Сделай Сам Свою Работу на 5

Участники рыночной деятельности





Основными участниками рыночной деятельности являются:

1) домохозяйства;

2) фирмы;

3) государство.

Домохозяйства (домашнее хозяйство) – это семьи, т.е. экономические единицы, в которые может входить как одно, так и несколько лиц. Основные черты:

- Домохозяйства являются собственниками факторов производства (например, трудовых ресурсов, земельных и капитальных ресурсов);

- Принимают решения самостоятельно;

- Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – это экономическая единица, которая:

- Самостоятельно принимает решения;

- Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, т.к. стремится к получению максимальной прибыли.

Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности для достижения общественной цели (таких как оборона, экология, социальная помощь, образование и т.д.).

Таким образом участники рыночной деятельности стремятся достичь наилучших для себя результатов.

Домашнее хозяйство стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности.



Фирмы – получить максимальную прибыль.

Государство – достигнуть максимального благосостояния общества.

Взаимодействие рынков и участников рыночной деятельности можно представить на примере модели кругооборота деловой активности.

 

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде.

1. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры.

2. В 1914 г. был принят закон Клейтона. Он объявил вне закона «ценовые» соглашения, приобретение акций конкурирующих корпораций.



3. В 1950 г. был принят акт Целлера-Кефовера, который дополнил закон Клейтона о слияниях, запретом на слияние, путем приобретения активов, результатом чего могло явится ослабление конкуренции.

Общее для законодательства всех стран:

1) охрана и поощрение конкуренции;

2) контроль над фирмами, занимающими господствующие положение на рынке;

3) контроль над ценами;

4) защита интересов потребителей;

5) защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

- контроль за ценами;

- контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом так же преследуется демпинговая практика продаж.

Когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой.

В случае как горизонтального слияния (объединения сходных компаний) так и вертикального (объединение последовательно связанных производств).

Закон устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках.

Антимонопольное регулирование в России.

Монополистическая структура экономики России складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличия административно-командной системы управления,

2. Устойчивый и массовый дефицит,



3. Концентрация и специализация производства.

4. Центральное место в России занимает создание возможностей для демонополизации.

Проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г.

Его цель – определение, организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее» положение если ее доля на рынке превышает 35% - величину.

ГКАП – государственный комитет по антимонопольной политике в декабре 1991 г. – утвердил Государственный реестр РФ объединений и предприятий – монополистов, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке и контроль за этими монополиями.

 

Задачи и упражнения

Задача № 1

Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200,500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует 2 доллара.

Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении на рынке и почему? Какой труд не будет признан обществом?

 

Задача № 2

Общественно необходимые затраты труда на производство товаров А,В и С относятся как 1:2:3. Цена товара А совпадает со стоимостью и составляет - 2 доллара. Цена товара В равна - 5 доллара, а товара С – 4 доллара.

Определите в каком направлении цены товаров В и С отклоняются от их стоимости, а также укажите наиболее вероятную причину этих отклонений. Какие меры необходимо предпринять для снижения цен на товар В, а какие – для повышения цен на товар С?

 

Задача № 3

Индивидуальная стоимость единицы продукции в первой группе производителей обуви составляет 12 долл., во второй – 15 долл., в третьей -17 долл. Общественная стоимость равна 15 долл. Первая группа получит добавочный доход 3 долл. на каждой паре обуви, а третья, соответственно, потеряет по 2 долл. Оцените сложившуюся ситуацию. Какие действия предпримут производители? К каким изменениям в экономической жизни общества они приведут?

Задача № 4

Индивидуальная стоимость костюма у первой группы производителей составляет 70 долл., у второй – 80 долл., у третьей – 90 долл., у четвертой – 100 долл. При этом первая группа производит 20%, вторая -55%, третья – 15%, четвертая – 10% всех товаров. На рынке все товаропроизводители продают товары по рыночной цене. Оцените экономическое положение производителей каждой группы. Что необходимо предпринять для повышения эффективности производства?

 

Задача № 5

Стоимость основных производственных фондов – 100 тыс. руб., численность работающих – 600 чел., объем произведенной продукции – 1200 тыс. руб. Определите уровень производительности труда, фондоотдачи и фондовооруженности.

 

Задача № 6

Для изготовления однородной продукции разработаны две конструкции автоматических линий. Стоимость первой – 300 тыс. руб. Она заменяет старые станки общей стоимостью 120 тыс. руб. и высвобождает 25 рабочих. Вторая линия стоит 220 тыс. руб., она заменит старую технологию и высвободит 20 рабочих. Срок службы линий одинаков – 20 лет. Какая из линий экономически эффективнее? Насколько большую экономию она обеспечит, если известно, что месячная зарплата каждого рабочего 150 руб.?

 

Задача № 7

Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется: 30 долл. на закупку сырья и материалов, 10 долл. на топливо и энергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 долл. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.

 

Задача № 8

Стоимость производственных зданий – 25 млн. руб., машин и оборудования – 35 млн. руб. Амортизация зданий происходит за 50 лет, машин и оборудования – за 10 лет. Найдите время оборота основного капитала.

 

Задача № 9

Вы – «чистый» монополист. Если Вы установите цену 50 долл., то продадите 2 ед. Последовательно снижая цену на 5 долл. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу продукции, Какой Вы будете получать предельный доход (MR)? Валовой доход (TR)? Составьте таблицу и график валового дохода.

 

 

Задача № 10

Монополия, как известно, означает определенную степень власти на рынке. Английским экономистом А. Лернером введен в научный «показатель монопольной власти»: L =

1. Определите L при Р = 100 долл. и МС = 80 долл.

2. В каких пределах находится величина L: ?<1<?.

3. Каков показатель L в условиях совершенной конкуренции.

 

Задача № 11

Цена свеклы – 6 руб./кг. Издержки фермера в рублях равны 700+0,01Q2, где, Q – объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

Задача № 12

Выручка монополии при цене 10 равна 40, а при цене 15 равна 30. Найдите выручку при цене 2, если функция спроса линейна.

 

Задача № 13

Функция спроса на продукцию монополии Q = 24 – Р. Функция издержек монополии ТС = 10 + 5Q2. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

 

Задача № 14

На рынке два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1,2 и 3, а спрос второго покупателя – соответственно 0,1 и 1 . Средние издержки монополии постоянны и равны 9. Найдите равновесную цену и максимальную прибыль.

 

Задача № 15

Общий доход конкурентной фирмы равен 1313 долл. Общие постоянные издержки составляют 100 долл., общие переменные издержки 930 долл. Определите экономическую прибыль.

 

Задача № 16

Цена за единицу продукции конкурентной фирмы равна 131 долл., средние общие издержки равны 97,78 долл., общий выпуск продукции – 9 единиц. Рассчитайте экономическую прибыль фирмы.

 

 

Задача № 17

Подсчитайте убытки фирмы и определите, будет ли она продолжать производить продукцию, если ее средние общие издержки равны 91,67 долл., цена единицы продукции 81 долл., объем производства 6 единиц, а постоянные издержки фирмы 100 долл.

 

Задача № 18

Проанализируйте таблицу и определите при каких ценах и объеме производства конкурентная фирма будет:

а) максимизировать свою прибыль;

б) минимизировать убытки.

 

Объем выпуска Издержки Средние издержки TR Р=35 долл. TR Р=20 долл.
Q FC VC TC AFC AVC ATC    
           
           
           
           
           

 

Задача № 19

Определите значение общего, среднего и предельного дохода фирмы – монополиста.

 

Цена единицы изделия Объем производства Общий доход Средний доход Предельный доход
     
     
     
     
     

Задача № 20

По данным таблицы определите предельный доход фирмы.

 

Объем выпуска Общий доход, млн. руб. Предельный доход, млн. руб.
 
 
 

Вопросы для самопроверки

1. Укажите основные причины возникновения и развития товарного производства и рынка.

2. В чем сущность рыночных отношений?

3. Назовите основные объекты и субъекты рыночных отношений.

4. Сущность и функции рынка.

5. Рыночная инфраструктура.

6. Структура (классификация) рынков.

7. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

8. Дайте характеристику моделей рынка в зависимости от степени конкурентности.

9. Участники рыночной деятельности.

10. Антимонопольное законодательство.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.