Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОКЛОНЕНИИ САМОМУ ПРАВЕДНИКУ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу тех, кто строит храмы для поклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается из добрых побуждений.

2. Запрещение создавать скульптуры и изображения и серьезное предупреждение тем, кто занимается созданием подобных предметов.

3. Полезный урок в наставлении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу, который сначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смерти сказал то, что изложено ниже, и даже будучи при смерти не довольствовался тем, что сделал ранее.

4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда ее еще не было.

5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.

6. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их за это.

7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.

8. Причина захоронения Пророка, да благословит его Аллах и приветст­вует, в закрытом месте.

9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.

10. Он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул превращающих могилы в храмы для поклонения наряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучи живым. Он указал на путь, ведущий к ширку, еще до его появления, а также показал его конечный исход.

11. В своей проповеди за пять дней до смерти Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опроверг взгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками. Некоторые ученые даже исключили их из 72 мусульманских общин. Речь идет о джахмитах и рафидитах. Именно из-за рафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, на которых они первыми начали возводить мечети.

12. Предсмертные муки Пророка, да благословит его Аллах и приветст­вует.

13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.

14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.

15. Указание на то, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Ал­лах, является наилучшим из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха, его Аллах и приветствует, о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал:

Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха.(Передали аль-Бухари 1/438 и 444, 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Насаи от Умм Саламы). Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений*.

Аль-Бухари и Муслим передали также следующий ее рассказ:

«Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял ее. И он сказал именно так: Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». (Передали аль-Бухари 1/444, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим (531) от Аиши и Ибн Аббаса).

Муслим передал хадис Джундаба ибн Абдуллы, который рассказывал:

«Я слышал, как Пророк сказал за пять дней до своей смерти: Я чист пред Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима**. Если же бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали моги­лы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».(Муслим [532]).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чем свидетельствует приведенный выше хадис.

К запрещенным действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ,..была сделана мне земля мечетью и чистой***.(Аль-Бухари 1/369, 370 и 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).

Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в мечети.Этот хадис привел также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным).

*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убежденным в его праведности, ближе для души, чем приоб­щать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать Намаз во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это — закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая Намаз у могил, намеревается получить благословение от этого мес­та, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».

**Необходимо отметить, что слово «любовь» в арабском языке выражается по крайней мере двумя словами: «махабба» и «хилля». Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: «Некоторые ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля, и что Ибрахим — возлюбленный Аллаха (Халилулла), а Мухаммад — любимец Аллаха (Хабибулла). Это — следствие их невежества, так как махабба — общее понятие, а хилля — частное, что является высшей степенью махабба. Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным, и заявил о том, что у него нет возлюбленных, кроме Господа. Однако вместе с тем он сообщил о своей любви к Аише, к ее отцу, к Умару ибн аль-Хаттабу, к Муазу ибн Джабалю и Другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) Аллаха обращена лишь к двум Его возлюбленным».

***Абу Саид аль-Худри передал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вся земля является мечетью, кроме кладбищ и бань (Ахмад 3/83 и 96, Абу Дауд (492), ат-Тирмизи (318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за­претил совершать Намаз на кладбище не из-за его оскверненности, а из-за скверны ширка, путь к которому лежит через поклонение у могил.

 

Глава 21

ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ

ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ

ПОМИМО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл понятия «идол».

2. Смысл понятия «поклонение».

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху о помощи только в том случае, когда боялся, что может произойти нечто плохое.

4. Он имел в виду превращение могил пророков в мечети.

5. Упоминание о сильном гневе Аллаха.

6. Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Лат (идолу женского рода), который был одним из главных идолов древних арабов.

7. Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.

8. Знание того, что ал-Лат — это имя находящегося в могиле, и упоминание смысла его имени. (По мнению многих ученых, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лат (или ал-Латт) происходит от арабского глагола «латта», одним из значений которого является «готовить кашу», что и явилось истиной причиной его имени).

9. Проклятие Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, женщин, посещающих могилы.

10. Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.

Имам Малик в своем сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:

«Посланник Аллаха сказал: О Аллах! Не делай мою могилу идо­лом, которому поклоняются, Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети». (Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).

Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе?...» (Звезда, 19). «Он [идол. — Ред.} готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы».

Ибн Аббас также рассказывал:

«Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники».

Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан». (Абу Дауд (3236), ат-Тирмизи (320), ан-Насаи 4/94 и 95, Ахмад 1/229, 287, 324 и 337; слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживает доверия)*.

*В этой главе поднимается вопрос о нежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что «посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы». (Ахмад 2/337 и 356, ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576); достоверный хадис).

Те же, кто утверждает, что женщинам разрешено посещать кладбища, опираются на хадис Абдуллы ибн Абу Мулайки: «Однажды Аиша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: "О мать правоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?" Она сказала: "Да, вначале он запре­тил навещать могилы, а затем приказал делать это"».

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «В этом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, что общий запрет аннулирован, но он не принимает в расчет особый запрет для женщин, в котором они проклинаются за посещение могил».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти.(Муслим (976), Абу Дауд (3234), Ибн Маджа (1572) от Абу Хурайры). Это высказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещение кладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:

Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников.

Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал могилу своей матери.

В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин.

В другом хадисе Абдуллы ибн Абу Мулайки от Аиши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что «она пошла на могилу своего брата Абдуррахмана, и сказала: "Если бы ты видел, что я пришла к тебе..."» Это указывает на то, что для женщин посещение могил не является желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы ей брат это или нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, если совершаешь дозволенное.

Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни в эпоху праведных халифов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в «аль-Муснаде», сказал. Это напоминает о смерти, размягчает душу и слезит глаза.Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникло повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал неверием времен джахилиййи.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.