Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция корпуса русских письменных источников





 

Специальное изучение источниковедческих проблем предлагает также формирование у студентов представлений о процессе формирования и эволюции корпуса отечественных письменных источников. Под эволюцией источникового корпуса в современном источниковедении понимают историю формирования и изменения его видового и внутривидового состава. Ее изучение поможет более глубоко понять происхождение, социальные функции, содержание, представительность и достоверность как отдельных видов, так и корпуса письменных источников в целом.

Рассмотрим процесс этой эволюции с теоретической стороны. Главное в ней понять, как функционировавшие в прошлом документы превращались в исторические источники, каким образом происходил их отбор и какие факторы данный процесс определяли.

В прошлом разного рода письменные материалы являлись средством социоинформационного обмена. С другой стороны, они были выражением функционирования самих социокультурных систем. Поэтому можно считать, что процесс перехода письменного свидетельства в будущее и превращение его в исторический источник обусловливался информационной и социокультурной функцией документа.



Человеческая общность может существовать лишь на основе информационного обмена. Информация собирается, производится, обрабатывается и передается. Операции с информацией возможны только при условии ее хранения и накопления. Часть письменных свидетельств сохранялась с прямым намерением передать их будущим поколениям. К таковым относились завещания, семейные и корпоративные акты владения, родословные, летописи, научные труды, художественные произведения. Однако, основная масса письменных материалов хранилась для обеспечения жизнедеятельности социальных и государственных учреждений. Сыграв свою текущую роль, документы попадали в хранилища учреждений, а затем выборочно - в общие государственные архивы, библиотеки, музеи и частные коллекции.

История Отечества есть история его духовной и материальной культуры. Культура накапливается, сохраняется и информационным путем передается будущим поколениям. Передается, прежде всего, ценностное ядро культуры, составляющее основу ее воспроизводства и жизнедеятельности. Этот социокультурный процесс, по сути, и есть тот механизм, который обеспечивает производство, сохранение и переход в будущее письменных свидетельств. Эту линию преемственности и изменения социокультурной роли письменных остатков прошлого при их переходе в будущее последовательно можно представить в следующем виде: письменное свидетельство - культурный памятник - исторический источник.



На втором этапе данной последовательности письменное свидетельство теряет свои изначальные социальные функции и превращается в памятник культуры. И в этом качестве оно становится звеном, связующим прошлое и современность в единое культурное целое. Памятник передает культурную традицию. Далее он входит в процесс исторического исследования и становится историческим источником. Резюмируя все это, можно сказать, что в основе акта превращения письменного свидетельства прошлого в современный исторический источник лежит смена его социокультурных функций. Осуществляется это, когда письменное свидетельство вместе со своим культурным окружением переходит в иное (временное) состояние или попадает в будущем в другую социокультурную систему. Происходит такое при смене формы государства, изменении социальной структуры и общественного самосознания, во времена культурных революций и т.д. Очень важную роль в обретении памятником значения исторического источника играет также появление исторической науки.

Жизнь цивилизации - сложный диалектический процесс. Наряду с накоплением информационных и культурных ценностей происходит потеря информации (ее энтропия). До историка доходят из прошлого только отдельные фрагменты письменного комплекса цивилизации. Значительная его часть утрачивается. В ходе функционирования культуры идет естественный отбор письменных свидетельств. Определенная их доля отбирается намеренно, в расчете на перспективы будущей деятельности. Такой отбор обычно осуществляют государственные, церковные и общественные учреждения. Значительная часть письменных памятников, имеющих общекультурное значение, собирается и отбирается научными учреждениями, архивами, музеями, библиотеками и частными лицами. Но все же, в целом, в формировании корпуса отечественных источников главную роль сыграли случайные исторические факторы. Целые пласты документов уходили из оборота или актуализировались в результате смены форм русского государства, культурных переворотов внутри правящего класса, смут и революций. Массы письменных материалов погибли вследствие стихийных бедствий: пожаров, наводнений и эпидемий. Из-за недолговечности бумаги многие свидетельств прошлого были утрачены в процессе их бытования. Большую роль сыграли иноземные нашествия и войны. Тем не менее, несмотря на естественную убыль документов, российская история в итоге сформировала достаточно представительный корпус письменных источников. Так как, решающую роль в этом процессе, с одной стороны, имели непредусмотренные, случайные факторы, а с другой - российское государство, которое было основой жизнедеятельности нашей цивилизации и осуществляло намеренный отбор свидетельств.



Таковы общие аспекты проблемы. Рассмотрев их, можно попытаться в основных чертах восстановить сам конкретно-исторический процесс формирования российского корпуса письменных источников. Этот процесс шел в русле истории российской цивилизации. Главной движущей силой ее развития было российское государство. Поэтому процесс эволюции источникового корпуса следует рассматривать в рамках периодизации истории московского русского государства. Данная периодизация выделяет этапы Московского царства (XVI-XVII вв.), Всероссийской империи эпохи регулярного государства (XVIII-середины XIX вв.) и Российской империи второй половины XIX начала ХХ вв.

Очень важную роль в управлении обществом и жизни государства играл правящий класс России. Исполняя управленческие, идеологические и культурные функции, русские государи, князья, бояре, дворяне, священники, предприниматели и интеллигенты внесли огромный вклад в сокровищницу исторических памятников. Во второй половине XIX начале ХХ вв., с распространением письменной культуры в народные массы, стали откладываться письменные свидетельства крестьянской, мещанской и рабочей культуры.

В заключение общей части определимся с основными учреждениями системы сбора, хранения и передачи социальной информации. Эту систему составляют архивы, библиотеки, музеи и личные коллекции. Под термином архив имеют в виду собрание документов, образовавшихся в результате деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также общественных и частных лиц. В другом смысле архив это государственное, общественное учреждение или его часть, обеспечивающая сбор, хранение и использование документов. Библиотеки - это культурно-просветительные учреждения, которые специализируются на сборе, хранении и использовании опубликованных, печатных произведений и наиболее значимых рукописных памятников. Несколько иное место в данной системе занимают исторические музеи. Их можно определить как научные и культурно-просветительные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и изучение вещественных памятников прошлого, рукописей, старопечатных изданий, а также ознакомление с ними широких слоев населения. Личные коллекции являются, скорее, одним из социальных способов сбора и хранения памятников. Общее значение они приобретают, лишь влившись в общественные или государственные собрания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.