Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополистическая конкуренция.





Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.

Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.



Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.

Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.

Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные(автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).



Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, монополией контроля над редкими источниками сырья (нефтяной картель ОПЕК), запредельно высокие расходы на рекламу.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Четвертой особенностью олигополии является то, что цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства.

Поведение олигополистов. Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.



Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. Ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

В реальной действительности могут одновременно встречаться все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое свое действие.

Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.

Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

Монопсония.Это такая ситуация, когда на рынке один покупатель, например, государство выступает как крупнейший покупатель продукции сельскохозяйственного производства.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите критерии рынка совершенной конкуренции.

2. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3. Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?

4. Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?

5. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?

6. Проанализируйте плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции.

7. Опишите особенности олигополистического рынка. Каковы основные барьеры на пути проникновения на данный рынок?

8. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

9. Опишите возможности, которые предоставляют обществу фирмы типа монополий и олигополии, а также их угрозы.

 

Лекция 1.

На рынках факторов производства действуют те же законы спроса и предложения, тот же механизм рыночного ценообразования. Однако их действия имеют свои особенности.

Родоначальником теории факторов производства является французский экономист Ж.Б. Сэй (1767-1832). Он определяя сущность предпринимателя, считает главной его отличительной особенностью способность комбинировать факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Ж.Б. Сей считал, что в создании стоимости товара в равной мере учувствуют три фактора производства: труд, земля, капитал, которые в свою очередь соответственно выступают источниками доходов: заработной платы, ренты и капитала.

Поэтому можно говорить о существовании факторных доходов – заработной платы со стороны услуг рабочей силы, ренты – со стороны владельцев земли, процента и прибыли – со стороны владельцев капитала.

 

 

Важнейшим фактором производства является земля. Земля - производственный фактор, который не производится, а имеется в наличии как природный объект, причем в ограниченном количестве. Вместе земля и капитал образуют вещественное богатство страны.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынокземли обладает целым рядом специфических особенностей.

Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.

Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.

В любом обществе и в любой стране производственная деятельность человека связана с землей. Важной особенностью земли как фактора производства является ее ограниченность (плодородных земель, полезных ископаемых и т.д.). Другая особенность связана с частной собственностью на землю и приложением к ней капитала.

Термин "земля" охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В свою очередь цена земли будет зависеть только от колебаний спроса и ренты.

Для понимания природы ренты необходимо рассмотреть такие понятия как землевладение и землепользование.

Землевладение - есть признание права физического или юридического лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях, чаще всего под землевладением подразумевается собственность на землю. Землепользование - это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником. В обычном понимании - это арендатор. В реальной хозяйственной жизни субъектов землевладения и землепользования нередко олицетворяют разные лица.

Рента - это регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Экономисты используют термин "Рента" в более узком значении: экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых строго ограничено. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов - их фиксированное количество - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.

Рентные отношения – это отношения, которые возникают между землевладецами и землепользователями по поводу дохода, получаемого с земли.

Рентные отношения исследовались крупнейшими экономистами (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Маршалл и др.) и, несмотря на различие подходов и взглядов, все они подчеркивали неоднородность качества различных земельных участков.

Земельная рента представляет собой плату за пользование землей. Следует отличать понятия земельной ренты и арендной платы. Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она учитывает, кроме того, процент на капитал, вложенный в имущество землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные постройки, ирригационные сооружения, средства связи и т.д.

Величина арендной платы - это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора.

Величина арендной платы = рента + процент на капитал, вложенный в землю + амортизация этого капитала.

Землевладелец (частный собственник, кооператив или государство) обладает монополией собственности на землю и передает свое право использования невоспроизводимого фактора производства предпринимателю, который на условиях арендного договора временно становится обладателем монополии хозяйствования на земле. С монополией на землю как на объект хозяйствования и связан механизм превращения части дохода в дифференциальную ренту. Различные земельные участки значительно отличаются по производительности. При равных затратах труда и капитала выход продукции с единицы земельной площади будет неодинаков. Разница в продуктивности земель происходит главным образом из-за различий в плодородности почвы и таких климатических факторов, как осадки и температура.

Ограниченность, неэластичность предложения земли является важнейшей причиной появления дифференциальной ренты.

Дифференциальной рентой называется разность между ценой общественного производства, определяемой издержками производства на худших землях и индивидуальной ценой производства, полученных на лучших и средних землях.

Различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II.

Дифференциальная рента I - это доход, полученный собственником в результате использования более лучших земель по плодородию и местоположению.

Дифференциальная рента по плодородию

Различные участки земли значительно отличаются друг от друга по производительности. Эта разница, прежде всего, обусловлена различиями в плодородии почвы, климатическими факторами, такими как осадки и температура. Именно этими факторами объясняется, почему почва в одних районах пригодна для сельскохозяйственного производства, а в других менее пригодна или непригодна совсем. Различия в производительности отражаются и на спросе на землю.

Дифференциальная рента по месторасположению

Наиболее удобное месторасположение земельного участка по отношению к рынкам сбыта, рынкам факторов производства дает основание арендодателям устанавливать большую величину арендной платы. Чем выгоднее месторасположение земли, тем больше спрос на такие участки.

Земельные собственники прекрасно осведомлены о качестве принадлежащих им земель. Поэтому в арендном договоре сразу же предусматривается соответствующая арендная плата.

Дифференциальная рентой II – это доход, возникающий в результате дополнительно вложенных в землю инвестиций. Внедрение в сельское хозяйство современных технологий и оборудования обеспечивает рост производительности труда и снижение издержек производства. В результате у предпринимателя реализуется возможность получения больших доходов.

Например, в течение установленного срока аренды землепользователь стремится повысить экономическое плодородие земли: применяет новые технологии, вносит удобрения, проводит мелиорацию и другие агротехнические мероприятия. Такие меры (интенсификация производства) увеличивают выход продукции с единицы площади и повышают эффективность дополнительных капитальных затрат. Продавая продукцию по рыночной цене, фермер также получает сверхприбыль, вытекающую из более высокой производительности добавочных вложений капитала в землю. Эта сверхприбыль до окончания срока аренды присваивается арендатором и служит для него стимулом для нововведений.

Таким образом, дифференциальная рента бывает двух видов:

1. Рента доход от использования лучших земель

2. Рента, полученная от дополнительных вложений в землю.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.