Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы организации и методы активного обучения

 

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия групповые коллективные Лекция проблемная
Лекция-визуализация
Семинар проблемный
Разбор кейсов
ВСЕГО 55%

 

Для организации изучения теоретического материала по «Дипломатике», в зависимости от дидактических целей используются метод презентации учебного материала с применением компьютерной программы MS PowerPoint. При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет реализации принципа наглядности в обучении.

Семинары-дискуссии, проблемные семинары, разбор кейсов, практические задания как интерактивные формы проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.

Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

10.3.1. Очная форма обучения

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Целью СРС при изучении дисциплины «Дипломатика» является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС при изучении дисциплины «Дипломатика» являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Аудиторная самостоятельная работапо дисциплине «Дипломатика» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Её видами являются:

- текущие консультации;

- прием и разбор домашних заданий (в часы семинарских занятий);

- творческие задания;

- разбор кейсов.

Дидактическими задачами аудиторной самостоятельной работы студентов являются следующие задачи:

- стимулирование у студентов интереса к изучаемой учебной дисциплине;

- закрепление компетенций, знаний и умений, полученных в процессе изучения учебной дисциплины «Дипломатика»;

- расширение и углубление учебного материала;

- формирование умений и навыков самообразования;

- развитие самостоятельности, критичности мышления и творческих способностей;

- формирование профессионально значимых компетенций.

Самостоятельная аудиторная работа студентов включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента в соответствии с уровнями этой деятельности:

- репродуктивно-тренировочные задания, предполагающие идентификацию явлений и объектов, их узнавание и сравнение с заданным образцом (например, заполнение таблиц, составление схем, выполнение контрольных работ, решение задач и пр.), во время которой познавательная самостоятельная деятельность студента проявляется в осмыслении, запоминании, происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков;

- реконструктивно-подобные задания, требующие применения ранее приобретенных знаний, выходящих за пределы известного образца, способности к выводам, что позволяло студенту с частичной помощью преподавателя находить способы решения задач в заданных условиях;

- эвристические задания, позволяющие сосредотачивать внимание на овладении всем спектром методик научно-педагогического исследования (например, умением диагностировать, выявлять особенности проявления какого-либо свойства или качества личности, осуществлять поиск вариантов решения и пр.) и освоение психолого-педагогических технологий;

- творческо-поисковые задания, дающие возможность переноса полученных знаний в новые условия, закрепления навыков собственного поиска знаний, выработки гипотетического аналогового мышления, самостоятельный анализ проблемных ситуаций с самостоятельным отбором средств и методов их решения (учебно-исследовательские задания, курсовое и дипломное проектирование по значимым и особо актуальным психолого-педагогическим проблемам, оценка хода и результатов отдельных процессов и разработка на их основе практических рекомендаций по улучшению положения).

Внеаудиторная самостоятельная работастудентов по учебной дисциплине «Дипломатика» выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Её видами являются:

- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

- написание рефератов, эссе;

- подготовка сообщений, докладов-презентаций;

- подготовка к семинарам, их оформление;

- текущий самоконтроль и контроль успеваемости.

10.3.2. Заочная формы обучения:

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

· для овладения знаниями – чтение текста учебника, практического руководства, нормативной документации, дополнительной литературы, лекций; составление плана и конспекта текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета; учебно-исследовательская работа и др.;

· для закрепления и систематизации знаний – работа с конспектом лекций; работа над материалом учебника, дополнительной литературы, нормативной документации, аудио- и видеозаписей; составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.);

· для формирования умений – решение заданий по образцу; решение вариативных заданий; выполнение схем и рисунков; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка выпускной квалификационной работы.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их содержание и характер при заочной форме обучения могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывая индивидуальные особенности студента и специфику учебной дисциплины «Дипломатика».

Изучение дисциплины «Дипломатика» требует не только прослушивания лекций преподавателя и решения практических заданий в аудитории, но и самостоятельной работы студента и, прежде всего, подбора и изучения литературы по дисциплине. Часы самостоятельной работы, отведенные в рабочем учебном плане, представляют собой вид занятий, которые каждый студент заочной формы обучения организует и планирует сам. Прежде всего, следует обратить внимание на список рекомендуемой литературы, однако для получения более глубоких знаний по изучаемой дисциплине нельзя ограничиваться только рекомендуемыми преподавателем источниками специальной литературы. Студент может обратиться за помощью в подборе литературы в библиотеку Университета.

Дальнейшая работа над специальной литературой не должна ограничиваться чтением. Лучшему запоминанию и усвоению прочитанного способствует ведение конспектов, в которых выписываются наиболее важные понятия, определения, статистика, собственные замечания по поводу прочитанного. Материалы, изученные самостоятельно, могут существенно облегчить усвоение курса дисциплины. Если студент изучает дисциплину индивидуально, то сроки сдачи и основные вопросы для самостоятельной работы студент заранее должен обсудить с преподавателем дисциплины. Студенты, выполняющие какую-либо работу по изучению дисциплины самостоятельно, всегда могут получить консультации по трудным и проблемным вопросам у преподавателя данной дисциплины в отведенные для этого дни и часы.

Студенты заочной формы обучения нуждаются во всесторонней педагогической поддержке для овладения ими способами и методами эффективной самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения студенты постепенно получают навыки все более сложных действий самостоятельной работы, благодаря чему у будущих специалистов более четко выстраивается смысловой ориентир, позволяющий ему практиковать и разрабатывать собственные подходы к решению проблемы саморазвития и самообразования. В тоже время студенты заочной формы обучения учатся определять цели предстоящей работы, определять ее задачи, планировать свои действия, выбирать способы и средства выполнения спланированных действий, самостоятельно анализировать и контролировать результаты и корректировать свою дельнейшую деятельность.

В процессе выполнения самостоятельной работы при изучении дисциплины «Дипломатика» у студентов заочной формы обучения формируются навыки работы с учебной и научной литературой, развиваются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатываются привычки к систематическому самообразования. Самостоятельная работа студентов направлена не только на усвоение материала, но и на развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации и самосовершенствования, что позволит им стать квалифицированными компетентными и наиболее востребованными специалистами.

Разработанные для студентов заочной формы формы обучения методические указания по выполнению контрольных работ позволяют студенту иметь полное представление об изучаемой дисциплине «Дипломатика», основных темах и рассматриваемых в них вопросах.

Написание контрольной работы по этой дисциплине имеет свою специфику, требует проработки студентами разнообразной литературы, включая периодические издания и статистические сборники. Большинство тем потребует от студентов проведения собственного прогнозного исследования на базе информации, полученной в учреждениях социальной сферы.

Чтобы грамотно построить прогноз, необходимо тщательное и всестороннее исследование различных сторон изучаемой темы, учет различного рода факторов и тенденций, так или иначе, оказывающих свое влияние на исследуемый объект. Контрольная работа выполняется на отдельных листах и затем переплетается (допускается специальная папка в твердом переплете). Объем контрольной работы может колебаться от 25 до 35 страниц на листах стандартных размеров (А4) в зависимости от наличия литературной и документальной базы, характера и широты проекта (верхнее поле станицы - 2 см., нижнее и левое - 2,5 см., правое поле - 1 см.)

Структурными элементами контрольной работы являются:

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть, состоящая из двух разделов;

• заключение:

• библиография;

• приложение.

Структура и содержание контрольной работы должна состоять из следующего. Содержание должно включать в себя введение, наименование разделов, заключение, библиографический список, приложение с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы текстового документа.

Во введении содержится обоснование выбранной темы, четкое формулирование проблемы, выдвигается цель исследования, формулируются задачи, конкретизирующие эту цель. Здесь же характеризуется степень изученности проблемы в имеющейся литературе.

Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Контрольная работа должна быть написана по определенному плану. К его составлению студент должен приступать после того, как им будут изучены источники и литература по данной теме.

Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный, в котором необходимо после определения тем контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем) план работы.

Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, раскрывающей тему контрольной работы, заключения и списка изученных и использованных в работе источников литературы.

Во введении и необходимо дать обоснование избранной темы, ее важности, актуальности, сформулировать задачи работы.

В основной части работы, раскрывающей содержание темы, не следует выделять большое количество вопросов. Достаточно поставить два, три вопроса. Содержание каждого раскрываемого вопроса должно соответствовать его названию.

Цитаты, приведенные в контрольной работе, все цифровые материалы должны иметь ссылку на источник, вынесенные в подстрочник, следует точно указывать фамилию, инициалы автора, название произведения с обязательным указанием места, года издания и страницы.

1. Объем работы должен быть не менее 10-15 страниц. Работа должна быть представлена в напечатанном варианте.

2. Титульный лист должен содержать:

  • наименование ВУЗа,
  • наименование кафедры,
  • название учебной дисциплины,
  • контрольная работа на тему: «…….»

В правом нижнем углу помещается информация:

  • Выполнил: студент…группы…курса…ИГСН.
  • Проверил: Ф.И.О. преподавателя
  • По центру листа, внизу: «СПб», ниже – год.

3. Введение, как правило, пишется на 1-1,5 страницах. В нем необходимо обосновать актуальность избранной темы, охарактеризовать проблему, ее место и роль в рамках дисциплины, сформулировать цель и задачи работы, указать основные источники, которые использованы для решения задач.

4. В основной части работы с помощью источников раскрывается содержание темы. Работа может содержать обзор источников по теме или анализ, систематизацию документов, мнений, комментарий к книге. Каждое выдвинутое положение, необходимо доказать конкретными фактическими материалами, аргументировать свою позицию. Если по тексту встречаются громоздкие таблицы или графики, то их «выносят» в Приложение.

5. Заключение пишется на 1-2 страницах. В нем студент обобщает изложенный в работе материал, формулирует выводы.

6. В конце работы приводится список литературы. Он должен содержать 8-10 источников – нормативные документы, монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий, переводная литература, ссылки на сайты Интернет.

7. Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно и грамотно, разделен на вопросы в соответствии с планом. Страницы работы должны быть пронумерованы. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты.

Контрольные работы студенты сдают к указанному сроку методисту кафедры управления персоналом. Методист регистрирует работу в специальном журнале. Преподаватель проверяет ее до экзамена и подписывает.

На экзамене проходит защита студентом сделанной им контрольной работы. При защите контрольной работы студенту необходимо:

· показать знания материала по изучаемой теме;

· свободно ориентироваться в литературе, используемой при подготовке контрольной работы;

· уметь сформулировать основные теоретические положения и главные проблемы по теме контрольной работы.

Оценочные средства

10.4.1. Очная форма обучения:

Для контрольного измерения результатов обучения по дисциплине студентов очной формы обучения вводятся следующие виды контроля:

· текущий контроль;

· промежуточная аттестация.

Текущий контроль успеваемости студентовпредназначен для проведения регулярного и систематического оценивания изучаемых дисциплин в рамках освоения компетентностно-ориентированной ОП ВО. Текущий контроль проводится с использованием фонда традиционных и инновационных оценочных средств, содержащего описание критериев и шкал их оценивания. Формы текущего контроля успеваемости, а также фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости студентов избираются исходя из методической целесообразности и специфики учебной дисциплины. Система текущего контроля предусматривает обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательной программы высшего образования, широкое использование современных контрольно-оценочных технологий и организацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей.

Промежуточная аттестация – это оценка учебной деятельности студентов и контроль качества освоения ими дисциплин учебного плана, который проводится по завершении изучения дисциплины, а также прохождения практик. Промежуточная аттестация студентов базируется на результатах текущего контроля успеваемости и проводится в виде экзамена. Результаты экзаменов определяются оценками в традиционной шкале «отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно».Основой для определения оценки служит качество, объём и уровень усвоения студентами программы соответствующей дисциплины, что определяет в конечном счете и достигнутый уровень (пороговый, повышенный, высокий) сформированности компетенций по учебной дисциплине.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.