Сделай Сам Свою Работу на 5

В-59 Антимонопольная политика государства





Монополия –рыночная структура, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на её продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объём его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объём может быть продан.

Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.

Антимонопольное регулирование может осуществляться посредством установления потолка цен. В этом случае монополист «теряет» часть кривой спроса. Оптимальный выпуск находится на изломе кривой. Выпуск монополиста растет по сравнению с тем, который он производил в отсутствие регулирования. Говорить о воздействии такого «потолка» на выбор монополиста целесообразно, если цена регулирования ниже цены монополиста.

Также можно выделить и другие методы государственного регулирования: – введение конкурса на место управляющего монополией;– установление потолка рентабельности;– реорганизация отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;– внедрение конкуренции на рынок, где действуют монополии (за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль);– попытка заинтересовать монополиста в снижении цен.




В-60. международная и отечественная практика антимонопольного регулирования. Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
За бугром существует целый блок антитрестовского законодательства, занимающегося вопросом монополистической практики, нечестной конкуренции, установления жестких цен и т.п. За эти действия предусматриваются санкции в соответствии с гражданским и уголовным правом. + к уголовным санкциям закон Шермана и закон Клэйтона позволяют частному лицу или фирме преследовать в судебном порядке компанию, занимающуюся незаконным установлением жестких цен и требовать возмещение ущерба в тройном размере.
В США антимонопольное рег-ие осуществляют федеральные и местные суды, Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. Начало борьбы с монополизацией – 1890-е годы (антитрестовское законодательство, запрет на монополизацию торговли между странами).
В Европе запреты на монополии мало распространены. Значительное внимание уделяется регулированию монополий и доминирующих фирм. Существует запрет на слияния; исключение – если они способствуют экономическому прогрессу.
В России антимонопольное регулирование осуществляется в соответствии с законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 год). В нем определяется главный антимонопольный орган – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых структур.
Российское законодательство вводит запрет на: * Злоупотребление монопольной властью; * Создание искусственного дефицита на рынке для повышения цены; * Навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; * Включение в договор дискриминирующих условий для конкурентов; * Создание препятствий к выходу с рынка; * Нарушение порядка ценообразования. Допускается заключение картельных соглашений, если это способствует насыщению рынка товарами и улучшению качества производимой продукции.



 

В-61.Формы проявления квазивертикальной интеграции в российской экономике. Квазивертикальная интеграция. Интегрируемые производство и сбыт продукции осуществляются соответственно независимыми предприятием и сбытовой сетью, но под контролем ведущей фирмы: контроль обеспечивается долговременным контрактом и целым набором услуг, предоставляемых ведущей фирмой. При квазивертикальной интеграции используются три модели сбытовой политики: использование контрактов об исключительной продаже продукции данного предприятия; избирательная реализация; универсальный сбыт. Избирательная реализация характеризуется тем, что через интегрированную сбытовую сеть продаются товары не только данной, но и других фирм, но в ограниченном количестве. При универсальном сбыте через интегрированную сбытовую сеть реализуются товары разных предприятий.
Фирмы (компании) - производители оказывают дилерам услуги по подготовке и переподготовке управляющих и администраторов, рядовых служащих, организации выставок образцов реализуемой продукции, внешней рекламе, предоставлению особых скидок (скидки на общую массу проданных в течение месяца товаров, за достигнутый согласованный объем продаж, за сотрудничество с производителем и т. д.), а также финансовую помощь.
Квазивертикальная интеграция имеет ряд достоинств для производителей продукции: Отпадает необходимость входного контроля деталей и узлов, поступающих от интегрируемых предприятий;
Становиться возможным планирование производственно-хозяйственной деятельности, способствующее снижению издержек, сокращаются запасы деталей; · Своевременно внедряется новая технология; · Объединяются общие усилия в расширении производства; · Возможна быстрая разработка продукции; · Цены на товары поддерживаются на нужном уровне, а продвижение товаров на рынок достигается с меньшими издержками; · Устраняются перерасходы при транспортировке, на рекламу, обеспечивается быстрое распространение информации о новых видах продукции; · Обеспечивается качественное послепродажное обслуживание;· Сбытовая сеть использует достижения в области маркетинга;· Интегрируемые каналы облегчают выход новых товаров и способствует росту объема продаж.



В-62 Модель Чемберлина.
Эдвард Хастингс Чемберлин (1899–1967) ввел понятие «монополистическая конкуренция», которая, по его мнению, вытекает из существования монополии по дифференциации продукта.
Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции).
Продукт дифференцируется не только по различным свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственному нахождению. Если так трактовать монополию, то можно признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен.
Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта, означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительского качества продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке, т. е. монополистическая прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.
Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В его модели объем спроса и его эластичность выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование вкусов и предпочтений покупателей. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все потребности социальны, т. е. порождены общественным мнением. Отсюда Чемберлин делает вывод, что цена – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
Чемберлин характеризует новый подход по цене и стоимости. Его модель подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль.
Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж.
Неслучайно в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта», которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассмотренных им как издержки приспособления продукта к спросу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.