Сделай Сам Свою Работу на 5

Реклама и ее роль в коммуникационной политике

Реклама и ее виды занимают особое место в коммуникационной политике. В маркетинговой деятельности она призвана решать наи­более сложную и трудно реализуемую задачу — формировать и сти­мулировать спрос.

Вопросам развития и осуществления рекламных кампаний при­дается большое значение — в развитых странах реклама превратилась в специализированную отрасль экономики, и на нее расходуются ог­ромные средства. Так, например, в 1997 г. в США на цели рекламы было затрачено около 140 млрд долл., в Японии — около 50 млрд долл., а в целом на планирование и осуществление рекламных ме­роприятий в США направляется ежегодно 2-2,5% ВНП, во Фран­ции — 1% ВНП, или примерно 10% от себестоимости производимой продукции.

Реклама— это убеждающее средство информации о товаре или фирме (предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинства деятельности фирмы, готовящая актив­ного и потенциального покупателя к покупке.

Осуществлять полное управление процессом воздействия на по­требителя со стороны фирмы сложно. Однако потребителям необ­ходимо предоставить информацию, с тем чтобы убедить их в пре­имуществах товара фирмы, рассеять недоверие, сформировать и ак­тивизировать спрос и создать психологическую готовность к прове­дению коммерческих переговоров по купле-продаже и приобретению товара.

Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне фирмы. Реклама может конструировать спрос и рынок и управлять ими.

Основные виды рекламы — товарная и престижная реклама.

Виды рекламы.

Товарная реклама

Главная задача товарной рекламы — формирование и стимулиро­вание спроса на товар. Пропагандируя конкретный товар, реклама содействует его продаже. Товарная реклама информирует потребителя о свойствах и достоинствах товара, пробуждает интерес к нему, потребитель стремится установить контакты с продавцом и из пассив­ного, потенциального превращается в активного, заинтересованного в покупке покупателя.

Престижная реклама

Престижная, или фирменная, реклама представляет собой рекламу достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Цель такой рекламы — создание среди общественности, и прежде всего ак­тивных и потенциальных покупателей, привлекательного имиджа, ре­номе, выигрышного образа фирмы, который вызывал бы доверие к самой фирме и всей выпускаемой ею продукции.

Престижная реклама подчеркивает заботу компании о потреби­теле, окружающей среде, повышении благополучия общества и пре­следует задачу формирования у потребителей и покупателей (как ак­тивных, так и потенциальных) мнения о ней как о надежном партнере, солидном, высокопрофессиональном поставщике, стремится создать благоприятный образ фирмы и тем самым содействовать активному сбыту всех производимых ею товаров как в настоящее время, так и в будущем.

Престижная реклама формирует благоприятное общественное мнение о фирме, сопряжена с проведением ею значительной обще­ственной деятельности, в том числе благотворительной, организацией научно-практических конференций, семинаров, участием в общест­венных фондах стимулирования образования, развития искусства, спорта, в проведении юбилейных мероприятий и т.д.

Престижная реклама призвана обеспечивать положительную ус­тановку для восприятия благоприятного образа фирмы, ее товарной рекламы, сокращать время на убеждение покупателя к принятию ре­шения о покупке. Такая реклама охватывает более широкую аудито­рию и не является прессинговой, не навязывает готовых решений и мнений, предоставляя покупателю право самостоятельно отдать свое предпочтение той или иной фирме, и внешне может далеко отстоять от коммерции и вопросов прибылей фирмы.

Непосредственная и косвенная реклама

Различают также рекламу непосредственную и косвенную. Непосредственная реклама осуществляется на коммерческих условиях и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкретному товару или конкретной фирме.

Косвенная реклама выполняет рекламную функцию, не используя прямых каналов распространения рекламных средств и не указывая непосредственно рекламодателя. Например, помещаемое в журнале коммерческое рекламное объявление о новом медицинском препара­те, который предлагается к продаже фармацевтической фирмой, — это прямая реклама. А опубликованная в этом же журнале научная статья, рассматривающая методику лечения определенного заболева­ния и указывающая на данный препарат как на наиболее эффективное медицинское средство, — это косвенная реклама. Показ по телеви­дению рекламного ролика о качественных преимуществах конкрет­ного автомобиля, предлагаемого к продаже конкретной фирмой, — прямая реклама. Если же в художественном фильме герои используют автомобиль данной марки и, например, уходят на нем от погони по пересеченной местности — это косвенная реклама и т.д.

Информационная и агрессивная реклама

В зависимости от характера и особенностей рекламного материала и стадий жизненного цикла товара различают информационную и агрессивную рекламу. Например, на первой стадии жизненного цикла товара, когда товар новый и его еще не выпускают фирмы-конкурен­ты, предпочтительнее информационная реклама, подчеркивающая от­личительные преимущества данного, оригинального по своим каче­ственным и эксплуатационным характеристикам товара. Эта реклама информирует покупателей о товаре. Однако на третьей стадии жиз­ненного цикла товара, стадии зрелости и насыщения рынка, осущест­вляется агрессивная реклама, демонстрирующая преимущества товара именно этой фирмы, например качество, сервис, сроки поставки, без­опасность, экологическую чистоту и т.д., так как в этот период фирме необходимо активно бороться с конкурентами, производящими аналогичную продукцию. В последнее время в маркетинговой деятель­ности фирмы все большее внимание уделяется информационной и разъяснительной рекламе.

Однородная и неоднородная реклама

Реклама бывает однородной и неоднородной (в смысле избранной стратегии и ее осуществления на различных рынках сбыта). Однород­ная реклама на различных рынках сбыта, в том числе в разных странах, одна и та же, она дает экономию по издержкам и затратам на рекламную кампанию. Однако проведение такой рекламы связано со зна­чительными трудностями и чревато неудачами в случае недостаточно профессиональной ее разработки, поскольку на различных рынках особенности запросов потребителей, их восприятие словесного и му­зыкального сопровождения рекламных роликов и т.д. не должны про­тиворечить единой концепции рекламы.

Превентивная реклама

В практике деятельности фирм используется превентивная рек­лама, когда на рекламу расходуется больше средств, чем это опти­мально обусловлено. Такая реклама проводится, как правило, с целью подорвать и подавить позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить такие большие суммы на рекламные цели.

Вводящая реклама

Различают также вводящую (защитную) рекламу. Этот вид рекла­мы представляет предпринимательскую, в том числе и экспортную, деятельность фирмы как содействие реализации правительственных программ социально-экономического развития государства. Это со­здает представление о фирме как об организации-патриоте, работаю­щей на благо страны, как о надежном и солидном партнере. В рекламе подчеркивается, что правительственные и деловые круги высоко оце­нивают работу фирмы и предоставляют ей преференции и льготы на лицензии, кредиты, страхование и т.д.

Внутрикорпоративная реклама

Внутрикорпоративная реклама — реклама достижений и создание положительного образа фирмы в среде ее сотрудников.

Недобросовестная реклама

При осуществлении рекламы допускается некоторое преувеличе­ние положительных свойств товара, умолчание о его отрицательных характеристиках, однако не разрешается прямой обман покупателя и потребителя, нанесение ему материального, физического или мораль­ного ущерба — во всех странах это преследуется по закону и подпадает под классификацию недобросовестной рекламы. Реклама, которая на­носит материальный ущерб или урон престижу фирм-конкурентов, также считается недобросовестной.

Например, не рекомендуется подчеркивать в рекламном объяв­лении недостатки товаров или услуг конкурентов. Так, одна из ме­бельных фирм была привлечена к ответственности за рекламу, в ко­торой сообщалось, что она выпускает такие удобные кресла, в которых можно заснуть во время любой, даже самой интересной телепередачи. Иск предъявила, естественно, телевизионная компания.

Как недобросовестная реклама классифицируется использование недозволенных технических приемов и методов распространения рек­ламной информации, например кадр, фиксируемый подсознанием человека, и т.д.

14 июня 1995 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О рек­ламе», который определил основные виды рекламы, дал четкую харак­теристику недобросовестной (ст. 6), недостоверной (ст. 7), неэтичной (ст. 8), заведомо ложной (ст. 9) и скрытой (ст. 10) рекламы и обозначил степень ответственности организаций, ее использующих.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.