Сделай Сам Свою Работу на 5

Диагностика отношения к нравственным нормам поведения

Методики направленные на изучение нравственного развития ребенка

1. Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам "Сюжетные картинки».

Диагностика уровня нравственной мотивации.

Отношение к нравственным нормам поведения»

 

Методика «Веселый – грустный»

Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни.

 

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Диагностика сформированности нравственных представлений

Изучение осознания детьми нравственных норм.

 

Методика «Закончи историю»

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Методика «Что мы ценим в людях»

Методика предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка.

 

Методика «Как поступать»

Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам.

 

Методика «Беседа»

Диагностика эмоционально-нравственного развития

Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.

 

1. Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам "Сюжетные картинки".

 

Источник: Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35.

 

Тестируем: Свойства личности ·

Возраст: Дошкольный, Младший школьный

Назначение теста: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.



Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

 

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

 

Диагностика уровня нравственной мотивации.

 

Тестовый материал

 

Разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

 

Инструкция: «Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один».

 

Вопросы:

 

1. Если кто-то плачет, то я.

- Пытаюсь ему помочь.

- Думаю о том, что могло произойти.

- Не обращаю внимания.

 

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

- Я скажу ему, чтобы он не приставал.

- Отвечу, что не могу ему помочь.

- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

 

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

- Я не обращу внимания.

- Скажу, что он размазня.

- Объясню, что нет ничего страшного.

- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

 

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

- Обижусь в ответ.

- Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

 

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

- 4 бала - высокий уровень

- 2, 3 бала - средний уровень

- 0, 1 бал - низкий уровень

 

 

Диагностика отношения к нравственным нормам поведения

 

Авторы: Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун

Направлен на выявление отношения к нравственным нормам поведения

Инструкция:

Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективестической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).

Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант).

 

1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд.

б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день.

в. Пообещаете выполнить работу после возвращения.

г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе.

д. Или...

 

2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?

а. Добросовестно выполните поручение.

б. Привлечете к выполнению поручения товарищей.

в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение.

г. Найдете повод для отказа.

д. Или...

 

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые , но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.

б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь.

в. Сделаете вид, что ничего не слышали.

г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие.

д. Или ...

 

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?

а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все.

б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму.

в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую.

г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать.

д. Или ...

 

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.

б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения.

в. Выразите соболезнования тому, кого обидели.

г. Сделаете вид, что вас это не касается.

д. Или ...

 

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.

б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого

в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты.

г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

д. Или...

 

Если в ваших ответах варианты

“а”, то это свидетельствует об активном, устойчивом. положительном отношении к соответствующим нравственным нормам;

Источник: Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002. –176 с.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.