодиагностики;

· основы психометрии;

· типологию диагнозов, прогнозов и рекомендаций к ним.

 

2. Уметь:

· анализировать психологические тексты;

· соотносить теорию с практикой;

· оценивать качество психодиагностических методик и подбирать их адекватно запросу;

· осуществлять количественную и качественную обработку и интерпретацию результатов диагностики;

· организовывать и проводить психодиагностическое обследование с помощью разных методов, формулировать диагноз и прогноз, разрабатывать психолого-педагогические рекомендации.

 

3.Выполнять программу практических занятий и самостоятельную работу по курсу.

 

Изучение дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» способствует развитию у студентов следующих компетенций:

профессиональные компетенции (ПК), общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления

подготовки (ОПК):

ОПК-2 (способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации);

ОПК-5 (способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности);

в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

ПКПП-1 (способность проводить диагностику психического развития детей и подростков);

ПКПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики);

ПКПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков);

ПКПП-8 (способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса);

в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

ПКСПП-1 (способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков);

ПКСПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики);

ПКСПП-6 (умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка);

ПКСПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ);

в области педагогической деятельности (ПКОД):

ПКОД-3 (способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ).

Содержание дисциплины

Определение термина «психодиагностика». Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина, предмет, задачи, области применения. Профессионально–этические принципы психодиагностики. Квалификация психодиагноста и его профессиональная и личностная компетентность. Требования к специалистам-смежникам, использующих психодиагностические методики. Требования к организации и проведению психодиагностического обследования. Особенности психодиагностического обследования взрослых, детей. Особенности организации и проведения индивидуального и группового психодиагностического обследования. Планирование и организация психодиагностической работы. Основная документация психолога-диагноста. Сбор предварительной информации. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Обработка диагностической информации. Требования к заключению. Соотношение понятий «метод», «методика». Методологические основы диагностического исследования. Основные методологические подходы. Схема исследовательской работы психолога-диагноста. Классификации методов психодиагностики, основания для классификации методов психодиагностики. Вербальные и невербальные методы психодиагностики. Объективные и субъективные методы психодиагностики. Тесты как метод психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей. Личностные опросники (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Опросники черт личности. Опросники типологические. Опросники мотивации. Опросники интересов. Опросники ценностей. Проективные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Интерактивные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Беседа и наблюдение как методы психодиагностики (определение, виды, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Количественно-качественные методы психодиагностики (контент-анализ).

 

Лекции 1-2. Понятие о психодиагностике и организации обследования

1) Определение термина «психодиагностика», предмет, задачи, области применения психодиагностики.

2) Профессионально-этические принципы психодиагностического обследования.

3) Квалификация психодиагноста, его профессиональная и личностная компетентность.

4) Организация и проведение психодиагностического обследования.

5) Документация психодиагноста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.