Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема этики в медицине

Современные зарубежные теории народонаселения медицины и здравоохранения

Социальная медицина отдает приоритет соц. факторам, которые влияют на здоровье. На фоне соц. кризиса наблюдается увеличение смертности, снижение рождаемости, идет депопуляция (снижение естественного прироста), растет туберкулез и алкоголизм.

В течении многих десятилетий были ученые утверждающие приоритет биологических факторов, провозглашающие биологизаторские теории.

Мальтузианство. 200 лет назад английский священик-экономист Томас Ротберг Мальтус в1798 году опубликовал труд «0пыт о законе народонаселения» ,который гласил: в то время как средства существования увели­чиваются в арифметической прогрессии, народонаселение растет в геомет­рической прогрессии. Каждые 25 лет происходит удваивание численности на­селения. Разрыв между численностью населения и кол-вом производимых средств потребления - это естественный закон. Ликвидировать диспропорцию можно только лишь уменьшив численность населения. А пока в обществе есть армия нищих, безработных, общество за это не в ответе, они сами виноваты - так много размножаются. Следовательно, уничтожение бедняков - закономерный процесс.

Положения Мальтуса заимствовано у Франклина: "Все особи размножаются в геометрической прогрессии". Абсурдность теории Мальтуса вскрыл МАРКС.

В 20 веке появились теории: НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО, СОЦИАЛДАРВИНИЗМ и ЕВГЕНИКА.

Неомальтузианствво. Все беды людей в том, что они сильно размножаются. Поднят вопрос о регулировании рождаемости. Нужно пропагандировать противозачаточные средства, стерилизацию - это панацея от всех бед. Современная наука доказала, что процессы размножения подчиняются соц. законам. По Мальтусу в 1948 году населения Земли должно было составить 14 Млрд человек. На самом деле в этом году проживало 2.7 млрд человек. Синявин, урлавин, Ворогов доказали, что в Мире много неиспользованных резервов. Только повышение урожайности уже использованных земель позволит получить продовольствие для 10 млрд. человек. С использованием морей - для 290 млрд. человек



Во второй половине 20 века неомальтузианцы предложили теорию «оптимума населения» — нужно добиваться ограничения населения. В США должно проживать не более 150 млн человек. Однако сейчас проживает, в США 250 млн человек.

Теории перенаселения не имеют научной базы. Современная наука может найти новые источники питания.

Социалдарвинизм. В человеческом обществе социальная лестница классов соответствует биологической лестнице видов. Попытка биологизировать соц. процессы.

Евгеника. Название произошло от греческого "евгениус" - благородного происхождения, хорошей породы. Впервые введена в обиход Гальтоном. Пора естественного отбора прошла. Со времен расцвета афинской цивилизации. Нужен искусственный отбор. Эта наука об улучшении человеческого рода. Нужно внести в человеческое общество биологические закономерности. Евгенику раскритиковал З.П.Соловьёв в труде "Несколько слов о разведении породы человека". Невозможно переносить методы выработанные в курятнике. В че­ловеческом обществе превалируют социально-экономические культурные моральные процессы. Это более сложные процессы, чем биологические.

С Социалдарвинизмом и евгеникой тесно связан Расизм "низшие расы могут не умирать, но должны вымереть"- это теория высшей расы, исполь­зовала фашистская Германия.

Теории медицины и здравоохранения

Характерной особенностью многих зарубежных научных работ является преобладание возрастающих соц. условий. Для современной эпохи характеры общественные, экономические, политические, идеалогические изменения. Достижения химии, физики, математики, техники влияющие на производительные силы общества ассоциируются с представлениями о бурных темпах развития циви­лизации. Цивилизация - это универсальная причина, определяющая характер патологии населения экономически развитых стран.

Представление о Болезнях цивилизации

В ряде работ по медицине эти болезни прочно связываются с представлени­ям об урбанизации, загрязнении атмосферы, применении хим. добавок к про­дуктам. Зарубежные теоретики признают, что современные условия приводят к увеличению психозов, наркомании, алкоголизму, СС-ых и эндокринных заболеваний, злокачественных новообразований, травматизму и др. В большин­стве экономически развитых стран мы наблюдаем эту картину, которая явля­ется результатом не наступившего приспособления к среде (социальной дезадаптации). Причина соц. дезадаптации в несоответствии, диспропорции к привычной среде, диспропорции ритма темпов жизни. Человечество привыкло к одним ритмам, а цивилизация навязывает другие. Общественные причины едины, универсальны и относятся ко всему человечеству. Чем больше раз­вивается цивилизация, тем больше дезадаптация соц. среды по отношению к человеку. Следовательно - соц. дезадаптация неизбежна.

Мы не отрицаем общественные закономерности развития экономически развитых стран с различным соц. строем, не зачеркиваем понятие дезадап­тации. Но не согластны с тем, что люди сами виноваты/т.е. биология/. Прежде всего - социальные факторы.

Концепция порочного круга

Б1951 году Бинслоу опубликовал труд "Стоимость болезней и цена здоровья". Рассматривается проблема нищеты и здоровья. Демонстрируется влияние соц. факторов. Показатели смертности принадлежащие к различным классам: меньше заработок - меньше продолжительность жизни и наоборот. Люди бедны потому что больны и больны потому что бедны. Получается порочный крут. Но Винслоу не говорит о том, как разорвать порочный круг.

Теория Фрейдизма.

Фрейд – автор метапсихологии. Теоретические основы Фрейдизма -это психо­анализ. Поведение людей, их здоровье является проявлением борьбы инстинк­тивных сил в их сознании. Некоторые из этих инстинктов прорываются ид об­ласти бессознательного в сферу сознания и обуславливают поведение чело­века, проявления его творческого ума, его культуру и цивилизацию. В этом огромном кол-ве инстинктов главенствующее значение имеет сексуальное стремление, а так же инстинкт смерти ,разрушвния иагресии. Инстинкты - носители энергии организма, их природа сформирована еще'на стадии первобытной среды, не знающих ограничений в проявлении животных страстей.

Вся последующая история человечества, соц. среда не играет большой роли в жизни людей.

Методом выявления инстинктов и расшифровки их значения явился разработанный Фрейдом психоанализ. Инстинкты обнаруживаются в виде знаков и символов (сны, оговорки), как правило, сексуальной природы. Психоанализ мо­жет быть применён как диагностический и лечебный метод.

Цинизм на грани с универсальной эротикой и пансексуализмом вызвал нега­тивную реакцию у его учеников, которые подвергли критике явный биологизм его метопсихологии. Его ученики стремятся заменить пансексуализм ком­плексом неполноценности, стремления к. власти, чувством беспомощности и т.д. Эти принципы так. же биологические бессознательные. Отказ от соц. факторов остается.

Теория Селье

Каждая нозологическая форма должна иметь специфическую причину. Это . положение _не является бесспорным. Эта концепция — попытка патолога дать ответ об изменившейся патологии, общих механизмах СС-ых и 'нервно-пси­хических заболеваний. В основе – учение о стрессе. Все нервно эмоциональное напряжение ведет к стрессу, а он – к дезадаптации. Стресс - это специфический синдром, вызванный неспецифической причиной. Селье указы­вает, что стресс - это состояние организма, которое проявляется синдромом всеобщей адаптации. Важнейшая роль отводится гормонам коры надпочеч­ников, т.е. биологии. Селье внес существенный вклад в патогенетическое лечение ряда заболеваний. В этой теории нет ни одного слова о роли НС.

 

Проблема этики в медицине

 

Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Формирование биоэтики обусловлено прежде всего теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом. Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах.

Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60-х - начале 70-х гг. Термин "биоэтика" предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее весьма разнородна. Прежде всего биоэтику пытаются отождествить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач – пациент". Существует и более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд аксиологических проблем профессиональной деятельности, смежной с врачебной, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отношению человека к животным и растениям. Тем самым биоэтика включает в себя этические регуляторы отношений к животным и тот круг проблем, который ранее относился к экологической этике. Кроме того, термин "биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны - Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада), Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете (США). Можно сказать, что это весьма интенсивно, развивающаяся исследовательская область, в которой сотрудничают философы, биологи, медики, теологи США, Канады, Франции, Германии, Великобритании. Этого, к сожалению, нельзя сказать о России. Между тем кризис системы здравоохранения в нашей стране обостряет этические и правовые проблемы в медицинской науке и практике, ценностные конфликты как в организации охраны здоровья, так и в поведении и сознании личности. Развитие биоэтики в России может, по моему мнению, помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит выработать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие биоэтики в нашей стране предполагает осмысление тех традиций, которые существовали в этической мысли в России, анализ их философских оснований и тех горизонтов, которые они открывают в новых отношениях человека к жизни.

Хочется остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели не ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте – такой подход должен быть мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи должна получить развитие экологическая этика и должен быть создан специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания на протяжении многих веков.

Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа – прежде всего не навредить пациенту ("в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости"). Когда современные хирурги - трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода.

В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как "право на аборт", "право на смерть", и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо – оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальный аборт есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство, в особенности на ранних сроках беременности понятие "эмбрион" не тождественно понятию "человек" и так далее. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Вопросы этики и искусственного оплодотворения – это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация – это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение – это борьба за возможность ее возникновение.

Показательно, что в этой борьбе искусственное оплодотворение и искусственный аборт тесно связаны между собой: практика искусственного аборта поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения. Так, по некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из способов планирования семьи ведет к росту вторичного бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия.

Т. о., очевидно, что исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает отнюдь не только из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным бесплодием – ипифеноменом медицинской деятельности и либеральной идеологии. Эпидемия абортов 2-ой половины XIX века исторически и логически связана с разработкой методик искусственного оплодотворения.

Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: "новая технология размножения", "техногенное производство людей", "асексуальное размножение". В оборот входят понятия: "избирательный аборт", "торговля репродуктивным материалом", "продукция оплодотворения", "суррогатное материнство" и т. п. Каждое из этих понятий реальные единицы "этического минного поля", которые новые репродуктивные технологии создают для современной культуры.

Давно уже перестали рассматриваться как фантастика идеи искусственного оплодотворения спермой "генетически полноценных доноров". Сегодня понятие "полноценность" предполагает подбор донора в смысле цвета глаз, волос, национальности и "этнических особенностей реципиентки".

Далеко ли от так понимаемой полноценности до заманчивой идеи получения с помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне человеческого существа заранее заданными свойствами? Тем более, что уже сейчас наука располагает возможностью управлением пола.

Идея "управления на уровне эмбрионального материала неразрывна, смысло-логически связана с искусственным оплодотворением, как бы не хотели многие закрыть на это глаза. Симптоматично, что в трех фундаментальных типологических моделях искусственного оплодотворения, оно никогда не являлось самоцелью, но всегда выступало лишь средством для решения другой задачи - задачи совершенствования человека. Эта задача ставится и в селекционно-зоотехнической, и в научно-мифологической модели. Для цели совершенствования и таким образом спасение человека совершается и непорочное зачатие Богородицы. Очевидно, что до реализации идеи управления особенностями человека технологически, этически и политически еще далеко. Сейчас же врачей и общественность беспокоит здоровье "пробирочных детей".

К опасениям общего характера относятся следующие:

- в какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин, способствует повышению генетического груза в популяции за счет рождения детей с врожденной и наследственной патологией?

- каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при лечении бесплодия, на плод?

- какова генетическая опасность использования спермы донора при искусственном оплодотворении

К этим опасениям можно добавить и следующие вопросы: не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой тенденции "асексуального размножения” и в итоге основанием принципиальных сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы предполагают освещение истории и динамики создания технологий искусственного оплодотворения.

Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его "право на смерть". Есть потребность в допустимости "убийства из милосердия" неизлечимо больного близкого человека. следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной. ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, "смертной муке" другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший "убийство из милосердия", совершает отчаянный и рискованный шаг "по ту сторону добра и зла" и обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял знаки "плюс" и "минус".

Юридические проблемы биоэтики

Летом 1985 года в небольшом американском городке Моррис Плейнс, что в штате Нью-Джерси, в возрасте 31 года скончалась от пневмонии Карен Куинлан. Больше десяти лет пролежала она в больнице, свернувшись калачиком, ничего не видя и не слыша, не произнося ни единого слова. В последний день ее рождения, в апреле, в больницу пришли тысячи адресованных ей поздравительных открыток. Но она так и не узнала, что весть о ней облетела весь мир, что ее судьба стала темой книги и кинофильма.

До двадцатилетнего возраста Карен жила обычной, ничем не примечательной жизнью. Никто точно не знает, что предшествовало трагическому событию 14 апреля 1975 года. Известно только, что у нее были какие-то неприятности на работе и одновременно размолвка с молодым человеком. Так или иначе, вечером она приняла довольно большую дозу транквилизатора, после чего, встретившись с друзьями в баре, выпила несколько рюмок джина с тоником. Там же она потеряла сознание. Друзья вызвали скорую помощь. Карен дали кислород, затем перевели ее на аппарат принудительной вентиляции легких. Но сознание к ней так и не возвратилось. Диагноз гласил: необратимое повреждение коры головного мозга.

Три месяца девушка находилась в состоянии комы. Надежды на восстановление сознания уже не было, и родители обратились к врачам, лечившим Карен, с просьбой отключить аппарат. Убежденные католики, они просили "позволить ее душе спокойно отлететь на небо". Но врачи отказались это сделать, и родители при поддержке местного священника обратились в суд.

До тех пор ни один суд в США еще не сталкивался с подобным делом. Процесс привлек внимание всего мира. Всем было ясно, что речь идет не столько о судьбе Карен Куинлан, сколько о жгучей юридической и этической проблеме, - о том, кто имеет право распоряжаться телом больных, у которых погиб мозг.

Сейчас существуют национальные и международные организации, которые снабжают хирургов-трансплантологов органами, взятыми у людей, погибших, например, от различных несчастных случаев. В то же время вся эта деятельность до последнего времени не имела легальной основы. В Англии, например, не существует юридического определения смерти. Во Франции до 1976 г. на взятие органов умерших требовалось согласие родственников; теперь закон разрешает брать органы без согласия семьи, но в действительности врачи все-таки обычно спрашивают родственников, не возражал ли умерший, когда был жив, против посмертного использование его органов. А в ФРГ получение трансплантологом согласия семьи на удаление органа строго обязательно.

Но вернемся к делу Карен Куинлан. Адвокат ее родителей заявил тогда в суде, что Карен имеет конституционное право умереть, что "жестоко и несправедливо поддерживать ее существование после того, как всякая надежда на достойную и полнокровную земную жизнь утрачена".

В первой инстанции иск родителей Карен не был удовлетворен. Но они не сдались и обратились в Верховный суд штата, который признал их просьбу законной. Решение суда заканчивалось словами: "Никакие интересы государства не могут заставить Карен терпеть непереносимые муки".

Аппарат искусственного дыхания отключили. Но Карен Куинлан, к изумлению врачей, продолжала дышать. Так началась ее десятилетняя "жизнь" без сознания.

Каждый день Карен навещал ее приемный отец, служащий местной фармацевтической фирмы. В палате всегда было включено радио, а время от времени родители включали магнитофон, потому что Карен, как им казалось, все-таки вроде бы прислушивалась к музыке.

Когда Карен скончалась, мать, поддерживая ее исхудавшее тело (девушка в тот момент весила всего 24 кг), произнесла: "Она умерла с достоинством".

История Карен Куинлан породила целую волну законодательных актов, представлявших собой попытки как-то регулировать отношения больных, их родственников и врачей в подобных случаях. Сейчас 34 американских штата приняли законы, которые предусматривают право больного, сознающего свое положение, отказаться от лечения, особенно сопряженного с причинением ему боли. Ну а если больной не сознает, что с ним происходит? Здесь по-прежнему существует "юридический вакуум". Если есть согласие родственников, врачи нередко идут на прекращение реанимационных мероприятий, хотя довольно часто это заканчивается шумными процессами в судах. Бывают и противоположные ситуации, как в описанном случае. Карен Куинлан нет, но проблема остается нерешенной.

 

11.Статистическое исследование (СИ) позволяет получить представление о том или ином явлении, изучить его размер, уровень, выявить закономерности. Предметом СИ могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье и т. д.

При проведении СИ могут быть использованы 2 методических подхода:

1) изучение интенсивности явления в среде, распространенности явления, выявление тенденций состояния здоровья населения - проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позволяющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести полученные данные на всю генеральную совокупность

2) проведение строго спланированных исследований по изучению отдельных факторов без выявления интенсивности явления в среде - проводятся, как правило, на небольших по численности совокупностях с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей

Этапы статистического исследования:

1 этап. Составление плана и программы исследования - является подготовительным, на нем определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа иссле­дования, разрабатывается программа сводки статистического мате­риала и решаются организационные вопросы.

А) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследова­ния.

Б) необходимо изучить по данной теме литературу.

В) необходимо разработать Организационный план - предус­матривает определение 1) места (административно-территориальных границ наблюдения), 2) времени (конкретных сроков осуществления наблю­дения, проведения разработки и анализа материала) и 3) субъекта ис­следования (организаторов, исполнителей, методического и органи­зационного руководства, источников финансирования исследования).

Г) разработка Плана исследования - включает определение:

- объекта исследования (статистической совокупнос­ти);

- объема исследования (сплошное, несплошное);

- видов (текущее, единовременное);

- способов сбора статистической информации.

Д) необходимо составить Программу исследования (наблюдения) - включает:

- определение единицы наблюдения;

- перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистра­ции в отношении каждой единицы наблюдения

- разработку индивидуального учетного (регистрационного) блан­ка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

- разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результа­ты исследования.

На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполне­ния документа. В качестве учетных бланков могут быть использованы применяе­мые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные меди­цинские формы.

2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение) - - заключается в регистрации отдельных случаев изу­чаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регис­трационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы прово­дится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюде­ния, обеспечение их формами регистрации.

Статистическое наблюдение может быть:

А) по времени:

1) Текущим - явление изучается за какой-то от­дельный период времени (неделю, квартал, Год и т. д.) путем пов­седневной регистрации явления по мере возникновения каждого слу­чая (учет числа родившихся, Умерших, заболевших,Выписанных из стационара). Так учиты­ваются быстро меняющиеся явления.

2) Единовременным - статистические данные собирают­ся на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения). Единовременная ре­гистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара - текущее наблюдение или путем однодневной перепи­си больных, находящихся в стационаре - единовременное наблюдение).

Б) в зависимости от полноты охвата изучаемого явления:

1) Сплошное - изучаются все входящие в состав со­вокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)

2) Несплошное - изучается лишь часть генеральной совокупности, делится на несколько видов:

1. Монографический метод - дает детальное описание отдельных ха­рактерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.

2. Метод основного массива - предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюде­ния. Недостатком этого метода является то, что остается неохва­ченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного мас­сива.

3. Анкетный метод - это сбор статистических данных с помощью спе­циально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэто­му возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на пос­тавленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

4. Выборочный метод - самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой спе­циально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода являет­ся получение результатов высокой степени надежности, а также зна­чительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, Кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода осо­бенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделе­ний).

В) по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления

1. Непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, Проведение лабораторных, Инструментальных исследований, Антропо­метрические измерения и т. п.)

2. Социологические методы: метод интервью (очный опрос), анке­тирование (заочный опрос - анонимный или неанонимный) и др.;

3. Документальное исследование (выкопировка сведений из учет­но-отчетных медицинских документов, сведения официальной статис­тики учреждений и организаций.)

3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка- начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, Полноты и правильности по­лученных сведений, Выявлении и устранении ошибок, дубликатов за­писей и т. д.

Для правильной разработки материала применяется Шифровка пер­вичных учетных документов, Т. е. обозначение каждого признака и его группы знаком - буквенным или цифровым. Шифровка - это техни­ческий прием, Облегчающий и ускоряющий разработку материала, По­вышающий качество, точность разработки. Шифры - условные обозна­чения - вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов реко­мендуется пользоваться международной номенклатурой и классифика­цией болезней; при шифровке профессий - словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости пос­ле окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашиф­рованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, Чем незашифрованный. После проверки проводится группировка призна­ков.

Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на од­нородные,Типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

А) Типологическая группировка производится по качественным (опи­сательным, атрибутивным) признакам (пол, Профессия, группы болезни)

Б) Вариационная группировка (по количественным признакам) прово­дится на основании числовых размеров признака (воз­раст, Длительность заболевания, продолжительность лечения и т. д.). Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев - неравный, даже включать так называемые открытые группы (при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше).

При определении числа групп исходят из цели и задач исследова­ния. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмер­ному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.

Рекомендуется следующее число групп: до 40 наблюдений - 5-6 групп, 40-60 наблюдений 6-8 групп, 60-100 наблюдений - 7-10 групп и т. д.

Закончив группировку материала, приступают к Сводке - обобщение единичных случаев, Полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку статистического материала проводят при помощи статисти­ческих таблиц. Таблица, Не заполненная цифрами, Называется Макетом.

Статистические таблицы бывают перечневые, Хронологические, тер­риториальные.

Таблица имеет подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежа­щее обычно размещается по горизонтальным строкам в левой части таблицы и отражает главный, основной признак. Статистическое ска­зуемое размещается слева направо по вертикальным графам и отра­жает дополнительные учетные признаки.

Статистические таблицы делятся на:

А) Простые - представлено числовое распределение мате­риала по одному признаку, Составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей сово­купности изучаемого явления.

Б) Групповые - представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом

В) Комби­национные - дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам

При составлении таблиц должны соблюдаться определенные требо­вания:

- каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание;

- внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие наз­вания;

- при заполнении таблицы все клетки таблицы должны содержать соответствующие числовые данные. Оставшиеся незаполненными из-за отсутствия данной комбинации клетки таблицы прочеркивают­ся ("-"), а при отсутствии сведений в клетке проставляется "н. с." или "...";



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.