Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§ выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§ разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§ гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§ равноправие - все имеют равные гражданские и политические

§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§ согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Россия сочетает элементы демократической политической системы и авторитарных институтов и методов управления. Такие политические режимы называют «гибридными» — это общий научный термин для режимов, объединяющих признаки демократии и авторитаризма. Исследуя такие промежуточные системы, ученые ввели много разных определений, которые можно условно разделить на две группы. Одни описывают гибридный режим как «демократию с минусами» (нелиберальная демократия, проблемная демократия), другие — как «авторитаризм с плюсами» (конкурентный авторитаризм, электоральный авторитаризм). В Конституции РФ – Россиия это демократическое государство.



8. Формы правления. Основные признаки. Форма правление в РФ.

Форма правления в государстве - это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
• как создаются высшие органы государства и какого их строение;
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением
страны;
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
монархические (единоличные, наследственные)
республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит как правило по наследству.
Основные признаки монархии: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

1. Деспотия (неограниченная власть) - деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.
2. Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).
3. Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
4. Конституционная монархия - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.
5. Парламентарная монархия: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

- Лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становится главой государства;

-В законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая;

-Законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки:

•Существование единоличного и коллегиального главы государства

• Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;

• Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом

• Обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов

• Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик:

1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту:

Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку.
Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).
Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)
2. Президентская республика - президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства:

Президент избирается внепарламентскими методами,

Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом;

Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.

 

В РФ – смешанная республика

 

9. Государственное территориальное устройство. Территориальное устройство РФ., принципы построения и взаимодействия.

способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами. Государственная система управления страной невозможна без делегирования части полномочий на места, в конкретные административнотерриториальные единицы.

Выделяют две формы Г.-т. у. — унитарные и федеративное государства.

Форма государственного устройства России закреплена в гл. 3 Конституции. В ней же сформулированы признаки федерации:

o Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории: как суверенное государство Россия имеет Конституцию и федеральное законодательство (ст. 4);

o территория государства включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67);

o субъектами российского государства являются национальные государства - республики (их 21); государственно-территориальные образования (края - 9, области - 6, города федерального значения - 2); национально-государственные образования (автономная область - I. автономные округа - 4);

o верховная власть Российской Федерации распространяется на всю территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство. Одновременно действуют органы власти субъектов, обладающие всей полнотой государственной власти в пределах собственной компетенции и правом издания нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам;

o наряду с гражданством Российской Федерации имеется гражданство республик в составе РФ;

o существует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (п. 3 ст. 5);

o наличие двухпалатного парламента - Федерального Собрания, одна из палат которого (Совет Федерации) представляет интересы субъектов;

o во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративный характер государства выражается в разделении предметов ведения и полномочий на три группы:

1) полномочия и предметы исключительного ведения Российской Федерации:

2) полномочия и предметы совместного ведения;

3) полномочия и предметы исключительного ведения субъектов.

Так, согласно ст. 71 в исключительном ведении и полномочиях Российской Федерации находятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением:

2) федеративное устройство и территория РФ:

3) регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и зашита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею:

6) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

9) оборона и безопасность: оборонное производство и т.п.

 

10. Концепция правового гос-ва

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

§ равенство всех перед законом;

§ разделение властей на три ветви;

§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ политический и идеологический плюрализм;

§ стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

-господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

-признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

-взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

-разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

-разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

-контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

§ обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

§ установление минимального размера оплаты труда;

§ поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;

§ развитие системы социальных служб;

§ установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

§ недопущение резкою имущественною расслоения;

§ осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

11. 13. Управленческие идеи Нового Времени. Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо. Правовые и волюнтаристские теории управления.

Основные парадигмы управленческих концепций Нового времени:

· Правовые концепции управления.

· Волюнтаристские концепции управления.

Правовые концепции управления:



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.