Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1 Источниковедение в системе исторической науки





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Источниковедение

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 030600.62 «История»

профиль подготовки «Археология»,профиль «Краеведение»;для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»профиль «История»

 

 

Горно-Алтайск 2012

Опись

материалов и документов, входящих в учебно-методический комплекс

по дисциплинеисточниковедение

 

№ п/п Наименование материалов, документа Кол-во листов, дисков, билетов
Рабочая программа
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Самостоятельная работа.
Комплект контрольных работ
Комплект вопросов к зачету и экзамену
Комплект тестов
Глоссарий
Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой
Карта обеспеченности дисциплины учебными и учебно-методическими материалами, разработанными преподавателем
  Всего материалов и документов - 9  

 

 

Преподаватель Эбель А.В.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра археологии и всеобщей истории

 

Рабочая программа

 

дисциплины: Источниковедение

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 030600.62 «История»

профиль подготовки «Археология»,профиль «Краеведение»;для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»профиль «История»

2012-2013 учебный год

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История» (утвержден 16 декабря 2009 г. № 732) и учебного плана по направлению подготовки 030600.62 «История»

(профиль «Археология» профиль «Краеведение»;), утвержденного Ученым советом ГАГУ

(от 27.01.2011, протокол № 2) и для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»профиль «История»

 

Горно-Алтайск

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- дать соответствующие современному уровню развития исторической науки знания в области теории и методологии источниковедения, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников по истории России и методике работы с ними.



Задачи дисциплины:

- рассмотреть общие теоретико-методологические вопросы и материалы об отдельных комплексах источников по отечественной истории;

- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Источниковедение» относитися к базовой части профессионального цикла (Б.3)

Для освоения дисциплины «Источниковедение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов « История России», «Истории Древнего мира», « Археологии», « Истории Горного Алтая», «Вспомогательных исторических дисциплин» и др.

Освоение дисциплины «Источниковедение» является необходимой основой для последующего изучения истории России, краеведения, Всеобщей истории.

 

2. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина Источниковедение обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:



Общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

– готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

– способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14).

профессиональные (ПК):

способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

– способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

– способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

– способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

предмет, основные категории и методы научных исследований;

уметь:

критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;

владеть:

-навыками работы с различными по содержанию и характеру источниками, учебной и научной литературой, методами сбора, анализа и обработки полученной информации;

- источниковедческими понятиями и терминами.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы

№ п / п Семестр Количество часов Курсовая работа (семестр)/ Консультации Контрольная работа (семестр) Форма контроля (зачет, экзамен)  
Об щ. трудоемкость в том числе:
 
аудиторных самостоят.
Лекц. Практич.  
/4ч - Зачет 9 ч.
/4ч - Экзамен 8 ч
3ОЗО         -   1(3) 6 ч. Зачет 6 ч.
4ОЗО / 2ч - Экзамен 8 ч.
                   

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1 Источниковедение в системе исторической науки

Ретроспективный характер исторического познания. Исторические источники - основа познания прошлого.

Предмет и задачи отечественного источниковедения. Отечественные и зарубежные историки XIX-XX вв. о предмете источниковедения. Источниковедение как научная дисциплина в системе гуманитарных наук. Источниковедение и история. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Междисциплинарные связи источниковедения.

Роль теории и методологии в научном познании прошлого. Понятие методологии истории и методологии источниковедения. Влияние философских и историко-методологических позиций исследователя на принципы и методы анализа исторических источников.

Отечественные и зарубежные исследователи о понятии "исторический источник". Теоретические и методологические проблемы источниковедения. Объективное и субъективное в историческом источнике. Механизм диалектической связи "историческая действительность" - "исторический источник" - "историческое знание".

Исторический источник как часть объективной реальности и результат человеческой деятельности. Связь источника с социальной деятельностью человека. Источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности. Источник как явление культуры.

Историк и исторический источник. Объективность и независимость исторического источника от историка.

Понятие исторического источника в свете учения об информации. Качество и объем информации исторического источника. Объективные причины неисчерпаемости информации исторического источника. Полиструктура информации исторического источника. Выраженная (актуальная) и скрытая (потенциальная) информация источника, цели и методы ее извлечения.

Классификация как метод познания и исследовательский прием. Классификация и систематизация исторических источников в отечественном и зарубежном источниковедении.

Деление источников на "исторические остатки" и "исторические предания". Достоинства и недостатки этой классификации.

Основные принципы классификации источников, утвердившиеся в отечественном источниковедении: по социально-экономическим формациям, происхождению, содержанию. Типологическая классификация исторических источников по способу кодирования и хранения информации, ее разновидности (Л.Н.Пушкарев, И.Д.Ковальченко). Классификация письменных исторических источников по видам. Характеристика видообразующих факторов. Роль социальной функции исторических источников при выделении видов. Эволюция видов исторических источников, ее причины и значение для решения источниковедческих задач. Уникальные и массовые источники.

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Выделение логических этапов источниковедческого анализа, методы решения исследовательских задач на каждом этапе.

Эвристический этап источниковедческого исследования. Формирование источниковой базы исследования. Методика поиска источников в архивах и библиотеках.

Источниковедческий анализ:

исторические условия возникновения источника.

атрибуция источников. Проблема авторства;

обстоятельства создания источника;

история текста источника;

история публикации;

интерпретация исторического источника. Герменевтические подходы к изучению исторических источников.

научная критика содержания источника. Проблема достоверности и полноты информации источников. Методы их определения. Индивидуальность автора и ее влияние на содержание исторического источника.

Источниковедческий синтез. Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник и контекст. Оценка исторического источника как исторического и культурного явления.

Приемы и методы обработки данных источника. Комплексный подход в источниковедческом анализе и повышение информативных возможностей источника. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к анализу источников.

Накопление практических навыков работы с источниками русскими летописцами, в великокняжеских и приказных канцеляриях.

Собирание, изучение и издание исторических источников в ХVIII в. Становление рационалистической критики исторических источников. Исторические работы В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, И.Н.Болтина и др. Круг исторических источников, введенных ими в научный оборот, методы анализа источников. Зарождение и развитие вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, дипломатики и критики текстов.

Источниковедение в ХIХ в. Становление и развитие эволюционных подходов к изучению истории. Идеи Б.Г. Нибура и их отражение в российской историографии. Выявление и публикация источников, деятельность археографической комиссии, П.М. Строева. Разработка вопросов источниковедения в трудах историков скептической школы (М.Т.Каченовский) и других историков. Развитие исторической науки во второй половине ХIХ в.: совершенствование методов критики исторических источников на позитивистской основе. Формирование источниковедения как особой дисциплины (работы Э.Бернгейма, Ш.Ланглуа и Ш.Сеньобоса). Разработка исторических источников и методов их изучения в трудах В.О. Ключевского, К.Н. Бестужева-Рюмина.

Идеалистическая методология истории и исторический источник (неокантианский и феноменологический подходы) конца ХIХ - начала ХХ в. Вклад А.А. Шахматова в развитие источниковедения. А.С.Лаппо-Данилевский и его труд “Методология истории”. Методология источниковедения. Понятие исторического источника. Источник как явление культуры. Принципы классификации исторических источников. Изучение исторических источников в трудах А.С.Лаппо-Данилевского. Наследие А.С.Лаппо-Данилевского в исторической науке и высшей школе. Основные итоги развития источниковедения в досоветский период.

Развитие источниковедения в первые годы советской власти. Давление идеологического схематизма и борьба за сохранение профессионализма в новых условиях. Принципы и методы работы с историческими источниками в работах Г.П.Саара, С.Н.Быковского и др. Издание учебных пособий по источниковедению (М.Н.Тихомиров, С.А.Никитин).

Основные идеи М.Блока и Коллингвуда. Дискуссии в европейской историографии по проблемам исторического познания, роли историка в историческом знании. Вопросы методологии исторического познания в отечественной науке конца 1940-50-х гг., характер их обсуждения. Проблемы источниковедения в трудах Л.В.Черепнина. Утверждение основных идей А.С.Лаппо-Данилевского об историческом источнике как историческом явлении и источниковедении как цельной системе взглядов в советском источниковедении.

Развитие советского источниковедения во второй половине 1950-х - 1980-х гг. Начало деидеологизации и возвращение к принципам историзма в исторической науке.

Новые импульсы развития источниковедения в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Дискуссии по проблемам источниковедения новой и новейшей истории, истории КПСС. Разработка новых разделов источниковедения. Работы М.Н.Черноморского, В.П.Данилова и С.И.Якубовской по источниковедению советского общества.

Исследование проблем источниковедения в работах 1960-1980-х гг. Проблема классификации исторических источников в работах С.М.Каштанова, А.А.Курносова, С.О.Шмидта, Л.Н.Пушкарева, И.Д.Ковальченко. Проблемы онтологической и гносеологической сущности исторических источников в трудах историков и философов М.А.Барга, Г.М.Иванова, И.Д.Ковальченко, А.И.Ракитова, С.О.Шмидта.

Изучение видов и типов исторических источников. Труды Ю.Я.Рыбакова, А.Г. Тартаковского, Р.В.Овчинникова. Комплексный анализ различных типов и видов исторических источников в работах В.Л.Янина, А.С.Мельниковой.

Проблемы массовых источников в работах В.К.Яцунского, Б.Г.Литвака, И.Д.Ковальченко. Применение количественных методов для анализа исторических источников. Возможности исторической информатики при работе с историческими источниками (Л.И.Бородкин, В.З. Дробижев, Л.В.Милов).

Исторический источник и его исследование в современной науке (О.М.Медушевская, И.Н.Данилевский, Р.В.Овчинников). Различные модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику.

Задачи источниковедения на современном этапе, основные направления.

Тема 2. Летописание

История русского летописания Х-ХVII вв.: основные этапы, факторы, обусловившие появление и долгое бытование в русской истории.

Возникновение летописания на Руси. “Повесть временных лет” - основные списки, редакции. Источники ПВЛ: методика выявления и основные задачи источниковедческого изучения. Значение “Повести временных лет” для изучения истории Киевской Руси и ее влияние на дальнейшее развитие летописания.

Новгородское и псковское летописание. Особенности и характер Новгородского летописания в XI - XIII вв. Эволюция новгородского летописания в ХV-ХVI вв. Псковские летописи. Их характер и классификация.

Московское летописание в ХIV-ХV вв. Особенности возникновения и развития московского летописания. Митрополичье и великокняжеское летописание.

Общерусское летописание ХVI-ХVII вв. Воскресенская летопись и ее состав. "Летописец начала царства": Никоновская летопись и особенности ее списков. Лицевой летописный свод. Проблемы изучения летописания XVI века.

Летописание ХVII в. "Новый летописец". Сибирские летописи. Особенности летописания этого периода.

Хронографы, их редакции, состав и источники.

Понятие о летописи, летописном своде, редакции, списке, изводе. Изучение русских летописей в дореволюционной и советской историографии. Сравнительно-текстологический метод А.А.Шахматова и сравнительно-исторический метод в советском летописеведение (Л.В.Черепнин, М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков и др.)

Летописи как исторический источник. Проблема достоверности летописной информации. Летописец как источниковед, историограф, политик. Проблема понимания средневекового автора (И.Н.Данилевский).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.