Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная классификация болезней, травм и причин смерти

Международная классификация болезней, травм и причин смерти - (МКБ) система группировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки. Является нормативным документом, определяющим правила систематизации наблюдений при изучении заболеваемости (Заболеваемость), причин смерти (см. Демографические показатели) и деятельности учрежденийздравоохранения. Первая МКБ (перечень причин смерти), предложенная Бертильоном (J. Bertillon) в 1893 г., была принята Международнымстатистическим институтом. С 1900 г. производятся регулярные пересмотры классификации примерно 1 раз в 10 лет. В СССР в 1981—1982 гг. введена МКБ девятого пересмотра. Международная классификация болезней является методическим руководством для статистических разработок (см. Медицинская статистика), на ее основе формируется единство подходов к распределению и объединению болезненных состояний по определенным признакам, обеспечивается сопоставимость оценок здоровья населения и возможность международногосотрудничества в разработке мер профилактики и лечения болезней. Регулярно проводимые под руководством Всемирной организацииздравоохранения (Всемирная организация здравоохранения) пересмотры классификации болезней отражают все новое в дифференциации нозологических форм, в их принадлежности к различным группам болезней. В принципах построения классификации нашло отражение компромиссное совмещение различных подходов к группировке состояний на основе как этиологического, так и патогенетического принципа с учетом основной локализации патологического процесса. Классификация построена по десятичной системе с последовательной детализацией от крупных классов и групп болезней к трехзначным рубрикам, четырехзначным подрубрикам с краткими перечнями болезней. В качестве рабочих единиц используются рубрики и подрубрики. Все болезни в Международной классификации болезней IX пересмотра распределены по 17 классам, 106 группам и 999 рубрикам; в большинстве рубрик имеются подрубрики. Перечень классов Международнойклассификации болезней, травм и причин смерти IX пересмотра, принятой на Международной конференции ВОЗ в 1975 г. (в скобках номера входящих в классы трехзначных рубрик) I. Инфекционные и паразитарные болезни (001—139) II. Новообразования (140—239) III. Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета (240—279) IV. Болезни крови и кроветворных органов(280—289) V. Психические расстройства (290—319) VI. Болезни нервной системы и органов чувств (320—389) VII. Болезни системыкровообращения (390—459) VIII. Болезни органов дыхания (460—519) IX. Болезни органов пищеварения (520—579) X. Болезни мочеполовой системы (580—629) XI. Осложнения беременности, родов и послеродового периода (630—676) XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки (680—709) XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (710—739) XIV. Врожденные аномалии (пороки развития) (740—759) XV. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (760—779) XVI. Симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния (780—799) XVII. Травмы и отравления (800—999) В качестве групп болезней представлены, например, кишечные инфекции (рубрики 001—009), гипертоническая болезнь (401—405), ожоги (940—949) и др. В рубриках объединены формы проявления одного заболевания, например амебиаз (006), туберкулез легких (001), или они включают собирательные понятия: болезни надпочечников (255), нарушения минерального обмена (275) и др. Наиболее детальная информация дается на уровне подрубрик. Составной частью классификации болезней является алфавитный перечень, содержащий до 40 тыс. диагностических терминов и указания, к какой рубрике и подрубрике относится данный термин. Некоторые термины не в полной мере соответствуют современным представлениям о сущности болезней, поэтому по инициативе ВОЗ проводится подготовка единой международной номенклатуры болезней. Международная классификация болезней служит основой ряда дополнительных классификаций, что дает возможность увязывать заболеваемость с качеством диагностики,лечения и реабилитации. К ним относятся классификация внешних причин травм и отравлений, классификация факторов, влияющих на состояние здоровья населения и на обращения в учреждения здравоохранения, классификация терапевтических, диагностических и профилактических процедур, применяемых в медицине и др. Международная классификация болезней включает определения понятий «живорождение», «мертворождение», «масса тела при рождении», «недоношенность», «срок беременности», «материнская смертность» и др., а также рекомендаций, например по правилам формулирования причин смерти. Даются стандартные группировки и краткие перечни болезней для обеспечения международной сопоставимости статистических разработок материалов о заболеваемости и смертности. Весь методический аппарат МКБ изложен в виде руководства, что обеспечивает единство принципов ее применения и сопоставимость результатов статистических разработок. Ведется подготовка Международной классификации болезней Х пересмотра, предполагается перейти на алфавитно-цифровую систему обозначения групп болезней и несколько расширить число классов, чтобы повысить общую емкость классификации и удовлетворить возрастающие требования к большей детализации группировок.

 

22. Данные о заболеваемости населения собирают, обрабатывают и анализируют с помощью методов медицинской статистики. Заболеваемость населения изучается тремя методами:

А) по данным обращаемости населения за медицинской помощью - основу заложили земские врачи, предложившие карточки; позволяет выявить клинически выраженные заболеванияия за медицинской помощью. ости

Б) по данным медицинских осмотров - выявляются начальные формы заболевания, а также латентные, скрытые формы.

В) по данным о причинах смерти - выявляются латентные заболевания, не диагностированные при жизни, маскирующиеся заболевания (при несоответствии клинического и посмертного диагнозов).

На полноту выявления заболеваний влияют:

1) полнота обращаемости населения в лечебные учреждения - определяются удаленностью, наличием транспортных связей, нуждаемости в больничном, наличием самолечения, модой на диагнозы

2) полнота учета выявления заболеваний

3) оснащенность лечебного учреждения диагностической аппаратурой и квалифицированными кадрами

4) возможность обращения пациентов в негоссударственные учреждения

5) квалификация и добросовестность врача

6) организация профосмотров

23.Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) — это частота всех случаев (дней) утраты трудоспособности вследствие заболевания, травмы либо других медицинских проблем, связанных со здоровьем, среди отдельных групп работающего населения.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) разработаны нормативные и методические материалы по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности (ВН) — реализовано право гражданина РФ на тайну сведений о своем заболевании. В первичном учетном документе (листке нетрудоспособности), который подлежит оплате по месту работы, информация о диагнозе заболевания отсутствует, а проставляется только причина временной нетрудоспособности.

С 1996 г. введен учетный документ "Талон на законченный случай временной нетрудоспособности" с информацией о диагнозе больного.

Методика изучения ЗВУТ имеет следующие особенности:

  • акцент в организации изучения ВН (сбор информации, обработка и анализ) переносится на ЛПУ. Однако это не исключает изучение и анализ ЗВУТ на предприятиях, имеющих медико-санитарные части, либо другие формы ведомственного медицинского обслуживания;
  • вторая особенность заключается в применении показателей ЗВУТ: в новой методике показатели ЗВУТ предполагается шире использовать для оценки качества медицинской помощи; организации экспертизы ВН;
  • из-за существенных преобразований в производственной сфере и потери принципа медицинского обслуживания работающих с учетом неблагоприятных условий и особенностей труда, анализ показателей ЗВУТ представляет определенные трудности;
  • к сожалению, методика изучения ЗВУТ по ф. 16-ВН в поликлиниках и стационарах дает возможность анализировать состояние здоровья работающего контингента только с учетом наиболее значимых биологических факторов (пола и возраста).

Единица наблюдения — каждый законченный случай ВН в течение года.

24. Методы, применяемые в санитарно-гигиенических исследованиях, многочисленные и разнообразные. Важнейшие из них такие: органолептические, физические, физико-химические, химические, биохимические, микроскопические, бактериологические, микологические, гельминтологические, серологические, биологические, физиологические и статистические.

Ниже приводится короткая характеристика любого из этих методов и дается оценка его с точки зрения значимости в санитарно-гигиенических исследованиях.

Оргаполептическими методами называются такие, при которых исследование осуществляется психофизиологической системой, которая состоит из органа чувств (экстрорецептора), нервных проводников и соответствующих отделов центральной нервной системы. Этим комплексным образованием И. П. Павлов, как известно, дал название анализаторов.

При органолептических исследовательских приемах не применяются материальные приборы, исследуемый объект не поддается влиянию каких-нибудь химических агентов. Допускаются лишь влияния физического порядка, которые облегчают восприятия экстрорецептором соответствующего раздражения, например, придания большей поверхности испарения и легкое подогревание испытанной жидкости для лучшего ощущения запаха.

С помощью органолептических методов определяются запах, вкус, цвет, консистенция, внешний вид (форма, рисунок) исследуемого объекта.

Органолептические методы отличаются большой чувствительностью. Так, специфический запах метилмеркаптана ощущается уже при концентрации 0,000002 мг/м3, ванилина - при 0,0005 мг/м3 и т. п.; горький вкус хинина ощущается уже от 0,02 мг вещества, сладкий вкус сахарина - от 0,05 мг и т. п.; наименьшая мощность лучистой энергии, которая падает на глаз и способна еще вызвать световое ощущение, составляет в среднем 1 * 10-4 эрг/с и т. д.

Необходимо, однако, отметить, что в зависимости от индивидуальных особенностей исследователя, состояния его здоровья, возраста и других причин органолептические определения могут оказаться неточными, а иногда совсем неверными. Люди, страдающие цветовой слепотой, не способны различать некоторые цветовые тона. Одни из них отождествляют светло-красные цвета с темно-зелеными, а фиолетовые и пурпурные из синими (дальтонизм); другие - отождествляют темно-красный цвет с светло-зелеными, а фиолетовые с голубыми. Известно резкое притупление нюха при катаральном состоянии слизистой оболочки носа (грипп, систематическое курение). Охлаждение языка до 0 °С и нагревание его до 45 °С парализует вкусовое восприятие и т. п. санитарный гигиенический исследование

Наиболее надежные результаты при органолептических исследованиях выходят тогда, когда они проводятся людьми с “нормальными” органами чувств, т. е. не имеют каких-нибудь недостатков. В сомнительных случаях полезно для правильности суждения делать органолептическую оценку не одному лицу, а нескольким (сотрудники лаборатории, эксперты производства). При участии нескольких лиц рекомендуется к окончанию испытания не выражать своей мысли ни словами, ни жестами, ни выражением лица во избежание суггестии.

Значение органолептических методов в санитарном анализе довольно большое и может оказаться решающим в ряде случаев при оценке качества питьевой воды, пищевых продуктов и др. Так, питьевая вода, которая получила по запаху оценку в пять баллов (очень сильный запах), признается непригодной для употребления.

Физическими методами называются методы, при проведении которых используется тот или другой физический принцип (физическое явление).

С помощью физических методов вырабатываются разнообразнейшие санитарно-гигиенические исследования: определение температуры, влажности, движения, барометрического давления воздуха; измерения интегрального потока лучистой энергии, ультрафиолетовой радиации, ионизации атмосферы, теплопроводности тканей одежды, строительных материалов, освещенности поверхностей, удельного веса жидкостей и плотных веществ, теплообразовательной способности (калорийной ценности) топлива, пищевых продуктов и готовых блюд.

Физические методы применяются не только для изучения физических свойств и явлений, но и для химического анализа; так, спектрографический анализ является наиболее точным методом для выявления и идентификации ряда веществ.

Физические исследовательские приемы осуществляются с помощью измерительных приборов, качество которых в содержании достоверности показаний, которые даются ими, зависит от правильности, точности, чувствительности и постоянства.

Под правильностью прибора понимают степень приближения показания прибора к соответствующей действительности значения измеренной величины.

Отклонение показания прибора от соответствующей действительности значения измеренной величины называется погрешностью показания прибора. От основной (инструментальной) погрешности приборов следует отличать погрешности дополнительные, вызываемые влиянием внешних условий на прибор (температура, атмосферное давление, магнитное поле и др.). Исключение погрешностей достигается иногда регулированием прибора, чаще введением исправлений.

Исправлением называется величина, которая должна быть алгебраически добавлена к номинальному показанию прибора, чтобы получить соответствующее действительности значение измеренной величины. Поправки к приборам указываются в их паспортах.

Под точностью измерительного прибора понимают степень достоверности результатов измерения, полученного с помощью данного измерительного прибора. Точность тем больше, чем меньше ее абсолютная погрешность.

Под чувствительностью измерительного прибора понимают отношение линейного или углового перемещения указателя прибора к изменению значения измеренной величины, которое вызвало это перемещение.

Под постоянством измерительного прибора понимают степень устойчивости показаний измерительного прибора при одних и тех же внешних условиях его работы.

Значение физических методов в санитарно-гигиенических исследованиях очень велико. Это видно хотя бы из приведенного выше перечня (далеко не полного) исследований, которые осуществляются при помощи физических методов.

Физико-химическими методами называются методы, при проведении которых используется тот или иной физико-химический принцип (физико-химическое явление).

При помощи указанных методов определяют различные физико-химические показатели исследуемых объектов: вязкость, поверхностное натяжение, электропроводность, точки плавления, кипения и затвердевания.

Физико-химические методы применяются и с целью изучения химического состава вещества; так, колориметрический и нефелометрический методы исследования растворов дают возможность открывать в них и количественно определять различные растворенные или взвешенные вещества; поляриметрический метод исследования растворов дает возможность открывать и количественно определять в них оптически деятельные вещества; потенциометрический или колориметрический метод определения рН растворов дает возможность оценивать активную реакцию растворов и т. п.

Люминесцентный анализ, применяемый в основном при исследовании пищевых продуктов, способствует выяснению степени их натуральности.

Хроматографический метод, предложенный русским ученым И. С. Цветом, нашел применение в исследовании витаминов (разделение пигментов).

Полярографический метод применяется в санитарно-гигиенических исследованиях для определения содержания тяжелых металлов в консервах, пищевых и сточных водах и т. п. То же можно сказать об анализе при помощи электролиза.

Физико-химические методы осуществляются при помощи приборов, качество которых оценивается по тем же признакам, что и качество физических приборов.

 

25. Ход и результаты физического и умственного развития каждого ребенка непосредственно влияют на состояние их здоровья и наоборот: состояние здоровья влияет на конечный результат физического и умственного развития, обусловливает выбор приемов и методов общего и специального нагрузки, социально — психологического и физического воспитания.

Понятие здоровья можно определить как оптимально уравновешенный естественное состояние организма, который находится в гармонии с окружающей средой и не имеет каких-либо болезней.

Здоровое состояние человека объективно определяется по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Все эти показатели в определенной степени зависят от наследственности, возраста, пола, условий воспитания, климатических и географических условий жизни.

С целью оценки состояния здоровьядетей используются такие показатели, как общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс здоровья, процент тех кто длительно и часто болеющих, распространенность и структура заболеваемости, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии; распределения детей по группам здоровья.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.