|
Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов
Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД
Поскольку основная проблема диагностики формирования УУД – это формальное отношение руководства. Другими словами, глубинная диагностика администрацию не интересует, в ней нет острой необходимости и смысла, а отнимает такая диагностика очень большое количество времени. Задача психолога – диагностика исключительно познавательных УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.
Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
На наш взгляд, проблема диагностики формирования познавательных логических и знаково-символических УУД решается при помощи известного теста развития «Логических операций». Этот тест существует в разных модификациях. Мы также модифицировали его, учитывая разный темп деятельности детей и индивидуальный подход. Сам опросник (стимульный материал с заданиями) мы также изменили, поскольку привычный вариант вызывает затруднения в восприятии и понимании заданий, которые предлагаются, в особенности субтест 3. А некоторые задания не актуальны по своему смысловому содержанию. Тест развития «Логических операций» быстр в использовании и позволяет в краткие сроки оценить уровень сформированности словесно-логического, вербального мышления и его компонентов: общую осведомленность (запас знаний об окружающем мире), способность к классификации понятий, анализу и обобщению). Второй тест, всеми известный и достаточно популярный – «Матрицы Равена», позволяет оценить уровень сформированности наглядно-образного, невербального мышления. Тест также не отнимает много времени на проведение и обработку и не вызывает негативной реакции у школьников.
Такие познавательные УУД, как внимание и память, относятся к познавательным общеучебным действиям. Мы считаем, что эти показатели УУД не обязательно «снимать» психологу и тратить огромное количество времени на обработку, к примеру, результатов теста «Корректурная проба». Данные о сформированности внимания и памяти можно получить путем анкетирования учителей. Как показывает практика, учителя вполне способны дать такую информацию. Тестирование внимания и памяти предпочтительно проводить индивидуально или в малых подгруппах, а в условиях дефицита времени это невозможно. На оценку других параметров традиционными методами также уходит много времени.
Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Как мы уже писали выше - оптимальные методы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников просто отсутствуют. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств, что как мы уже упоминали не представляет диагностического интереса для руководства. А в условиях массового мониторинга – это пустая трата времени.
Разработанная нами анкета для учителей «Оценка формирования УУД» (см. приложение), решает все эти проблемы. Анкета содержит 20 вопросов, где первые 5 дают информацию о формировании общеучебных познавательных УУД, 6 вопросов о регулятивных, 4 вопроса о личностных и 5 вопросов о коммуникативных (см таблицу).
Таблица. Экспресс-диагностика формирования УУД.
№
| УУД
| Оцениваемые показатели
| Название методик
|
| Познавательные
| Словесно-логическое мышление, вербальное: общая осведомленность, анализ, обобщение
Наглядно-образное мышление (невербальное)
| Тест логических операций (модифицированный)
Матрицы Равена
| Логические
Знаково -символические
| Общеучебные
| Познавательная активность, смысловая память, произвольное внимание, логическое мышление, рефлексия учебного опыта
| Анкета для учителей «Оценка формирования УУД»
|
| Регулятивные
| Саморегуляция поведения, целеполагание, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, оценка учебных достижений
|
| Личностные
| Мотивация к учению, рефлексия своих поступков, ответственность, нравственность
|
| Коммуникативные
| Сотрудничество, инициативность, доброжелательность, лидерство, общее речевое развитие
| Методические рекомендации по проведению мониторинга:
1. Лучше давать методики детям на первых уроках, когда они наиболее работоспособны. 2. Тестирование должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке.
3. Если у ребенка что-то не получается нужно помочь ему.
4. Инструкцию нужно повторить несколько раз, если вы убедились, что все дети поняли инструкцию, то можно приступить к тестированию.
5. Нельзя подсказывать детям ответы. Если ребенок не знает ответа, на какой-то вопрос – предложите ему пропустить это задание и перейти к другому заданию.
Заключение
Экспресс-диагностика позволяет определить уровень развития 25 параметров УУД в короткие сроки, на наш взгляд – это более чем достаточно.
Мониторинг УУД целесообразно проводить 1 раз в конце года. Методика также позволяет выявить детей «группы риска» - это дети с низкими показателями. В дальнейшем может быть организована коррекционно-развивающая работа с такими детьми. Для учителей и родителей можно организовать консультации по результатам мониторинга.
Приложение
Экспресс-диагностика логических познавательных УУД
Тест «Логические операции» для учащихся 1-х классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№
|
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| Как называется твой город?
| Омск
| Томск
| Стрежевой
| Москва
| Париж
|
| Пассажирский транспорт – это…
| комбайн
| самосвал
| автобус
| экскаватор
| паровоз
|
| Найди насекомое…
| крот
| колибри
| паук
| ящерица
| снегирь
|
| Найди время года …
| утро
| каникулы
| среда
| осень
| март
|
| Сколько дней в неделе?
|
|
|
|
|
|
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№
|
|
|
|
|
|
| малина
| клубника
| вишня
| ананас
| черёмуха
|
| стол
| табурет
| телевизор
| стул
| шкаф
|
| дождь
| лужа
| снег
| град
| иней
|
| карандаш
| ручка
| ластик
| тетрадь
| мыло
|
| колбаса
| хлеб
| печенье
| пирог
| бублик
|
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
№
| Вопрос
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| Помидор - это овощ, а абрикос - это…?
| трава
| яблоня
| фрукт
| земля
| ягода
|
| Зимой – снег, а летом…?
| солнце
| море
| песок
| дождь
| ветер
|
| Утюг - гладить, а телефон…?
| говорит
| звонит
| играет
| поет
| лежит
|
| Право – лево, а верх…?
| сторона
| потолок
| низ
| пол
| небо
|
| Тарелка – ложка, а кастрюля…?
| нож
| вилка
| стакан
| блюдце
| поворёжка
|
IV субтест
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) медведь и лиса
2) осень и весна 3) самосвал и трактор
4) петух и курица
5) нож и ложка
|
|
Тест «Логические операции» для учащихся 2 класса
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№
| Вопрос
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| Что есть у любого сапога?
| шнурок
| пряжка
| подошва
| ремешки
| пуговица
|
| Кто обитает в теплых краях?
| медведь
| олень
| волк
| верблюд
| тюлень
|
| Сколько в году месяцев?
|
|
|
|
|
|
| Месяц зимы – это…
| сентябрь
| октябрь
| февраль
| ноябрь
| март
|
| Самая большая птица – это…
| ворона
| страус
| сокол
| орел
| сова
|
| Розы – это…
| фрукты
| овощи
| цветы
| сорняк
| дерево
|
| Сова всегда спит….
| ночью
| утром
| днем
| вечером
| зимой
|
| Вода всегда…..
| прозрачная
| холодная
| жидкая
| белая
| вкусная
|
| У дерева всегда есть…
| листья
| цветы
| плоды
| корень
| тень
|
| Город России – это…
| Париж
| Москва
| Лондон
| Варшава
| София
| II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№
|
|
|
|
|
|
| тюльпан
| лилия
| фасоль
| ромашка
| фиалка
|
| река
| озеро
| море
| мост
| болото
|
| кукла
| медвежонок
| песок
| мяч
| лопата
|
| Киев
| Харьков
| Москва
| Донецк
| Одесса
|
| Тополь
| берёза
| орешник
| липа
| осина
|
| окружность
| треугольник
| квадрат
| указка
| овал
|
| Иван
| Пётр
| Нестеров
| Макар
| Андрей
|
| курица
| петух
| лебедь
| гусь
| индюк
|
| число
| деление
| вычитание
| сложение
| умножение
|
| веселый
| быстрый
| грустный
| вкусный
| осторожный
|
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры:
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
| В лесу – деревья, а в библиотеке -…?
(выбираем слово – книги)
| сад
| двор
| город
| театр
| книги
| Если бежать – кричать, то стоять-..?
(выбираем слово – молчать)
| молчать
| ползать
| шуметь
| звать
| плакать
|
№
| Вопрос
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| Огурец-это овощ, а георгин - это…?
| сорняк
| роса
| садик
| цветок
| земля
|
| Учитель - ученик, а врач…?
| койка
| больной
| палата
| термометр
| халат
|
| В огороде морковь, а в саду-…?
| забор
| яблоня
| колодец
| скамейка
| цветы
|
| Цветок в вазе, а птица…?
| клюв
| чайка
| гнездо
| яйцо
| перья
|
| Перчатка-рука, а сапог…?
| чулки
| подошва
| кожа
| нога
| щетка
|
| Темный – светлый, а мокрый-…?
| солнечный
| скользкий
| сухой
| тёплый
| холодный
|
| Часы показывают время, а термометр…?
| стекло
| температура
| кровать
| больной
| врач
|
| У машины мотор, а у лодки…?
| река
| моряк
| болото
| парус
| волна
|
| Если стул деревянный, то игла…?
| острая
| тонкая
| блестящая
| короткая
| стальная
|
| На столе скатерть, а на полу…?
| мебель
| ковёр
| пыль
| доска
| гвозди
| IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) Метла и лопата
2) Окунь и карась 3) Лето и зима
4) Огурец и помидор
5) Сирень и шиповник
| 6) Шкаф и диван
7) День и ночь 8) Слон и муравей 9) Июнь и июль
10) Дерево и цветок
|
Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№
| Вопрос
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| У пиджака всегда есть…?
| брошь
| рукав
| нитка
| карман
| пуговица
|
| В тёплых краях не живёт…?
| кенгуру
| обезьяна
| морж
| тигр
| воробей
|
| Месяц осени…?
| март
| август
| ноябрь
| февраль
| июль
|
| Самая крупная река нашей области…?
| Томь
| Обь
| Иртыш
| Чулым
| Пасол
|
| Время суток…?
| лето
| обед
| отдых
| ночь
| год
|
| У растения всегда есть…?
| плоды
| цветы
| корень
| листья
| ветки
|
| Отец старше своего сына…?
| часто
| всегда
| никогда
| редко
| иногда
|
| Птицы улетают на юг…?
| зимой
| ночью
| далеко
| осенью
| холод
|
| Молоко всегда…?
| сладкое
| свежее
| белое
| жидкое
| вкусное
|
| В нашей стране не живет…?
| соловей
| аист
| журавль
| фламинго
| синица
| II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№
|
|
|
|
|
|
| стол
| ковер
| кресло
| кровать
| диван
|
| приставка
| предлог
| суффикс
| окончание
| предложение
|
| треугольник
| отрезок
| длина
| квадрат
| круг
|
| запятая
| точка
| тире
| союз
| двоеточие
|
| дождь
| снег
| осадки
| град
| иней
|
| дуб
| берёза
| ольха
| тополь
| ясень
|
| секунда
| час
| вечер
| год
| неделя
|
| самолёт
| пароход
| техника
| поезд
| дирижабль
|
| футбол
| баскетбол
| хоккей
| плавание
| баскетбол
|
| смелый
| храбрый
| решительный
| злой
| отважный
|
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры:
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
| В лесу – деревья, а в библиотеке -…?
(выбираем слово – книги)
| сад
| двор
| город
| театр
| книги
| Если бежать – кричать, то стоять-..?
(выбираем слово – молчать)
| молчать
| ползать
| шуметь
| звать
| плакать
|
№
| Вопрос
| Варианты ответов
|
|
|
|
|
|
| Лошадь- жеребёнок, корова-…?
| пастбище
| рога
| молоко
| телёнок
| бык
|
| Яйцо-скорлупа, картофель-…?
| курица
| огород
| капуста
| суп
| шелуха
|
| Коньки - зима, лодка…?
| лёд
| каток
| весло
| лето
| река
|
| Ухо - слышать, зубы…?
| видеть
| лечить
| рот
| щётка
| жевать
|
| Ложка-каша, вилка…?
| масло
| нож
| тарелка
| мясо
| посуда
|
| Собака -шерсть, щука…?
| овца
| ловкость
| рыба
| удочка
| чешуя
|
| Пробка - плавать, камень…?
| пловец
| тонуть
| гранит
| возить
| каменщик
|
| Чай-сахар, суп…?
| вода
| тарелка
| крупа
| соль
| ложка
|
| Дерево-сук, рука…?
| топор
| перчатка
| нога
| работа
| палец
|
| Дождь-зонтик, мороз…?
| полка
| холод
| сани
| зима
| шуба
| IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) нефть и торф
2) трава и гриб 3) нож и ложка
4) дом и дача
5) автомобиль и поезд
| 6) нога и рука
7) Пушкин и Лермонтов 8) конфета и торт 9) глаза и уши
10) плюс и минус
|
Бланк ответов к тесту «Логические операции»:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|