Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра регионального и муниципального управления
РЕКОМЕНДОВАНА
| УТВЕРЖДЕНА
| на заседании кафедры регионального и государственного управления
Протокол № 7 от «21» мая 2015 г.
| Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления УИУ РАНХиГС
Протокол № 9 от «28» мая 2015 г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Б1.В.ОД.3
Для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
квалификация (степень) «бакалавр»
Очная, очно-заочная, заочная формы обучения
Составитель:
Антошин В.А.,
к.ф.н., профессор
Екатеринбург
1.1 . Актуальность дисциплины
Государственная и муниципальная служба представляет собой специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных и муниципальных органов, без которых невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечить единство законодательного процесса и императивов, создать политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав свобод и интересов, призвана обеспечить функционирование органов государственного управления, жизнедеятельность человека и общества.
Одной из актуальных задач в наше время является профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих новой формации, которые сумеют работать в условиях господства плюрализма и рыночных отношений. Важнейшую роль в реализации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих знаний, посвященная исследованию государственного аппарата – «Государственная и муниципальная служба»
Программа по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.
Кафедра регионального и муниципального управления выражает уверенность в том, что изучение дисциплины «Государственная и муниципальная служба» окажет практическую помощь выпускникам Института самостоятельно и глубоко разбираться в сложных проблемах политической жизни современного российского общества и, при необходимости, делать правильный политический выбор, принимать оптимальные управленческие решения, касающиеся их деятельности и поведения в конкретных политических обстоятельствах, а также руководимых ими коллективов.
1.2. Цели и задача дисциплины
В рамках дисциплины «Государственная и муниципальная служба» осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление к следующим видам профессиональной деятельности:
- органиционно-управленческая;
- информационно-методическая;
- проектная;
- вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Целью учебной дисциплины формирование у студентов мотивации к личностному и профессиональному росту, интеллектуальному развитию и повышению культурного уровня; выработка понимания сущности и особенностей государственной и муниципальной службы; формирование глубоких систематических знаний о сущности государственной и муниципальной службы, их организации и функционировании; знакомство студентов с системой должностей государственной и муниципальной службы, правами, правоограничениями и запретами, вопросами урегулирования конфликтов, а также другими аспектами государственной и муниципальной службы.
Курс «Государственная и муниципальная служба» предполагает изучение административно-правовых норм и регулируемых ими отношений в сфере практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Главная задача учебного курса:
Формирование у студентов системного представления о состоянии, особенностях правового регулирования и реформирования института государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.
1.2.3. В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
- понимание: существа методов управления и реформирования государственной и муниципальной службы;
- представление: о классификации государственных и муниципальных должностей;
- о порядке прохождения государственной и муниципальной службы;
- о проблемах соотношения государственной, муниципальной службы и гражданского общества.
- развитие умений по применению законодательных норм к конкретным ситуациям на примере практики государственной и муниципальной службы
1.3. Место дисциплины в структуре ОПП
(основной образовательной программы)
В соответствии с требованиями ФГОС ВО объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление являются:
Федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;
Органы местного самоуправления;
Государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;
общественные организации;
некоммерческие организации;
международные организации и международные органы управления;
научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к базовой части профессионального цикла. Изучению дисциплины предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми, гуманитарными, управленческими знаниями, навыками и умениями. Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что законодательство, регулирующее государственную и муниципальную службу, постоянно совершенствуется. Многие практические положения являются дискуссионными.
Изучению государственной и муниципальной службы предшествует освоение дисциплин: «Основы публичного управления» (Ч.1.Система государственного управления), «История государственного управления»
Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» тесно соприкасается с другими науками - правом, социологией, политологией, психологией, а также историей.
В тоже время, знания, умения и компетенции, полученные в процессе изучения дисциплины, будут способствовать изучению таких дисциплин как:
«Управление эффективностью деятельности органов государственного и муниципального управления», «Управление изменениями в органах государственного и муниципального управления».
Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.
1.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Программа подготовки бакалавров предусматривает, что после освоения дисциплины «Государственная и муниципальная служба» бакалавр должен обладать следующим комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
общекультурных (ОК) -способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей практической деятельности (ОПК-1);
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
| ОК-4
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы.
| Знать:
З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
| Владеть:
В.12. - Навыками работы с правовыми актами
| ОК-7
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков принимать личное участие в определении приоритетов профессиональной деятельности, эффективно исполнять свои должностные обязанности; умении использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля.
| Знать:
З.17. - Роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.3. - Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
| Владеть:
В.19.- Навыками самообразования, самоконтроля, а также саморегулирования в процессе обучения.
| ОПК-1
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы.
| Знать:
З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
| Владеть:
В.13. - Навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности
|
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№
| Формы обучения
| Лекции
(часы)
| Практические
занятия (часы)
| Самостоятельная
работа (часы)
| Всего часов
|
| Очная
|
|
|
|
|
| Заочная
|
|
|
|
|
| Очно-заочная (вечерняя), 3,5 годичная
|
|
|
|
|
Форма итогового контроля: экзамен - для всех форм обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Содержание дисциплины (модуля)
N п/п
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компетенций
| Коды ЗУН
| 1.
| Государственная служба: теоретико-правовая основа,
происхождение и современное состояние
| Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей. Поступление на государственную службу. Прохождение государственной службы. Государственная служба в зарубежных странах. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
| ОПК-1, ОК-4, ОК-7
| З.17. , У.5., У.3., В.12., В.19., В.13.
| 2.
| Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
| Муниципальная служба как профессиональная деятельность. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
| ОПК-1, ОК-4, ОК-7
| З.17. , У.5., У.3., В.12., В.19., В..13.
| 3.2.Структура дисциплины (модуля)
Форма обучения и
кол-во часов
| Кол-во часов
| Самост.
работа
| Всего
час.
по теме
| Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
| Наименование
разделов и тем
| лекции
| п/з
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
|
14/4/8
|
26/6/8
|
84/114/108
|
| Тестирование по всем темам раздела 1.
| Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России
|
2(i)
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности
|
2/2/2
|
2(i)/2/2
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме.
Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара.
Доп. для очной формы обучения: тест по темам 1.1. и 1.2.
| Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей
|
2(i)
|
|
|
| Дискуссия («Спор рядов»).
Решение задач и проблемных ситуаций.
| Тема 1.4. Поступление на государственную службу
|
|
4(i)
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
| Тема 1.5. Прохождение государственной службы
|
2/2/2
( i )
|
4(i)/2/2
|
|
| Деловая игра (имитационная игра)
| Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах
|
2/0/2
|
2/2/2
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
|
2/0/2
|
4/0/2
( i)
|
|
| Мозговая атака
Доп. для очной формы обучения: тест по темам 1.3., 1.4., 1.5.,1.6.
| Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
|
6/2/2
|
8/4/4
|
42/50/50
|
| Тестирование по всем темам раздела 2.
| | Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность
|
|
4/0/2
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы
|
2/2/2
|
2/2/2
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
|
|
2(i)/2/0
|
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
| Итого по дисциплине:
| 20/6/10
| 32/10/12
|
|
| | Примечание:
В таблице 2/2/2:
первая цифра – очная форма обучения:
вторая цифра – заочная форма обучения;
третья цифра – очно-заочная (вечерняя)
| 3.3. Структура и содержание дисциплины
Содержание лекционного курса
Лекционные занятия проводятся по ключевым темам дисциплины и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем государственной и муниципальной службы. Лекционные занятия проводятся как в класической форме монолога так и с использованием интерактивных форм (i):
Наименование тем, их содержание
Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|