Сделай Сам Свою Работу на 5

V. Открытие новых знаний (продолжение).





Разработка конспекта урока для 3 класса «Размножение и развитие растений».

Тема: Размножение и развитие растений.

Программа: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.

Цели:

1) Образовательная:

- формировать первичные понятия «размножение растений», «развитие растений».

2) Развивающие:

- развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;

- развитие логических УУД:

· анализ при выделении признаков размножения и развития растений,

· сравнение при работе с таблицей «Размножение растений»,

· обобщение при формулировке вывода.

- развитие коммуникативных УУД при работе в группах;

- развитие самостоятельности.

3) Воспитательные:

- экологическое образование на основе показа взаимосвязей в природе;

- воспитание познавательного интереса;

- воспитание культуного интереса.

Оборудование для учителя: иллюстрации с размножением растений, гербарии растений.

Оборудование для ученика: карточки, гербарии плодов растений.

Подготовительная работа: книжка-раскладушка о размножении и развитии растений, иллюстрации насекомых, которые помогают в размножении растений, иллюстрации растений, которые размножаются опылением и иллюстрации растений, которые размножаются семенами.



 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальный письменный опрос.

Карточка №1.

1. Угадай растение.

Как-то в Сибирь приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный, - последовал ответ.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы…

- Что за хвойные деревья росли в этом лесу?

2. Закончи предложение:

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются…

(сахар и крахмал.)

Карточка №2.

1. Угадай растение.

Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора, будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…

Это – удивительное дерево. Все в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветет, и огромное количество пыльцы попадает в реки, ее поедают мальки и маленькие рыбешки.



2. Закончи предложение:

Растение дышит и …(питается)

 

Карточка №3.

1. Закончи предложение:

Вода в листья поступает из …(корня).

2. Напиши части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.

 

Карточка №4.

1. Закончи предложение:

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

2. Напиши название органа растения, который растет вверх; по нему проходят питательные вещества.

 

Карточка №5.

1. Напиши название органа, который образуется из цветка; в нем развиваются семена.

2. Опиши процесс питания растений.

 

Карточка №6.

1. Напиши название органа, который растет вниз, находится в почве.

2. Опиши процесс дыхания растений.

2) Индивидуальный устный опрос.

- Расскажи, как питаются растения.

- Расскажи, как растения дышат.

3) Фронтальный устный опрос.

– Как дышит растение?

– Как растения питаются?

– Для чего необходим растениям солнечный свет?

– Смогут ли животные и человек жить без растений? Почему?

III. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний.

- Рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске.

- Что изображено на них? (Растения.)

- А какие вы знаете растения?

- Что общего у растений? (Относятся к живой природе.)

- Назовите признаки растений. (Они дышат, питаются, развиваются, размножаются и умирают.)

2. Проблемная ситуация.



- Ребята! Мы уже знаем, что растения дышат и питаются.

- А как вы думаете, какие еще процессы могут происходить с растениями?

- Как растения изменяются с приходом весны?

- Скажите, откуда берутся растения?

- Кто может сказать, на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

3. Поиск решения проблемы.

План содержания.

1) Введение готовых понятий «размножение», «развитие».

2) Выделение существенных признаков размножения и развития растений.

3) Выделение множества признаков размножения и развития растений.

4) Определение понятий «размножение», «развитие» и сравнение его с введенными понятиями.

5) Отработка понятий «размножение», «развитие».

6) Расширение понятия.

 

- Ребята! Посмотрите на доску. На ней представлено несколько определений понятиям «размножение» и «развитие».

РАЗМНОЖЕНИЕ – изменение количества особей.

РАЗМНОЖЕНИЕ – способность организмов производить себе подобных.

РАЗВИТИЕ – качественные изменения.

РАЗВИТИЕ – последовательность изменений на протяжении всей жизни организма.

- Посмотрите на иллюстрации с растениями еще раз. Назовите части растений. (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

- Как вы думаете, какие части нужны растению для того, чтобы оно размножалось?

А) Работа в группах.

- Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю вам выполнить исследовательскую работу, по результатам которой мы узнаем, как растения размножаются.

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает по два типа растений в виде частей, текст про их размножение.

1я группа – одуванчик (семена), картофель (клубни).

2я группа – шишка ели (семена), фиалка (листья).

3я группа – крыжовник (стебли), репейник (семена).

4я группа – традесканция садовая (стебли), «крылатки» клёна (семена).

5я группа – малина (часть корня), смородина (стебли).

Работают по предложенному учителем плану:

- Рассмотрите предложенные вам части разных растений.

- Прочитайте текст.

- Как размножаются предложенные вам растения?

- Запишите ответы на вопросы в таблицу:

Название растения Размножение растения Развитие растения
     
     

 

(Текст и таблица раздаются каждому ребенку.)

Отчет групп: избирается главный группы, который после выступления участников своей группы сделает общий вывод по выполненной ими работе; выбирается два докладчика: один рассказывает об одном растении, другой рассказывает о другом растении. После отчета каждой группы учитель обращает внимание на заполнение общей таблицы (раздается каждому ученику).

IV. Физкультминутка.

V. Открытие новых знаний (продолжение).

Б) Просмотр видеосюжета об опылении растений.

- А теперь давайте подумаем, каким способом распространяются растения.

- Внимательно посмотрите видеосюжет об опылении растений.

- Постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:

Какие насекомые помогают растениям опыляться?

Как происходит опыление растений?

Что происходит с растением после опыления?

- Вот таким чудесным образом могут расселяться семена растений, совершая далёкие путешествия при помощи ветра, водных потоков, животных, людей.

- А почему они путешествуют? Зачем семена так приспособились к путешествиям на дальние расстояния? Могли бы высыпаться рядом с растением!? (Не смогут вырасти взрослые растения. Им не хватит места.)

- Итак, в результате путешествия, семена растений попадают в разные условия, в разные места. Что же происходит дальше? (прорастают)

В) Выступления учащихся по развитию фасоли из семени.

- Вот и к нам попали семена фасоли, над которыми в нашей научной лаборатории был поставлен эксперимент. Каждая группа наблюдала за проращиванием семян. О результатах наблюдений узнаем от старших научных сотрудников.

 

Выступления детей.

1 группа (прохладное сухое место)

- Предположите, почему ничего не произошло?

2 группа (тёплое сухое место)

- Предположите, почему ничего не произошло?

3 группа (прохладное сырое место)

- Предположите, почему так произошло?

4 группа (тёплое сырое место)

- Предположите, почему так произошло?

- Какой вывод можно сделать? Что же оказалось самым важным для прорастания семян? (вода, тепло, свет)

- Кто может сказать, что такое размножение?

- Давайте сравним понятие «размножение», поставленное нами, с готовыми понятиями, которое было предложено в начале урока.

- Верно ли мы с вами подтвердили, что размножение – это изменение количества особей?

- Кто может сказать, что такое развитие?

- Давайте сравним понятие «развитие», поставленное нами, с готовыми понятиями, которое было предложено в начале урока.

- Верно ли мы с вами подтвердили, что развитие – это качественные изменения?

- Как вы думаете, размножение и развитие это одно и то же?

- Почему?

 

Г) Прослушивание сообщений учащихся о способах распространения таких растений, как перекати-поле и бешеный огурец.

 

VI. Домашнее задание.

VII. Итог урока.

 

Учитель: На какой вопрос мы искали ответ?

Учитель: Удалось ли нам его найти?

Учитель: Ребята! Работу, какой команды вам хотелось бы особенно отметить? Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке? Выскажите свое мнение, опираясь на фразы, записанные на доске:

1. “Я узнал (а) …”.

2. “Мне бы хотелось…”.

(Выставление оценок.)

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.