Лекции 1-2. Понятие о психодиагностике и организации обследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
КРАСНОЯРСК 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теория и методология психологической диагностики» для студентов очной формы обучения по специальности 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» состоит из следующих элементов:
1. Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Теория и методология психологической диагностики».
2. Общей программы дисциплины, включающей в себя:
2.1. выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»;
2.2. рабочую модульную программу дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.3. учебно-методическую карту дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.4. карту самостоятельной работы студента по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;
2.5. протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности;
2.6. лист внесения изменений;
2.7. анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;
2.8. карту литературного обеспечения дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.9. карту обеспеченности учебными материалами дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.10. карту обеспеченности оборудованием дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.11. технологическую карту дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
2.12. журнал рейтинга по дисциплине «Теория и методология психологической диагностики»;
3. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теория и методология психологической диагностики»;
4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психодиагностики.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых и контрольных работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра психологии
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность:44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,
профиль «Психология и педагогика семьи»,
квалификация «Магистр»
КРАСНОЯРСК 2015
Рабочая программа составлена к.пс.н., доцентом О.В. Баркановой
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии
«04» сентября 2015 г. (протокол №6)
Заведующий кафедрой Н.А. Старосвеская
Одобрено научно-методическим советом специальности «Психология и педагогика»
«29» сентября 2015 г.
Председатель НМСС О.В. Груздева
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Дисциплина «Теория и методология психологической диагностики» входит в цикл обязательных дисциплин в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи».
Выписка из учебного плана специальности «Психолого-педагогическое образование» об объеме Дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» и видах учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
| часов
| кредитов
| Общая трудоемкость работы
|
|
| Лекции
|
| 0,11
| Семинары
|
|
| Лабораторные занятия
|
| 0,33
| Практические занятия
|
|
| КСР
|
|
| Самостоятельная работа
|
| 1,56
| Курсовая работа
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды внеаудиторных занятий
|
|
| Виды итогового контроля
| Экзамен
|
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина «Теория и методология психологической диагностики» входит в цикл обязательных дисциплин в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи». Курс включает рассмотрение теоретических вопросов психологической диагностики и ее прикладных аспектов. Студенты, будущие педагоги-психологи, должны не только владеть знаниями об уровнях психического и личностного развития человека, но и уметь определять эти уровни у конкретного клиента, компетентно используя психодиагностические методы и методики, а также уметь составлять прогнозы и рекомендации по диагнозам.
К теоретическим вопросам, изучение которых предусмотрено дисциплиной «Теория и методология психологической диагностики», относятся организация и проведение диагностического обследования, психометрия, классификация методов, требования к составлению заключения. На практических занятиях студенты отрабатывают навыки работы с конкретными психодиагностическими методиками.
Курс «Теория и методология психологической диагностики» изучается во 2-м семестре (1-й курс) и включает в себя 16 часов аудиторных занятий и 56 часов самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля является экзамен. Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении методологии и методов организации научного исследования, математической статистики, количественного анализа эмпирических данных в психологии и педагогике.
Прохождение курса «Теория и методология психологической диагностики» позволит в будущем студентам-выпускникам ВУЗа работать в качестве практических психологов в образовательных учреждениях разного типа, осуществляя психодиагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую и просветительскую работу с учениками, родителями и педагогами.
Целью преподавания дисциплины является обеспечение освоения студентами знаний о психодиагностике как теоретической и практической дисциплине. Также цель курса состоит в том, чтобы содействовать становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:
· опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
· опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по алгоритму, образцу;
· опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
· опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ценностных ориентаций.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
1. Содействовать развитию у студентов:
· способности использовать освоенное содержание курса для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем;
· интегральных информационных и коммуникативных способностей;
· обобщенных навыков профессионального и культурного поведения;
· способов организации собственной деятельности.
2. Обеспечить практически-продуктивную направленность курса на основе использования двухуровневой психологической закономерности обучения при моделировании учебного процесса, а именно: на лекциях обеспечить качественный уровень понимания изучаемого материала, на практических занятиях – качественный уровень применения знаний, навыков и умений.
3. Способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств психолога-диагноста.
При прохождении Дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» студенты должны:
1. Знать:
· Теоретические и методологические основы психологической психодиагностики;
· классификацию психодиагностических методов,
· конкретные психодиагностические методики;
· требования к организации и проведению психодиагностического обследования;
· профессионально-этические нормы психодиагностики;
· основы психометрии;
· типологию диагнозов, прогнозов и рекомендаций к ним.
2. Уметь:
· анализировать психологические тексты;
· соотносить теорию с практикой;
· оценивать качество психодиагностических методик и подбирать их адекватно запросу;
· осуществлять количественную и качественную обработку и интерпретацию результатов диагностики;
· организовывать и проводить психодиагностическое обследование с помощью разных методов, формулировать диагноз и прогноз, разрабатывать психолого-педагогические рекомендации.
3.Выполнять программу практических занятий и самостоятельную работу по курсу.
Изучение дисциплины «Теория и методология психологической диагностики» способствует развитию у студентов следующих компетенций:
профессиональные компетенции (ПК), общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления
подготовки (ОПК):
ОПК-2 (способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации);
ОПК-5 (способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности);
в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
ПКПП-1 (способность проводить диагностику психического развития детей и подростков);
ПКПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики);
ПКПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков);
ПКПП-8 (способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса);
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
ПКСПП-1 (способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков);
ПКСПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики);
ПКСПП-6 (умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка);
ПКСПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ);
в области педагогической деятельности (ПКОД):
ПКОД-3 (способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ).
Содержание дисциплины
Определение термина «психодиагностика». Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина, предмет, задачи, области применения. Профессионально–этические принципы психодиагностики. Квалификация психодиагноста и его профессиональная и личностная компетентность. Требования к специалистам-смежникам, использующих психодиагностические методики. Требования к организации и проведению психодиагностического обследования. Особенности психодиагностического обследования взрослых, детей. Особенности организации и проведения индивидуального и группового психодиагностического обследования. Планирование и организация психодиагностической работы. Основная документация психолога-диагноста. Сбор предварительной информации. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Обработка диагностической информации. Требования к заключению. Соотношение понятий «метод», «методика». Методологические основы диагностического исследования. Основные методологические подходы. Схема исследовательской работы психолога-диагноста. Классификации методов психодиагностики, основания для классификации методов психодиагностики. Вербальные и невербальные методы психодиагностики. Объективные и субъективные методы психодиагностики. Тесты как метод психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей. Личностные опросники (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Опросники черт личности. Опросники типологические. Опросники мотивации. Опросники интересов. Опросники ценностей. Проективные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Интерактивные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Беседа и наблюдение как методы психодиагностики (определение, виды, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Количественно-качественные методы психодиагностики (контент-анализ).
Лекции 1-2. Понятие о психодиагностике и организации обследования
1) Определение термина «психодиагностика», предмет, задачи, области применения психодиагностики.
2) Профессионально-этические принципы психодиагностического обследования.
3) Квалификация психодиагноста, его профессиональная и личностная компетентность.
4) Организация и проведение психодиагностического обследования.
5) Документация психодиагноста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|