Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы развития систем управления

ГЛАВА 10 Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Значение стратегического управления инновациями

 

Особенности инновационного менеджмента определяются спецификой стратегических управленческих решений, для которых характерно следующее:

· направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, на будущее, а не на задачи;

· множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

· направлены в будущее и являются неопределенными по своей природе;

· требуют специфических знаний – результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты и своевременности его принятия, для них нет жестких временных рамок;

· субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

· необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Разработка и принятие указанных выше специфических управленческих решений предполагает использование инструментов стратегического менеджмента. Применение последних в управлении инновационной деятельностью, обусловлено следующими изменениями во внутренней и внешней среде:

· появление новых товаров, услуг, технологий;

· появление новых запросов у потребителей и поставщиков;

· появление новых конкурентов;

· изменение положения потребителей;

· появление новых возможностей развития (создание благоприятных условий по причине сложившейся инфраструктуры на рынке);

· дефицит ресурсов (в связи с увеличением спроса на товары и услуги уменьшается доступ к ограниченным по объемам ресурсам для их производства, а также при условиях насыщения рынка товарами возрастает борьба за клиента);

· изменение политики государств, законодательства;

· изменение технологий менеджмента фирмы (внедрение новых форм и методов управления фирмой);

· осуществление интеграционных процессов (возникновение промышленных групп, объединяющие технологически связанные предприятия, активный процесс образования финансово-промышленных групп);

· осуществление процесса глобализации бизнеса (крупные компании рассматривают мир как единое целое, где стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления; конкурировать таким крупным компаниям можно, только действуя соответствующими инструментами и методами стратегического менеджмента).

В связи с тем, что и сами инструменты и методы стратегического менеджмента претерпевают изменения, вызванные изменениями внутренней и внешней среды фирмы, для эффективного управления инновационной деятельностью в долгосрочной перспективе необходимо обладать современными инструментами и методами стратегического менеджмента, что придает последнему еще большее значение.

Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры.

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является выбор стратегии, основанный на сопоставлении ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиска и реализации крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Стратегическое управление инновациями предполагает внедрение новых технологий и видов продукции и ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, ввод инноваций в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду).

Стратегическое управление инновациями затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты стратегического развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента.

Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития и включает:

· нормативный менеджмент — разработка философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише рынка; формулирование общих стратегических намерений;

· стратегический менеджмент — выработка набора стратегий, их реализация во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом;

· оперативный менеджмент — разработка и реализация оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.

 

 

Виды стратегического управления инновациями

 

Выделяют четыре этапа в развитии систем управления (табл. 10.2.1.): бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

 

Таблица 10.2.1.

Этапы развития систем управления

 

Параметр Виды систем управления
Бюджетирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегический менеджмент
Период С 1900 г. С 1950 г. С 1970 г. С 1990 г.
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются Новые явления/тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Циклический Циклический Реальное время
Основа управления Контроль отклонений, комплексное управление Предвидение роста, основ и возможностей Изменение стратегических факторов Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность Предвидение Исследование Творчество

 

1. Бюджетирование (управление на основе контроля за исполнением бюджетов). В период с 1900 г. по 1940 г. – эпоху формирования гигантских корпораций специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, введением форм финансовой отчетности и т.д., ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям доходов.

Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация рассматривается как закрытая система. При использовании бюджетно-финансовых методов главной задачей является – текущая прибыль и структура затрат.

2. Долгосрочное планирование (управление на основе экстраполяции). Период с 1950 г. по 1970 г. характеризуется высокими темпами роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.

Особенностью методов долгосрочного планирования является составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед на основании экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. При использовании методов долгосрочного планирования главной задачей является – выявление финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы.

3. Стратегическое планирование (управление на основе предвидения изменений). Период с 1970 г. по 1990 г. характеризуется нарастанием кризисных явлений и усилением международной конкуренции.

Особенность методов стратегического планирования является отсутствие предположения о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. При использовании методов стратегического планирования главной задачей является – анализ внутренних возможностей и внешних конкурентных сил, поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации, т.е. улучшение реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.

Основой управления стало предвидение изменений путем проведения тщательных исследований внешней среды организации.

4. Стратегический менеджмент(управление на основе гибких экстренных решений). Период с 1990 г. по настоящее время характеризуется увеличением неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях в ней.

Особенностью методов стратегического менеджмента является разработка управленческих решений, обеспечивающих долговременное развитие организации, и принятие конкретных действий, обеспечивающих реагирование организации в режиме реального времени на изменение внешних факторов, способных повлечь за собой необходимость пересмотра целей и корректировки общего направления развития компании. При использовании методов стратегического менеджмента главной задачей является – прогнозирование изменений внешней среды по слабым сигналам.

Основой управления стала выработка упреждающих управленческих решений, воздействующих на политические, экономические, законодательные и иные события во внешней среде на макро- и микроуровне.

Отличительная характеристика стратегического управления от оперативного (табл. 10.2.2.).

 

Таблица 10.2.2.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.