Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы рефератов по культурологии





О.Л. Лейбович

Лекций по культурологии

 

 

Учебное пособие

для студентов заочного отделения

 

Пермь


ББК 60.55

Л 42

 

Рецензенты: д.ф.н., проф. В.А.Кайдалов

к.ф.н., доц. А.Д.Боронников

 

Лейбович О.Л.

10 лекций по культурологии. Учебное пособие для студентов заочного отделения. - Пермь: ЗУУНЦ, 2002. – 70 с.

 

 

Пособие для студентов заочного отделения гуманитарного факультета ПГТУ содержит учебные материалы, соответствующие базовой программе курса Культурологии.

 

Лейбович О.Л.


Оглавление.

 

Лекция I. Культурология в системе гуманитарного знания.........................................................  
Лекция II Теоретические концепции культуры.....................................................  
Лекция III Культура как социальная подсистема общества......................................................  
Лекция IV Динамика культуры......................................
Лекция V Архаичная культура.....................................
Лекция VI Традиционная культура.................................
Лекция VII Модернизация как культурный процесс........................................................  
Лекция VIII Культура индустриального общества...............
Лекция IX   Субкультуры в культуре индустриального общества......................................................  
Лекция Х Морфология культуры индустриального общества.....................................................  

 



 


 

Настоящее пособие предназначено для студентов заочного отделения, начинающих изучать гуманитарные науки в техническом университете с курса Культурологии. Можно предположить, что студенты, избравшие своей профессией разные виды экономической деятельности, до сего времени не были знакомы с литературой по теории культуры. Исходя из этого, автор поставил перед собой весьма ограниченную цель: ввести студентов в мир культурологии. А это значит познакомить их с языком и логикой науки, определить основную проблематику, представить эскизные портреты ее создателей, обсудить спорные вопросы и показать практическую значимость. Культурология - относительно новая отрасль гуманитарного знания. У нее открытые границы и весьма неопределенный понятийный аппарат. В такой ситуации кажется небесполезной попытка составить пособие, в котором содержалось бы некоторая модель изучения культуры.



По форме учебное пособие представляет собой расширенный и исправленный конспект лекций, читаемых автором на разных специальностях технического университета. Каждой теме соответствует одна лекция. Основные категории курса перечислены перед той лекцией, в которой они раскрываются. После лекции приведен краткий список дополнительной литературы, а также названы темы для самостоятельных размышлений.

Лекции снабжены справочным аппаратом. В рамках, набранных в левом поле, раскрываются научные термины и просто малознакомые слова. В рамках, набранных в правом поле, приводятся биографические сведения о людях гуманитарной науки, упомянутых в тексте.

Замысел книги определил и стиль изложения: тезисный, сжатый, сухой. В пособии нет ни примеров, ни исторических фактов.

Эта книга предназначена для медленного чтения с карандашом в руках. Автор благодарен Е.И.Холкиной, И.М.Гитман, М.А.Ситниковой за помощь при создании этой книги.

 

 


Лекция I.

Культурология в системе гуманитарного знания.

1.Мир человека и особенности гуманитарного знания.

2.Предмет культурологии: условия выделения, содержание, особенности изучения и образовательные функции.

 

Основные категории: мир человека, культура, социокультурный институт, этические нормы, эстетические каноны, гуманитарное знание, культурология, тезаурус.



 

Дуализм - противоречивая неразделимая двойственность вещи, явления, события.

1. Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы. О двойственности мира догадывались древние, заметившие, что человек не сводим к мускулам, скелету и кровообращению. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.

Концепция - научная теория в определенной отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, гипотезами и методами, объясняющая содержание какой-либо части природного или человеческого мира.

Мир человека складывается из элементов:

· Сам человек как существо историческое;

· Произведения человеческой деятельности;

· Человеческая деятельность как таковая;

· Общественные формы, в которых совершается эта деятельность.

К произведениям человеческой деятельности, иначе называемыми артефактами культуры, относятся вещи, сделанные людьми, от простейших до самых сложных, от сфабрикованных в миллионах экземплярах до шедевров искусства, существующих в единственном экземпляре; продукты мыслительной деятельности, в т.ч. язык, система понятий, идеи, логические конструкции, научные концепции. Особые артефакты - это произведения искусства, представляющие собой неповторимое сочетание предметности и человеческого гения (мысли и художественного дара).

Человеческая деятельность, иначе называемая практикой, есть деятельность творческая. Она содержит в себе: труд, управление, общение, но также и создание произведений искусства.

Общественные формы существуют в виде социокультурных институтов: семьи, общины, государства, предприятия, дружеской компании, - т.е. устойчивых общественных объединений с присущими им нормами и распределением социальных ролей.

Социальная роль - в социологии набор необходимых действий, исполняемых человеком в обществе: в семье, в экономике, политике, образовании.

Человеческое познание начинается с изучения мира природы, с естествознания. Люди исследуют природу, руководствуясь практическими соображениями. Гуманитарное знание, обращенное к миру человека, первоначально не более чем придаток к знанию естественному. Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи механики.

Между тем, мир человека качественно отличается от мира природы - и потому методы естествознания для его понимания дают немного.

Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные реформаторы отступают перед непредсказуемостью и сложностью человеческой натуры. Эта сложность человека преломляется в сложность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост.

Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае и в применении к его истории. Исторический факт, в отличие от факта физического, нельзя воспроизвести заново в другое время и в другом месте.

Исследователь не в состоянии изучать мир человека объективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблемами, разделяет его предрассудки.

Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное знание многомерно. Оно включает в себя разнородные компоненты: науку - знания, подобные естественным: объективные, безличные, открывающие законы, которые устанавливают сущностную связь между группами явлений (Отметим только, что законы гуманитарного знания, указывают на связь условную, на возможность определенных последствий того или иного состояния вещей); искусство, - понимаемое как постижение мира человека художественными средствами в его неповторимой индивидуальности; социальную рефлексию - размышления над миром человека, над его историей, - размышления, в которых научные методы сочетаются с мастерством художника.

Гуманитарные знания, даже выраженное в научной форме, содержат в себе личностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны (субъективный - здесь личностный).

Этические нормы - обязательные для исполнения в обществе правила поведения, опирающиеся на представления о добре и зле, приличия и бесстыдства, благопристойности и разврата.

Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей.

Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

Эстетические каноны - признанные в обществе эталоны (идеальные образцы) прекрасного.

Таким образом, гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.

Монография - жанр научной литературы; как правило, книга, посвященная исследованию одной темы.

Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток личностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей, наконец.

Именно поэтому в гуманитарных науках расхождения во взглядах между учеными – обыденное явление, а совпадения - исключительный случай. Попытки договориться о содержании терминов чаще всего бывают бесплодными.

Все это вместе взятое делает изучение гуманитарных наук занятием повышенной сложности. Особенно это касается новых научных дисциплин, в том числе и культурологии.

2. Появление новой гуманитарной научной дисциплины - всегда ответ сообщества ученых на потребность общества. Последняя возникает тогда, когда какая-нибудь сторона человеческого мира становится проблемной, выходит из-под общественного контроля, порождает новые конфликты, разрастается до непривычных, угрожающих размеров.

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины этому следует искать в новой культурной ситуации.

Рефлексия - здесь: размышление над определенной проблемой.

Для европейских мыслителей XIX столетия культура тождественна искусству, либо просвещению. На уровне личностном культура что-то вроде усвоенных правил поведения и приличия в обществе, отличающих человека воспитанного от грубого и неотесанного мужлана. Здесь нет достойного предмета для рефлексии, разве что повод для проповедей на вечную тему порчи нравов.

Инвариантность - здесь: возможность существования в одном единственном качестве, то же, что и безальтернативность.

В начале XX столетия обстоятельства поменялись коренным образом. Историки выясняют причины, по которым европейская культура встретилась с иной: азиатской, африканской. Для нас важен факт самой встречи, поставившей под сомнение естественностьи инвариантность европейской культуры.

Буржуа - предприниматель. На языке культуры добропорядочный гражданин, живущий пошлыми материальными интересами, поборник порядка и приличия. То же, что и мещанин, но в европейском варианте.

Не менее важен и иной момент, - момент столкновения культуры образованных классов и культуры масс, заявивших о своем праве на исторические действия, а с ним и на собственное толкование действительности, на своеобычный стиль поведения, на свои вкусы, равно удаленные и от просвещения и от благопристойности европейского буржуа.

Коротков Н. (род. в 1926г.) российский культуролог, один из создателей концепции культурной эпохи.

В начале XX столетия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов. (Н.Коротков) XX век принес с собой новое искусство, заклейменное ценителями прежнего как декаданс, что в переводе с французского значит упадок.

Стиль культуры - принятые в обществе способы личного и группового самовыражения в искусстве, в политике, в экономике, в повседневной жизни; эстетическая сторона человеческого поведения.

Одновременно происходит то, что современники окрестили революцией нравов - уход от прежних норм поведения, запрещающих, например, женщине заниматься мужскими (общественными) делами: быть продавцом, учителем... Для ревнителей старины эти новшества оказались совершенно неприемлемыми по нравственным соображениям. Те из них, кто владел пером, оплакивали упадок культуры в пространных текстах. Их немногочисленные противники горячо возражали, что новая культура несет освобождение от старых предрассудков, цивилизует межчеловеческие отношения.., но их голоса тонули в хоре талантливых и многоречивых культур-критиков.

Так или иначе, культура стала предметом социальной рефлексии. Первичной формой этой рефлексии можно считать культуркритику.

Таким образом, кризис старой европейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим к жизни новое гуманитарное знание - культурологию.

Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается:

¨ как сложное образование, вбирающая в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.;

¨ как целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями;

¨ как образование, меняющееся во времени и пространстве;

¨ как образование всеобъемлющее по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами.

Культурология - компонент гуманитарного знания, прежде всего его научной части.

Она обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова
заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.

У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию. Характерной чертой культурологического метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей. И не важно, является ли такое погружение, заранее смоделированным, нарочитым, либо совершенно спонтанным, возникшем в результате взаимного притяжения исследователя и культуры, им изучаемой. Важно, чтобы оно состоялось.

Вместе с тем, культурология как наука производит знание, претендующее на всеобщность и объективность, то есть на то, чтобы исключить из продукта исследования проявление личностных свойств ученого, что противоречит коренному принципу изучения культурологии: вживанию в предмет исследования. Из этого противоречия культурология выйти не в состоянии. Более того, культурология как наука стремится к открытию закономерности развития мира человека, к обнаружению некоторых обезличенных, повторяющихся связей между явлениями - стало быть, индивидуальные черты культуры, штучные творения человеческого гения ей интересны лишь в той мере, в какой они раскрывают общие тенденции и системные характеристики. Такой взгляд на культуру убивает живое чувство, рождающееся из созерцания шедевров живописи и зодчества и сопереживания музыкальным и литературным произведениям.

Культурология не в состоянии выработать эстетические вкусы или внушить нравственное чувство тем, кто ее изучает Ее общественное назначение скромнее. Она помогает понять мир культуры как некоторую сердцевину мира человека.

Знание культурологии дает шанс на более эффективную адаптацию к современному обществу, повышает результативность в освоении иных предметов. Культурология наполняет новым содержанием тезаурус личности, те знания при помощи которых человек способен


воспринимать новые знания; тот язык, при помощи которого человек описывает действительность, иначе говоря тот культурный фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру.

Существуют разные стратегии преподавания культурологии. Одна из них, наиболее распространенная, пользуется историческим методом: связного, последовательного повествования о развитии мировой художественной культуры. Другая тяготеет к более аналитическим процедурам: к изучению культуры как некого целостного образования в связи с развитием и функционированием общества.

Конечным продуктом этой стратегии является построение теоретической модели культуры, открытой, динамичной, непротиворечивой и всеобщей, достаточной для того, чтобы истолковывать различные культурные ситуации и формы.

Аналитическая стратегия и лежит в основе настоящего курса культурологии.

Темы для размышления.

Подумайте:

n Почему в нашей стране культурология как отдельная отрасль знания складывается в 90 г.г. XX столетия?

n При каких условиях дискуссии на тему культуры могут быть плодотворны? В чем можно измерить эту плодотворность?

n Почему наука исторически начинается с естествознания, а не с гуманитарного знания?

n Что может дать гуманитарное знание экономисту?

n Что могут в свою очередь привнести в гуманитарное знание практики-экономисты?

 

Что можно прочитать:

 

Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.

Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в. -М., 1995.

 


Лекция II

Теоретические концепции культуры

 

1. Проблема современности в гуманитарном знании.

2. Парадигмы высокой культуры.

3. Культура как образ жизни.

4. Культура как репрессия.

 

Основные категории: парадигма, цивилизация, социокультурный институт, сублимация

Кун Т, Kuhn T., р.1922 - американский теоретик науки. Автор книги «Структура научных революций»

 

Ранговая система - в социологии система иерархии, существующая в обществе, либо в какой-то его части.
Иерархия- в социологии термин, характеризующий вертикальное строение группы по объему властных функций и престижу.

1.Культурология как часть гуманитарного знания обладает собственной историей. Для нас важно найти в ней теоретические концепции, сохранившие свою актуальность. Поиск последних возможен в пределах научного сообщества - объединения людей, профессионально работающих в науке с собственной ранговой системой - набором ценностей и принятыми нормами. Научные дискуссии (споры), ведущиеся внутри этого сообщества, своим продуктом имеют создание парадигм(Т.Кун), т.е. правил исследования, обязательных для конкретной научной дисциплины. В них входят методологические основания исследования - общие представления о предмете, его принадлежности к той или иной части мира природы, человека и способы познания, считающиеся необходимыми, обязательными и эффективными. Техника исследования - конкретные процедуры, при помощи которых проверяются аксиомыисследователей, т.е. набор научных положений, не требующих ни проверки, ни доказательств.

Понятийный аппарат, при помощи которого описываются различные стороны предмета, - общий для всех исследователей.

Парадигмы образуют рамки исследования: теоретические и практические.

Для гуманитарного знания характерно соперничество нескольких парадигм в каждый исторический момент. В этих условиях встает проблема современности культурологических парадигм.

Для гуманитарного знания современными являются те парадигмы, которые актуальны для научного сообщества в целом и для отдельных частей, независимо от того, когда они созданы.

Следует отличать парадигмы, принятые в научном сообществе, от идей, бытующих в массовом сознании современников. Как правило, результаты научных исследований поступают в него с большим опозданием и в крайне упрощенном, примитивном виде, закрепляются на долгое время традицией и продолжают свое загробное существование многие годы после того, как они потеряли всякий интерес, кроме исторического, для специалистов.

Теннис Ф., Toennies F. (1855 - 1936), немецкий социолог, противопоставивший общинную жизнь, насыщенную чувствами приязни, братства, солидарности - общественной жизни: сухой, рациональной.

Массовое сознание - кладбище отживших научных парадигм. Здесь мы их касаться не будем.

Темой лекции являются культурологические парадигмы, принятые в современном научном сообществе. Естественно, не все. Культурология- отрасль знания относительно гуманитарных наук достаточно молодая - и потому процесс первичных дискуссий, в которых вычленяется предмет науки и согласуется терминология, еще не завершен.

Шелер М., Scheler M. (1874-1928) - немецкий философ, основоположник антропологии, исследователь социологии культуры.

Так, ключевым термином науки можно считать слово «культура», однозначного определения которого нет в современном гуманитарном знании. Счет значений этого слова идет на сотни. В этих условиях дробность и множественность парадигм культурологии становится очевидным.

В лекции пойдет речь о некоторых парадигмах, которые можно посчитать наиболее влиятельными.

 

2. Парадигма высокой культурысложилась в германской философской традиции на рубеже ХIХ-ХХ вв. Среди ее создателей Ф.Теннис, М.Шелер, О.Шпенглер. В упрощенном и выпрямленном изложении эта парадигма выглядит следующим образом:

Шпенглер О., Spengler O. (1880 - 1936) - немецкий философ, культур критик, автор знаменитой книги «Закат Европы».

Человек - существо, наделенное душой и потому стремящееся к идеалам добра и красоты, но одновременно это существо, отягощенное зовом плоти, низменными и грубыми потребностями.

Какой человек, таков и создаваемый им мир, который имеет два уровня: высший и низший. Высший может быть назван культурой, низший - цивилизацией.

Утилитарные(здесь) - практические, полезные, материальные

Культура обнимает творения человеческого гения, исполненные красоты, веры, гармонии.

Цивилизация - есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданные и используемые для утилитарных целей .

Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а с ней ведет к краху и самого человека.

Элементы цивилизации могут внешне походить на культурные творения. Так, детектив может заимствовать художественные приемы из высокой прозы. Тексты модных песенок часто обращаются к темам классической поэзии.

Сходство это, однако, обманчиво. Продукты цивилизации лишь имитируют творения высокой культуры, опошляя их в угоду низменным вкусам толпы.

Эталон (здесь) - идеальный образец.

Творения культуры, напротив, соответствуют божьему замыслу, а вместе с ним национальному духу и вечным эталонам красоты и добродетели. Если искусство, то классическое; если правила жизни, то благородные; если чувства, то религиозные, либо, в светском варианте, патриотические.

Светские (здесь) - нерелигиозные, относящиеся к жизни мирской: политической, экономической, семейной.

Цивилизация доступна всем. Культура - избранным, аристократии духа. Выход культуры из аристократического круга опошляет культуру. Так, русский философ Иван Ильин, порицал массовый выпуск радио и граммофонных аппаратов, поскольку они делают доступными для каждой горничной бессмертные творения музыкальных гениев.

Данилевский Н.Я. (1822-1885) - русский мыслитель. Автор знаменитой книги «Россия и Европа», в которой выдвинул идею множественности цивилизаций, уподобленным им многолетним одноплодным растениям: долго созревают, быстро цветут и плодоносят, после чего истощаются и умирают. По роду занятий Н. Данилевский был военным в генеральском чине.

Парадигма высокой культуры по новому толкует термин цивилизация. Исторически он означал нечто иное, нежели скопище вещей, созданных на потребу людей, не способных к созиданию и восприятию культуры. В иных парадигмах термин «цивилизация» описывает конкретные состояния культуры, сложившиеся в определенное историческое время и место: например, римская цивилизация, цивилизация Древнего Китая; либо под термином цивилизация понимаются наиболее развитые, утонченные формы культуры: цивилизованный рынок, например.

Парадигма высокой культуры в настоящее время большей частью принадлежит искусствоведам, рассматривающим художественную культуру человечества как большую галерею, наполненную шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную экскурсию по залам музея, экскурсию, куда могут быть приглашены только посвященные.

 

3. В научном гуманитарном знании более распространена сегодня иная парадигма, толкующая культуру как образ жизни людей, принадлежащих к различным народам и историческим эпохам.

Основные принципы этой парадигмы следующие:

¨ Нет ни единой культуры, ни единой цивилизации. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна (Н.Данилевский)

Маркарян Э. - советский культуролог, вписавший технологическую концепцию культуры в отечественную философскую традицию.

¨ Культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой - приспособление людей к природной среде особыми внебиологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлыми (Э.Маркарян)

¨ Культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи - все они исполняют определенные функции, образуя особые социокультурные институты (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун). Парадигма образа жизни включает в себя концепцию социокультурных институтов. Согласно ей, социокультурный институт образует устойчивый и относительно самостоятельный (автономный) компонент образа жизни людей. У него сложная структура.

Ядро института - созданное людьми или (и) природой средство человеческой деятельности. Им может быть предмет, будь то повозка, ткацкий станок, вечное перо, автомобиль, компьютер; организация, вроде семьи, дружеской компании, студенческой группы; обряд (религиозная церемония, свадьба, экзамен); произведение искусства (живописное полотно, музыкальная пьеса, книга).

Вокруг него складывается система социальных ролей, исполняемых людьми по определенным правилам.

Малиновский. Б - Malinowski B (1884 - 1942) - британский антрополог, этнограф, социолог. Главный предмет исследований М. - институт культуры; Рэдклифф-Браун А. - Radicliffe-Brown A. (1881 - 1955) - британский этнограф, создатель социальной антропологии

Причем, в пределах этих социальных ролей используемые людьми средства, последовательность и порядок действий приобретают символическое значение.

Символ - это знак, понятный для людей, объединенных социокультурным институтом, и только им одним.

Так, порядковый номер «41-ый» у студентов Пермского технического университета вызывает однотипную реакцию на переполненный автобус, следующий маршрутом «Центр - комплекс». Для других людей возможны совсем другие переживания.

Люди, по правилам исполняющие социальные роли, приписывают своим действиям особую ценность, также являющуюся неотъемлемой чертой социокультурных институтов.

Отметим также, что люди участвуют в разных социокультурных институтах, осваивая в них не совпадающие друг с другом нормы и ценности поведения.

Институциональный подход к культуре позволяет выявить в ней устойчивые структурные образования, сочетающие в себе вещественные и иные элементы культуры.

В парадигме образа жизни главное не артефакты культуры, но сам процесс человеческой практики.

В ней нет деления на высшие и низшие культуры, только на разные. Носителем культуры, а точнее культур, являются все люди, строящие свою деятельность на основе созданных ими и их предшественниками социальных технологий.

В этой парадигме цивилизация - исторически сложившаяся у народов форма культуры.

В парадигме образа жизни работают социологи культуры.

 

Репрессия (здесь) - подавление, принуждение, которой общество подвергает человека за его животную природу

4. Понимание культуры как репрессии принадлежит З.Фрейду. Согласно его взглядам: человек - существо двумерное. Под тонкой оболочкой приличий, образования, эстетических идеалов, выработанных историей, волнуется океан бессознательного, полностью принадлежащий к животному миру.

Оно постоянно дает о себе знать в сновидениях, случайных обмолвках, в невротических состояниях.

По своей природе бессознательное антиобщественно. В его основе инстинкт обладания другим человеком, называемый либидо.

Для того, чтобы люди могли вести упорядоченную общественную жизнь, они изобрели культуру.

Фрейд З., Freud Z. (1856-1939) - австрийский психиатр, психолог, философ, создатель психоанализа. Один из наиболее знаменитых мыслителей ХХ века, чье имя стало нарицательным в европейской культуре. Выпускник вуза может не прочесть ни единой строчки Ф., но все знать про «фрейдистские штучки».

Культура- это, прежде всего, система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь орудия и инструменты, нужные для покорения внешней природы и производства материальных благ.

Окультуривание человека предполагает формирование у него новой - внеприродной - психической инстанции - Super Ego, в которую он включает все эти запреты, делая их таким образом своей собственностью. Так складывается нравственность.

Одним из продуктов super ego можно считать сублимацию - перевод инстинктивных желаний и потребностей в иные формы, признанные обществом. Так, человек выражает свою любовную страсть в поэзии или танце. В этом смысле искусство - эрзац (заменитель) удовлетворения, которое человек, не принявший культуру, переживает в более простой форме.

Фромм Э., Fromm E. (1900 - 1980) - западный философ, психолог, антрополог, автор знаменитой книги «Бегство от свободы», в которой он пытался понять, почему люди предпочитают подчинение и насилие, обращаясь к истории европейской культуры.

Чем культура развитей, изощренней, тем сильнее она подавляет человеческие инстинкты, тем более она враждебна природе человека. Последний расплачивается душевными заболеваниями и спонтанной агрессией по отношению к себе и своим близким.

З.Фрейд положил начало парадигме культурологии, включавшей в фокус исследования взаимоотношения «человек - культура». Он акцентировал внимание на фундаментальном противоречии между природными инстинктами человека и социальным миром, в котором тот только и может жить.

Маркузе Г., Marcuze G. (1898 - 1979) - западный философ, социолог, политический писатель. Автор «одномерного человека», - книги, бичующей пороки индустриальной культуры. В 1960-е гг. М. является символом контркультуры, провозвестником и духовным наставником студенческого бунта и сексуальной революции.

Позиция З.Фрейда была скорректирована в трудах его последователей Э.Фромма и Г.Маркузе.

Краткий обзор трех парадигм культурологии нужен для того, чтобы определиться, в какой из них мы будем работать дальше. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Добавим только, что самым большим грехом для исследователя является «склеивание» парадигм, т.е. одновременное использование взаимоисключающих способов и правил исследования.

Заранее должен предупредить, что дальнейший курс лекций будет выдержан в контексте парадигмы образа жизни, что не исключает иного выбора для студентов, взявшихся за исследовательскую работу.

Темы для размышлений

Подумайте:

n как можно охарактеризовать на языке парадигмы высокой культуры сериал «Санта-Барбара»;

n как можно объяснить танец Макарена на языке парадигмы З.Фрейда - Э.Фромма и парадигмы Б.Малиновского;

n в чем достоинства и в чем ограничения парадигмы образа жизни;

n что сближает и что отличает парадигмы М.Шелера и З.Фрейда?

n как можно истолковать религию в разных парадигмах?

n какое истолкование кажется Вам более продуктивным? Аргументируйте свой выбор.

 

Что можно прочитать.

 

Данилевский Н. Россия и Европа. - М., 1991.

Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

 

 

Лекция III

Культура как социальная подсистема общества

 

1. Общество как социальная система: его деятельностная природа, элементы и отдельные сферы.

2. Место культуры в обществе, ее функции.

3. Строение культуры.

 

Основные категории: общество, актеры, социальные роли, социальные подсистемы, культура как подсистема общества, функции культуры, социальные технологии, социальные ценности, социальные нормы, символы, модели культуры, стиль, элементы культуры.

 

Атрибут(здесь) - сущностное, неотъемлемое свойство предмета или явления

1. На первых лекциях речь шла о том, что культура принадлежит миру человека, являясь его обязательным атрибутом. Нам известны основные элементы человеческого мира: артефакты, практика, институты. Здесь же следует добавить, что все они опираются на некоторое основание, иначе говоря, субстанцию. Таким основанием является общество. Исходя из этого, содержание культуры можно понять лишь в соотношении его с обществом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.