Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности учебной проектной деятельности младших школьников на математическом содержании.

Методика организации проектной деятельности в начальной школе. Роль проектной деятельности младших школьников при усвоении основных компонентов содержания образования: знаний о природе и обществе, видов математической деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально–ценностного опыта. Особенности учебной проектной деятельности младших школьников на математическом содержании. Виды проектов младших школьников по математике с учетом межпредметных связей.

Сущность проектного метода

В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В современном понимании, существует достаточное количество трактовки данного понятия. Приведем основные разъяснения, отражающие его ключевые аспекты. Таким образом, проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, методы и способы, направленные на достижение общего результата. Иными словами, можно сказать, что проектная деятельность – это также способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Что касается термина проект, тоего можно определить как комплекс действий, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися, который завершается созданием творческого продукта.

Метод проектов рассматривается как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельной деятельности учащихся обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов позволяет:

1) сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;



2) интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам.ю показать их взаимосвязь;

3) развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;

4) развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;

5) реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;

6) дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;

7) реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

Классификация проектов

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

Е.С. Полат является одним из авторв, который предложил выделить типы проектов по характеру их деятельности. Дадим им расшифровку.

•Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

•Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

•Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.

•Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.

•Ролевые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

I. А.С.Сиденко предлагает следующую классификацию:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, проекты-инсценировки).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью с известными людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По профилю знаний (монопроекты, межпредметные проекты).

4. По числу участников (личностные, парные, групповые)

Некторые авторы выделяют более детальныее аспекты для классификации. Например, А.Г. Раппопорт предлагает классифицировать проекты по типу объекта проектирования:

•Морфологические – проектирование вещей

•Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

•Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы

Проанализировав различные виды классификаций, я выбрала самые распространенные , на мой взгляд, типы проектов и представила их в следующей таблице:

по количеству участников по продолжи-

тельности по характеру деятельности по количеству предметов

личностные (индивидуальные) мини-проекты практико-ориентированнные моно-проект

парные краткосрочные исследовательские межпредметный

групповые средней продолжительности (недельные) информационные

долгосрочные (годичные) творческие

Этапы работы над проектом

Проектный метод имеет следующие основные требования:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Исходя из требований, выделим основные этапы проведения проекта:

1. Запуск проекта - определение темы проекта. Постановка целей и задач его разработки.

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

- тема должна быть интересной

- тема должна быть выполнима достаточно быстро

- тема должна быть реально достижимой

Необходимо выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.

Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

•Для чего создается данный проект?

•Чем вызвана необходимость его создания?

•Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

•Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

◦поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

◦анализ проблемы, с которой связан проект;

◦материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

◦поиск источников финансирования.

2. Планирование работы – составление плана деятельности.

После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

•Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

•Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

•Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

3. Поиск и сбор информации.

Здесь могут быть задействованы разнообразные ресурсы: учебники, дополнительная литература , найденная в школьной библиотеке, а также интернет-ресурсы. Учитель заранее должен подобрать информацию, максимально соответствующую проекту и оптимально покрывающую тему проекта. При этом информация должна быть представлена в доступном виде и понятно написана. Следует учитывать также объемы информации и степень ее сложности. Учитель задает направление поиска информации, предоставляя четкие инструкции, хотя значительную роль играет использование опыта учащихся в разработке проекта.

4. Создание проекта - принятие решения, структурирование информации.

Для успешного выполнения проекта очень важно четко определить структуру проекта.

За каждым разделом курса необходимо (по желанию после предварительного обсуждения) закрепить одного или нескольких учащихся. Они должны подготовить примерный план изложения своего раздела. Затем следует обсудить эти планы и согласовать их между собой.

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.

5. Опробация проекта. Самооценка. В случае необходимости – доработка, дополение проекта.

На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация.

6. Подготовка к защите проекта.

Учащиеся оформляют результаты проектов в виде определенного продукта ( схемы, рисунки, плакаты, компьтерные презентации и т.д.). Они также распределяют части выступления между участниками группы.

7. Презентация проекта, его защита.

Презентация проекта – это публичная защита проекта, которая может происходить в форме доклада или презентации в электронном виде возможно с плакатами, таблицами, фотографиями и другими наглядными ресурсами.

По возможности желательно продемонстрировать апробацию результатов работы. Если в результате выполнения проекта изготовлено какое-либо устройство, то необходим показ этого устройства в действии или съемки устройства в действии.

В презентации проекта необходимо в той или иной форме задействовать всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в дискуссии по проекту.

8. Коллективная оценка проекта, т.е. его экспертиза.

Учащиеся оценивают презентацию проекта, отвечая на вопросы, предложенные учителем.

Например,

Что нового вы узнали из данной презентации?

Что вам особенно понравилось в ней? Что осталось непонятным?

Что хотелось бы изменить? Что дополнить?

Максимальное количество вопросов для оценивания проекта не должно превышать трех. В начале оценки рекомендуется дать возможность высказаться и ответить на поставленные вопросы участникам проекта, и только затем учитель предлагает классу присоединиться к процессу обсуждения.

Особенности учебной проектной деятельности младших школьников на математическом содержании.

В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Мы предлагаем еще один тип задач – проектная задача, который имеет свои специфические цели, способы, место применения.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Рассмотрим конкретные примеры некоторых проектных задач на разных этапах обучения.

В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.

Задача «Доктор Айболит»

Дорогие ребята!

Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать.

Желаем вам успеха!

Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга – писателя Корнейчуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.

Задание 1

ТЕЛЕГРАММА

Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн.

Ым вёмжи в няпусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо.

Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корнейчуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:

Кармагасда – Мадагаскар;

анписаьт – написать;

анписиал – написали;

шемпи – пишем;

ьмесов – восемь.

• Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

Задание 2

Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.

• А теперь вы, ребята, найдите и отметьте это место на карте.

• Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

Для того чтобы отправиться на помощь животным, друзья разработали план подготовки к экспедиции:

1) определить количество лекарства, которое нужно взять с собой;

2) узнать природные особенности района экспедиции, чтобы выбрать подходящее снаряжение;

3) выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.

• Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться в экспедицию; для этого выполните задания 3–5.

Задание 3

Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.

В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем:

Лечение гоголем-моголем

Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.

• Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных.

Масса тела животных (кг)

Задание 4

В это время писатель Корнейчуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами:

«За серыми каменистыми равнинами земля слегка уходит под уклон к одному из шедевров природы – вечно струящемуся древнему морю песков цвета абрикоса. Калахари – огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Местные жители называют Калахари «Кгалагади», что означает «дикая местность», – район настолько обширный, непроходимый и древний, что он таит в себе тайны исчезнувших цивилизаций, существовавших более 500 000 лет назад. Калахари – один из величайших памятников природы, созданных силами огня, ветра, воды и песка. Приблизительно 65 млн лет назад обширные потоки лавы покрывали центральную часть Южной Африки. Эти волнистые моря лавы местами толщиной до 8 км образовали высокие гряды и глубокие речные долины. Постепенно под действием ветра и дождя зазубренный ландшафт стал ровным, воды сточили горы, долины заполнились глиной. Наконец, огромное количество песка, принесенного сюда ветром с побережья, образовало плоскую разноцветную равнину. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды. Бушмены – древний народ, населяющий Центральную и Южную Калахари, – выживают за счет того, что роют ямы на дне русел высохших рек и в низинах. Собранную таким образом воду хранят в скорлупе страусиных яиц. Когда и подземные источники воды иссякают, бушмены добывают воду из содержимого желудков антилоп, на которых они охотятся. Дыни цамма становятся еще одним источником воды – бушмены съедают их до 3 кг в день».

«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться нетронутой африканской природой. Здесь, в северной части южноафриканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции – обилие рек (самые крупные из них – Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь во множестве – здесь можно увидеть всю «большую пятерку» (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников».

• На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте ваш выбор.

• Спрогнозируйте, какие трудности могут встретить доктор Айболит и Корнейчуковский по пути к тому месту, где живут больные животные.

Задание 5

• Помогите друзьям выбрать вид транспорта для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.

• Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:

Вид транспорта Скорость (км/ч) Грузоподъемность

(кг)

Акула

Волк

Гепард

Дельфин

Кит

Лошадь

Орел

Слон 50

1400 50

Задание 6

Когда доктор Айболит и писатель прибыли к животным, они обнаружили, что в этом районе нет чистой воды. Вода в реке оказалась непригодной для питья, поэтому животные и заболели.

Доктор Айболит предложил соорудить специальное устройство, с помощью которого можно добыть чистую воду, выкопав в песке яму диаметром около 1 м и примерно такой же глубины. Это устройство он изобразил в виде рисунка.

• Рассмотрите рисунок. Опишите, как может действовать это устройство.

• Предложите свой способ получения чистой воды для животных.

Задание 7

Самому больному тигренку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один прием. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть 3 пустых бочонка, в одном из которых помещается 57 кг гоголя-моголя, в другом – 50 кг, а в третьем – 42 кг?

Задание 8

Доктор Айболит и писатель забыли взять с собой часы. А лекарства для животных надо принимать по часам. Тогда писатель Корнейчуковский предложил соорудить солнечные часы.

Солнечные часы измеряют время по тени, отбрасываемой шестом. Длина и положение тени изменяются в течение дня.

На рисунке показаны четыре тени, отбрасываемые шестом в разное время. Тень 1 соответствует 6 часам утра, тень 4 соответствует 12 часам дня (полудню).

• В какое время дня тень от шеста будет занимать положение 2 и положение 3? Помогите друзьям соорудить эти часы. Подпишите время на рисунке на месте теней 2 и 3.

• Почему вид тени различен в течение дня?

Задание 9

По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корнейчуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнейчуковского и выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите его. Рисунки можно сделать на отдельных листах.

По особенностям его выполнения можно судить об уровне решения всей проектной задачи. Часть детей описывают в своем рассказе, иллюстрируют с помощью рисунков, все приключения, которые произошли с доктором Айболитом при выполнении всех предыдущих заданий. Другие описывают то, что этой группе пришло в голову по поводу данного задания. Эти дети каждое задание выполняют как отдельное, не связывая его с другими.

Итак, эта проектная задача проводится в мае, носит разновозрастной характер. В группу (3 человека) по решению задачи входят учащиеся 2-го, 3-го и 4-го классов. Каждый учащийся выполняет те задания, которые может решить. Эту задачу младшие школьники выполняют три года подряд. Каждый год в тройку учащихся приходит на место выбывшего четвероклассника новый «игрок» из 2-го класса. Подобные задачи позволяют школьникам видеть собственные изменения, которые происходят с ними от одного учебного года к другому. Ясно, что решение подобных задач не укладывается в общепринятую систему оценивания. Такие задачи могут оцениваться только в условиях отсутствия отметок.

Система решения подобных проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.