Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика обучения детей ориентировке в пространстве





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050144

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

По МДК 03.04

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

 

отделение очно-заочного обучения

 

 

Преподаватель Е.В.Семёнова

 

 

Самостоятельная работа осуществляется студентами в течение учебного года, по итогам семестра проводится презентация портфолио с результатами самостоятельной работы по МДК 03.04 «Теория и методика математического развития». Задания на семестр и сроки отчёта определяет преподаватель.

 

Структура портфолио

1. Титульный лист

2. Содержание портфолио

3. Результаты самостоятельной работы

 

Оформление титульного листа

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»   ПОРТФОЛИО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МДК 03.04 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»   студентки группы ________ специальность 050144 «Дошкольное образование» отделение очно-заочного обучения _______________________________________ Ф.И.О.   Санкт-Петербург



 


Содержание портфолио

 

1.

2.

3.

…….

 

 

Критерии оценки портфолио

1. Соответствие общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников

2. Полнота и точность материалов

3. Структурированность, логичность изложения

4. Проявления творчества

5. Грамотность, связность изложения

6. Соответствие оформления нормативным требованиям

7. Самостоятельность, осознанность

 

Методика оценивания

Итоговая оценка портфолио выставляется как средний балл оценок всех видов работ. Работы проверяются преподавателем по указанным критериям и оцениваются по 5-ти балльной системе.

Оценка «отлично»: содержание работы подобрано в соответствии с программными задачами и содержанием математического развития детей конкретной возрастной группы. Оно полно и точно отражает технологии, методы, формы и средства организации деятельности детей и педагога. Работа структурирована, изложение логично отражает этапы деятельности. Язык грамотный, связный. В работе явно чувствуется самостоятельность и осознанность подбора и обработки материалов, творческий подход. Оформление соответствует нормативным требованиям.



Оценка «хорошо»: содержание работы подобрано в соответствии с программными задачами и содержанием математического развития детей конкретной возрастной группы. Оно достаточно полно и точно отражает технологии, методы, формы и средства организации деятельности детей и педагога. В работе может быть незначительно нарушена структура изложения Язык грамотный, связный. В работе чувствуется самостоятельность и осознанность подбора и обработки материалов. Не достаточное проявление творчества. Оформление соответствует нормативным требованиям.

Оценка «удовлетворительно»: содержание работы не всегда соответствует программным требованиям, не всегда полно и точно отражает технологии, методы, формы и средства организации деятельности детей и педагога. Нарушена структура, в недостаточной мере отражены этапы деятельности. В большей части язык грамотный. Слабо прослеживается самостоятельность и осознанность подбора и обработки материалов, творческий подход. Оформление в некоторых случаях не соответствует нормативным требованиям.

Оценка «неудовлетворительно»: содержание работы не соответствует требованиям программ воспитания и обучения дошкольников, присутствуют ошибки в представлении технологий, методов, форм и средств организации деятельности. Наблюдается грубое нарушение логики и структуры работы. Язык носит бытовой характер, много ошибок в синтаксисе, грамматике. Полностью отсутствует творческий подход. Оформление не соответствует нормативным требованиям.



Распределение часов по видам заданий

Задания Количество часов
Задание 1. Разработка конспекта организованной образовательной деятельности по теме «Беседы об истории математики»
Задание 2. Изучение темы «Дидактические средства математического развития в дошкольном возрасте».
Задание 3. Разработка системы диагностических заданий по теме «Величина»
Задание 4. Изучение методики ознакомления дошкольников со способами измерения объемов жидких и сыпучих тел, массы предметов
Задание 5. Составление плана-конспекта организованной образовательной деятельности по теме «Как измерить удава»
Задание 6. Ознакомление с разнообразием дидактических игр геометрического содержания для детей дошкольного возраста
Задание 7. Изучение логических игр с блоками Дьенеша, составление плана-конспекта сюжетно-игровой ситуации по освоению детьми операции классификации
Задание 8. Разработка варианта «жизненного материала» для развития логического мышления дошкольников
Задание 9. Изучение методики обучения детей ориентировке в пространстве: «на себе», «на внешних объектах», «от себя», «от других объектов», на листе бумаги
Задание 10. Изучение темы «Формирование временных представлений дошкольников», разработка заданий для развития у детей «чувства времени», изготовление модели временных отношений
Задание 11. Ознакомление с дидактическим материалом «цветные палочки Х.Кюизенера»
Итого

 

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ

Семестр

 

1. Разработка конспекта организованной образовательной деятельности «Беседы об истории математики» (интеграция с продуктивной деятельностью: коллаж, аппликация, рисунок, лепка, конструирование, музицирование, сочинительство и пр.) на основе познавательной детской литературы, иллюстраций, энциклопедий, предметов, презентаций, видео, вопросов, заданий репродуктивного и творческого характера. Примерные темы: «Как люди учились измерять время», «Такие разные и важные часы», «Как люди учились считать», «Откуда цифры появились?», «Чем измерить расстояние до звёзд?», «Математические открытия» и др.

Форма предъявления результата: содержание беседы (конспект ООД); наглядный демонстрационный и раздаточный материал; результаты детской продуктивной деятельности.

 

2. Изучение темы «Дидактические средства математического развития в дошкольном возрасте».

Источники:

· Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

· Фрейлах Н.И. Методика математического развития/Н.И.Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.:ил. – (Профессиональное образование).

Форма предъявления результата: письменные ответы на вопросы.

Вопросы:

1. Что понимают под дидактическими средствами и наглядностью? Чем отличаются эти понятия?

2. Каковы функции дидактических средств?

3. На какие группы делятся дидактические средства?

4. В чём специфика наглядных средств при обучении математике?

5. Какие виды наглядности выделяют?

6. Какие требования предъявляют к подбору, конструированию и использованию дидактических средств?

7. Что понимают под предметно-развивающей средой и какое значение она имеет в развитии ребёнка?

8. Какие компоненты включает в себя предметно-развивающая среда?

9. В чём значение познавательных книг и рабочих тетрадей для математического развития дошкольников?

10. Какова классификация познавательных книг математического содержания и в чём особенности каждой группы?

11. В чём ценность рабочих тетрадей по математическому развитию дошкольников?

12. Какие требования предъявляются к книгам и рабочим тетрадям по математике, адресованным дошкольникам?

13. Какие методические приёмы используются в разных возрастных группах при работе с математической книгой?

 

Семестр

1. Разработать систему диагностических заданий, направленных на выявление уровня освоения программных задач по теме «Величина» для детей старшего дошкольного возраста.

Форма предъявления результата: заполненная таблица.

Диагностические задания для выявления уровня освоения программных задач по теме «Величина» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная задача Задание для детей Материалы Уровни освоения
1.      
2.    
3.    

 

2. Изучить методику ознакомления дошкольников со способами измерения объемов жидких и сыпучих тел, массы предметов.

Форма предъявления результата: конспект.

3. Составить план-конспект ООД по теме «Как измерить удава».

Форма предъявления результата: план-конспект ООД, составленный в соответствии с требованиями.

 
 
Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» ____________________ группа Формирование элементарных математических представлений Тема: ________________________________________________ Задачи: 1. 2. 3. Интеграция образовательных областей (2-5):   · Предварительная работа · Оборудование и материал · Организация детей   Ход ООД I часть – организационная (постановка цели, мотивация предстоящей деятельности) 2 часть – основная (решение поставленных задач), могут быть подчасти 3 часть – заключительная (подведение итогов, закрепление, обобщение)  


4. На основе изучения методической литературы познакомиться с разнообразием дидактических игр геометрического содержания для детей дошкольного возраста.

Форма предъявления результата: описание одной игры (возраст на выбор) с приложением игрового материала.

Название игры

Цель игры

Игровой материал

Правила игры

Ход игры

 

 

Семестр

1. Изучить логические игры с блоками Дьенеша на основе методического пособия «Логика и математика для дошкольников» (авт. Р. Непомнящая, Е. Носова). Составить план-конспект сюжетно-игровой ООД с блоками Дьенеша по освоению детьми операции классификации.

Форма предъявления результата: план-конспект ООД, составленный в соответствии с требованиями.

 

2. Разработать вариант «жизненного материала» для развития логического мышления дошкольников.

Форма предъявления результата: комплект «жизненного материала», разработанный на основе не менее трёх свойств.

 

3. Изучить методику обучения детей ориентировке в пространстве: «на себе», «на внешних объектах», «от себя», «от других объектов», на листе бумаги.

Форма предъявления результата: заполненная таблица.

Методика обучения детей ориентировке в пространстве

Вид ориентировки Возрастная группа Задачи работы Методические приемы Игры и игровые упражнения
"на себе" 2 мл. (различение "право-лево" во всех) · учить различать части собственного тела · учить различать стороны на самом себе 1. беседы с детьми во время умывания, одевания, рассматривание частей тела с побуждением к называнию частей тела 2. вопросы: где ручки? Где коленки? Дотронься до колена. Где ушки? 3. особое внимание уделяют различению правой и левой рек, правой и левой сторон тела, связывают их названия с выполняемыми действиями, при объяснении использовать зеркальный показ, не связывать с предметными ориентирами "Где твои ручки?" (вверху, где голова) "Наденем варежки (носочки)" "В какой руке карандаш?" "Делай, как я говорю" (достань рукой правое ухо) "Какой рукой быстрее?"
"на других объектах" 2 мл. · учить различать части тела на внешних объектах    
"от себя" 2 мл., средняя · учить указывать парные взаимообратные направления    
во всех · учить передвигаться в указанном направлении    
средняя старшая подготовит. · учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе    
во всех     · формировать представление об отношениях "ближе – дальше", "близко – далеко"    
старшая подготовит. · учить самостоятельно создавать указанные ситуации    
"от других объектов" средняя старшая подготовит. · учить определять "точку стояния" (свое местоположение по отношению к другим объектам)    
определение взаимного расположения предметов старшая подготовит. (эмпирический опыт в младшем возрасте) · учить устанавливать пространственные отношения между предметами    
на плоскости листа во всех · учить различать части листа · учить располагать предметы, изображения на листе    

 

4. Изучить тему «Формирование временных представлений дошкольников». Выявить разнообразие и принципы использования моделей при ознакомлении с временными отношениями. Разработать задания для развития у детей «чувства времени»: восприятие времени по песочным часам, оценка временных промежутков без часов, выполнение работы по часам, выполнение работы без часов. Изготовить модели временных отношений (части суток, неделя, времена года).

Литература:

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. // Под ред. А. Столяра. – М., 1988.

Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Форма предъявления результата: перечень заданий для детей для развития «чувства времени»; модели временных отношений (по одной).

Задания для развития «чувства времени» в дошкольном возрасте

Цель Задание
1.  
2.  
3.  
4.  
 

 

5. Ознакомление с дидактическим материалом «цветные палочки Х.Кюизенера»: Носова Е., Непомнящая Р. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996; Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1984.

Форма предъявления результата: комплект плоскостного варианта «цветных цифр», примеры заданий для формирования числовых и количественных представлений дошкольников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.