Сделай Сам Свою Работу на 5

Ономастика и просопография.

Ономастика – (греч. «онум» - имя) наука о личных именах. Историку в любой сфере приходится сталкиваться с личными именами. Ономастика занимается происхождением личных имён и закономерностью их бытования. Личное имя – это определённый знак, по которому можно определить и социальную принадлежность его владельца, и его вероисповедание. В очень редких случаях, этническую принадлежность.

В каждом обществе и в каждой культуре (можно даже сказать, цивилизации) имена давались по определённой системе. Например в Древней Греции признаком свободного человека было имя с патромиником, то есть с отчеством; причём чётко выделяется группа аристократических имён, которые бытовали среди знати. Это как правило были имена, связанные, например, с корнем –икфос-: Филипп, Эполит. У вольноотпущенников было только одно имя без патроминика. Потом часто изобретали им имена, связанные либо с этническим происхождением (Скиф, Перс), либо с родом их занятий (Лапата).

Довольно строгая система имён была у древних римлян, и здесь по имени сразу можно определить социальный статус человека. Нормальное провинцианское имя из 2-3 частей: первое – приномен – личное имя человека. Личных мужских имён у римлян было всего 18 (Марк, Тиберий, Квинт). Второе – номен – родовое имя (провинцианских родов было около 300: Тулии, Корнелии, Юлии). Третье – огман – название ответвления рода (Цезарь). У плебеев было только два имени: номен и прономен (Гней Помпей). Женских имён у римлян не было – дочерей обычно называли по роду отца (например, Юлия), а дальше их различали по порядковому номеру (Юлия Прим, Юлия Сикунда, Юлия Перцие и т.д.). У вольноотпущенников, бывших рабов, были имена, которые им давались их владельцами: Перон (что значит «служитель), раб Марка Юлия Цицерона, унаследовал личное и родовое имя своего хозяина, а его личное имя превратилось в прозвище (Марк Юлий Перон; но это не означало, что он становился патрицием). Ещё в Древнем Риме было очень распространено усыновление, что тоже приводило к изменению имени (когда Гай Юлий Цезарь усыновил своего дальнего родственника, именем Гай Актавий Урин, родовое имя ушло в прозвище; получился Гай Юлий Цезарь Актавиан). Если ребёнок мужского пола рождался после смерти отца, он получал имя с корнем. Механика здесь достаточно простая, и нарушилась она уже только в Поздней Римской империи, когда римляне стали нанизывать себе кучу всяких имён. Это пример того, что имя является социальным знаком и показывает социальную принадлежность человека.

Имя как знак религиозный принадлежности человека, наиболее интересный пример дадут мусульманские имена. У мусульман достаточно сложная система наименований человека, потому что обычно оно включает перечисление его родственников до 5-го колена, плюс указание на происхождение человека (географическое) и теоформа, то есть носит имя Бога (например, Ар’ан Рахман переводится как «раб Великого»). Ибн – сын, Агу – отец (Абу Аллете – отец Али). Указывается укбад – место, откуда происходил человек(Алхоризмит, значит происходил из Хорезмы). Хорошо отражают принадлежность к иудейству еврейские имена, хотя не факт, что человек, носящий еврейское имя Мария или Иоанн относится к иудаизму.

Русские имена. В источниках зафиксировано достаточно большое количество имён, которые носили славяне во времена язычества, некоторые из них попали в святцы (причём не только восточных славян, но и западных, например Вячеслав, Вацлер): Святослав, Владимир, Вадим и др. Некоторые попали в святцы после канонизации. С христианством на Русь пришли имена греческого, латинского и еврейского происхождения, хотя некоторые из этих имён дублируют и известные языческие имена славян. Например, имя Светлана (оно есть в святцах), по-гречески оно будет Фотиния (корень «свет» по-гречески «фос»), по-арабски будет Фатима (кстати, имя любимой жены пророка Мухаммеда, которая дала начало целой династии фатимидов). В итоге в христианстве имена разного происхождения стали интернациональными, такие имена как Александр, Иоанн, он же Иоганн, он же Ёхан, он же Джон, он же Ван.

После принятия христианства в России существовало несколько систем имянареченья. Человек получал имя по дню Крещения, хотя бывало, когда день Крещения отстоял от дня рождения достаточно далеко. Например Пётр I считал своим персональным святым Иссакия Далматинского, в день памяти которого он родился, но Крещён он был на праздник Апостолов Петра и Павла. То есть мог быть выбор, что человека называют одним именем в день рождения, по имени святого, чья память на этот день приходится, вторым именем – в день Крещения. Одно имя не было употребительным, оно было, так называемым, молитвенным именем (на всякий случай). Ещё были, так называемые, русские имена, которые давались в семье при рождении, самое популярное Первак, Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятак и т.д.

Имя как социальный показатель. Имена служилого сословия отличались от имён представителей того же крестьянства. То есть, есть имена, относящиеся к простонародным, например Певроний (Ковроний). Были случаи, когда в крестьянской семье всех детей называли одним именем, а различали прозвищами. Прозвище было очень распространено не только в крестьянской среде, но и среди служилой знати, причём от прозвищ чаще всего происходили названия ответвлений боярских и дворянских родов. Например у боярина Игнатьева были сыновья, которые носили прозвище Плещей, и от них происходит ответвление рода Плещевьих-Кобылиных.

Отчество – важный элемент русского имени, которое тоже служит очень хорошим показателем социального статуса человека. У крестьян, как показывают источники, имена даны в уменьшительной форме: Петрушка, Гришка, Анисемко и т.д., а отчество даётся даже без указания, что он сын: Анисемко Петров. У бояр, как правило, отчество было с -вич-ом, то есть, например, боярина из рода Морозовых был не Ивашка Андреев, а Иван Андреевич. Хотя в челобитной к царю он именовал себя уничижительно: «Государю царю и великому князю Иваша Андреев, сын Морозов, челом бьёт» - обычная формулировка в челобитной. Это происходит из понятия, что царь является главой большёй семьи, то есть государства, а все остальные являются ему сыновьями и обязаны были так обращаться. То есть, отчество на «-вичь» говорило о том, что человек довольно знатен. Дворяне именовались: Иоанн Петров сын, от сюда и фамилии. Боярские фамилии возникали иногда из шуточных прозвищ, например, род бояр Сукиных получил начало от шутки Ивана Грозного по поводу многодетности боярыни из этого рода.

Фамилии появляются достаточно поздно, примерно в XVI – XVII вв., причём фамилии происходят из дедечества, то есть от имени деда. Например, Романовы. Самая первая жена Ивана Грозного именовалась Анастасия Романова Захарьина-Юрьева, это значит, что её отца звали Романом, дедушку звали Захарием, прадедушку звали Юрием, а далее потомки Романа Захарьия-Юрьева именовались Романовы. Кстати, Пётр I тоже пользовался своим дедечеством, когда он поехал в великое посольство, то поехал он не как царь Пётр Алексеевич, а как Пётр Михайлович сын (потому что его дедушкой был Михаил Фёдорович). Священнослужители получают фамилии достаточно поздно, в основном это XVIII – XIX вв., и фамилия у них получается довольно своеобразные. Это могут быть фамилии от названия прихода (Ключевский, Преображенский), могут быть фамилии, данные в семинарии, данные из всякого рода христианской символики (Лилеев, Голубинский, Благосветлов, Богосветов, греч. Деатроктов, лат. Сперанский). Когда человек принимал монашество и менял духовное имя, он обычно принимал имя того святого, на день памяти которого совершался постриг, но существовало правило, что имя святого должно начинаться с той же буквы, что и мирское имя монаха. Исключением был Сергий Радонежский.

В советское время в первые десятилетия после революции изображается новая система имён. Во-первых, имена перестают быть привязаны к церковному календарю и скорее зависят от воли родителей. Появляются довольно странные имена, создававшиеся для того, чтобы прервать церковную традицию и возвеличить революцию: Роза, Клара, Полиграф, Мерло, Тракторина, Электрофикация, Космос и др. Причём многие события давали моду на имя. После полёта Ю. Гагарина появилось много Юриев; в 1985 состоялся молодёжный фестиваль, символом которого была кукла Катя, тогда после этого в стране появляется много Екатерин; а вот имени «Никита» в Советском Союзе очень не повезло. В 1992 году некоторые родители стали называть своих сыновей Ваучерами. В советское время также был закон, разрешающий человеку менять свою фамилию, имя, отчество на такую, какую захочет.

Словари имён: Оксфорд «Греческие имена»; Тупиков «Словарь древнерусских личных имён» (нехристианские); «Словарь жителей РФ».

Просопография.

Просопография – (греч. «просопа» - лицо, личность; «графо» - пишу). Она тесно связана с ономастикой, но отличие в том, что просопография не занимается изучением происхождения личных имён, она описывает конкретных личностей, то есть всё, что об этих личностях известно: когда родился, женился, какие должности занимал, когда умер. Это материал справочного характера о конкретной личности: чем она знаменита и какой деятельностью занималась. Это бывает очень полезные материалы, например, при изучении истории Европы, истории конкретного рода, просопография, также как и ономастика, тесно связаны с генеалогией, для того, чтобы решить, что вообще известно о данном человеке.

По античной истории просопография развита очень сильно. Здесь есть, например, просопографические словари по Древней Македонии. И самыми монументальным словарь Пьерео Марка, в котором сообщается о всех периодах, которые известны по источникам, и собственно что из этих источников известно. Для русской истории ничего подобного не существует. Есть ряд словарей, но единую картину по ним не составишь. Например «Словарь русских иконописцев XI – XVIII вв.» – очень хороший, но совершено не удобный. Есть хороший словарь, составленный в середине XIX в. Ивановым по боярским фамилиям, упомянутых в дворцовых разрядах (XVI – XVII вв.). Также в XIX в. был составлен словарь воевод, но он уже устарел. Очень полезный, но трудный в обращении, указатель П.М. Строева «Иерархия российской Церкви и настоятелей русских монастырей» (он незакончен и не имеет ссылки на источники, нуждается в переработке). Есть «Словарь певчих патриаршего двора» XVII в. Есть «Словарь мастеров Оружейной палаты». Но генерального просопографического словаря по русской истории не существует.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.