V. Открытие новых знаний (продолжение).
Разработка конспекта урока для 3 класса «Размножение и развитие растений».
Тема: Размножение и развитие растений.
Программа: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.
Цели:
1) Образовательная:
- формировать первичные понятия «размножение растений», «развитие растений».
2) Развивающие:
- развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
- развитие логических УУД:
· анализ при выделении признаков размножения и развития растений,
· сравнение при работе с таблицей «Размножение растений»,
· обобщение при формулировке вывода.
- развитие коммуникативных УУД при работе в группах;
- развитие самостоятельности.
3) Воспитательные:
- экологическое образование на основе показа взаимосвязей в природе;
- воспитание познавательного интереса;
- воспитание культуного интереса.
Оборудование для учителя: иллюстрации с размножением растений, гербарии растений.
Оборудование для ученика: карточки, гербарии плодов растений.
Подготовительная работа: книжка-раскладушка о размножении и развитии растений, иллюстрации насекомых, которые помогают в размножении растений, иллюстрации растений, которые размножаются опылением и иллюстрации растений, которые размножаются семенами.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальный письменный опрос.
Карточка №1.
1. Угадай растение.
Как-то в Сибирь приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный, - последовал ответ.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы…
- Что за хвойные деревья росли в этом лесу?
2. Закончи предложение:
Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются…
(сахар и крахмал.)
Карточка №2.
1. Угадай растение.
Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора, будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…
Это – удивительное дерево. Все в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветет, и огромное количество пыльцы попадает в реки, ее поедают мальки и маленькие рыбешки.
2. Закончи предложение:
Растение дышит и …(питается)
Карточка №3.
1. Закончи предложение:
Вода в листья поступает из …(корня).
2. Напиши части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.
Карточка №4.
1. Закончи предложение:
Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)
2. Напиши название органа растения, который растет вверх; по нему проходят питательные вещества.
Карточка №5.
1. Напиши название органа, который образуется из цветка; в нем развиваются семена.
2. Опиши процесс питания растений.
Карточка №6.
1. Напиши название органа, который растет вниз, находится в почве.
2. Опиши процесс дыхания растений.
2) Индивидуальный устный опрос.
- Расскажи, как питаются растения.
- Расскажи, как растения дышат.
3) Фронтальный устный опрос.
– Как дышит растение?
– Как растения питаются?
– Для чего необходим растениям солнечный свет?
– Смогут ли животные и человек жить без растений? Почему?
III. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний.
- Рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске.
- Что изображено на них? (Растения.)
- А какие вы знаете растения?
- Что общего у растений? (Относятся к живой природе.)
- Назовите признаки растений. (Они дышат, питаются, развиваются, размножаются и умирают.)
2. Проблемная ситуация.
- Ребята! Мы уже знаем, что растения дышат и питаются.
- А как вы думаете, какие еще процессы могут происходить с растениями?
- Как растения изменяются с приходом весны?
- Скажите, откуда берутся растения?
- Кто может сказать, на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
3. Поиск решения проблемы.
План содержания.
1) Введение готовых понятий «размножение», «развитие».
2) Выделение существенных признаков размножения и развития растений.
3) Выделение множества признаков размножения и развития растений.
4) Определение понятий «размножение», «развитие» и сравнение его с введенными понятиями.
5) Отработка понятий «размножение», «развитие».
6) Расширение понятия.
- Ребята! Посмотрите на доску. На ней представлено несколько определений понятиям «размножение» и «развитие».
РАЗМНОЖЕНИЕ – изменение количества особей.
РАЗМНОЖЕНИЕ – способность организмов производить себе подобных.
РАЗВИТИЕ – качественные изменения.
РАЗВИТИЕ – последовательность изменений на протяжении всей жизни организма.
- Посмотрите на иллюстрации с растениями еще раз. Назовите части растений. (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
- Как вы думаете, какие части нужны растению для того, чтобы оно размножалось?
А) Работа в группах.
- Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю вам выполнить исследовательскую работу, по результатам которой мы узнаем, как растения размножаются.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает по два типа растений в виде частей, текст про их размножение.
1я группа – одуванчик (семена), картофель (клубни).
2я группа – шишка ели (семена), фиалка (листья).
3я группа – крыжовник (стебли), репейник (семена).
4я группа – традесканция садовая (стебли), «крылатки» клёна (семена).
5я группа – малина (часть корня), смородина (стебли).
Работают по предложенному учителем плану:
- Рассмотрите предложенные вам части разных растений.
- Прочитайте текст.
- Как размножаются предложенные вам растения?
- Запишите ответы на вопросы в таблицу:
Название растения
| Размножение
растения
| Развитие
растения
|
|
|
|
|
|
|
(Текст и таблица раздаются каждому ребенку.)
Отчет групп: избирается главный группы, который после выступления участников своей группы сделает общий вывод по выполненной ими работе; выбирается два докладчика: один рассказывает об одном растении, другой рассказывает о другом растении. После отчета каждой группы учитель обращает внимание на заполнение общей таблицы (раздается каждому ученику).
IV. Физкультминутка.
V. Открытие новых знаний (продолжение).
Б) Просмотр видеосюжета об опылении растений.
- А теперь давайте подумаем, каким способом распространяются растения.
- Внимательно посмотрите видеосюжет об опылении растений.
- Постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:
Какие насекомые помогают растениям опыляться?
Как происходит опыление растений?
Что происходит с растением после опыления?
- Вот таким чудесным образом могут расселяться семена растений, совершая далёкие путешествия при помощи ветра, водных потоков, животных, людей.
- А почему они путешествуют? Зачем семена так приспособились к путешествиям на дальние расстояния? Могли бы высыпаться рядом с растением!? (Не смогут вырасти взрослые растения. Им не хватит места.)
- Итак, в результате путешествия, семена растений попадают в разные условия, в разные места. Что же происходит дальше? (прорастают)
В) Выступления учащихся по развитию фасоли из семени.
- Вот и к нам попали семена фасоли, над которыми в нашей научной лаборатории был поставлен эксперимент. Каждая группа наблюдала за проращиванием семян. О результатах наблюдений узнаем от старших научных сотрудников.
Выступления детей.
1 группа (прохладное сухое место)
- Предположите, почему ничего не произошло?
2 группа (тёплое сухое место)
- Предположите, почему ничего не произошло?
3 группа (прохладное сырое место)
- Предположите, почему так произошло?
4 группа (тёплое сырое место)
- Предположите, почему так произошло?
- Какой вывод можно сделать? Что же оказалось самым важным для прорастания семян? (вода, тепло, свет)
- Кто может сказать, что такое размножение?
- Давайте сравним понятие «размножение», поставленное нами, с готовыми понятиями, которое было предложено в начале урока.
- Верно ли мы с вами подтвердили, что размножение – это изменение количества особей?
- Кто может сказать, что такое развитие?
- Давайте сравним понятие «развитие», поставленное нами, с готовыми понятиями, которое было предложено в начале урока.
- Верно ли мы с вами подтвердили, что развитие – это качественные изменения?
- Как вы думаете, размножение и развитие это одно и то же?
- Почему?
Г) Прослушивание сообщений учащихся о способах распространения таких растений, как перекати-поле и бешеный огурец.
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.
Учитель: На какой вопрос мы искали ответ?
Учитель: Удалось ли нам его найти?
Учитель: Ребята! Работу, какой команды вам хотелось бы особенно отметить? Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке? Выскажите свое мнение, опираясь на фразы, записанные на доске:
1. “Я узнал (а) …”.
2. “Мне бы хотелось…”.
(Выставление оценок.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|