Сделай Сам Свою Работу на 5

Соответствие характеристик типов управленческих решений и соответствующих главных форм их поддержки





 

 

Характерис­тика решения Тип решения / главная форма поддержки
Текущее Тактическое Стратегическое
Степень структуриро­ванности ре­шаемой про­блемы Структурированная, изученная пробле-ма/Информацион-ная В основном структурированная проблема/Инфор­мационная Неструктурирован­ная, уникальная проблема/Интел­лектуальная
Входная ин­формация Краткосрочные планы, графики, ве­домости, распоря-жения/Информаци-онная Среднесрочные планы, программы, директивы/Инфор­мационная Долгосрочные доку­менты управления, отчетные и спра­вочные материа-лы/Информацион-ная
Особенности обработки информации Решение отдельных информационных и вычислительных за­дач, диспетчериза­ция/И нформацион-ная, вычислительная Оптимизация, моде­лирование, кратко­срочное прогнозиро­вание и планирова-ние/Информационн ая, вычислительная Анализ, сопоставле­ние, экспертиза, долгосрочное про­гнозирование и планирование/Все формы

Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений

Продолжение табл. 6.4

 

Выходная информация Отчеты, донесения, сводки, распоряже-ния/Информацион-ная Среднесрочные планы, приказы, отчеты/Информа­ционная Перспективные планы, целевые программы, дирек-ти вы/Информаци­онная

Системой поддержки принятия решенийназывается АИС, предназначенная для автоматизации всех или большинства функциональных задач, решаемых конкретным должностным лицом [26].



Выделяются четыре категории должностных лиц, деятель­ность которых отличается различной спецификой переработки информации: руководитель, должностное лицо органа управле­ния, оперативный дежурный, оператор. В соответствии с че­тырьмя категориями должностных лиц различают и четыре вида СППР: СППР руководителя (СППР Р), СГШР должностного лица органа управления (СППР О), СППР оперативного дежур­ного (СППР Д) и СППР оператора (СППР Оп).

Рассмотрим специфику деятельности должностных лиц, от­носящихся ккаждой выделенной категории.

К категории «руководитель» относятся должностные лица, на которых возложено управление подчиненными должностны­ми лицами (подразделениями) и принятие решений в процессе руководства. Основная форма деятельности руководителя — де­ловое общение.



Деятельность должностных лиц, относящихся к категории «руководитель», характеризуется следующими особенностями:

при централизации принятия решений резко возрастают объемы информации, уменьшается время на обдумывание и анализ, растут сложности комплексного учета всех факторов;

велика доля текущих задач, не позволяющих сосредоточить­ся на стратегических целях;

в процессе деятельности преобладают приемы, обусловлен­ные привычками, опытом, традициями и другими неформали-зуемыми обстоятельствами;

при принятии решения руководитель не всегда в состоянии описать и даже представить достаточно полную умозрительную


Риск -менеджмент

модель ситуации, а вынужден использовать лишь некоторое представление о ней;

деятельность руководителя в значительной мере зависит от темперамента, от степени знаний причин и следствий, ясности представления взаимосвязей, объема имеющейся информации.

Перечисленные особенности деятельности должностных лиц категории «руководитель» обусловливают крайнюю сложность автоматизации их деятельности, которая содержит большое количество неформальных элементов, прежде всего таких, как оперативное и стратегическое управление, а также принятие ре­шений. Исходя из особенностей деятельности руководителя, можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к СППР Р:

1) наличие широкой информационной базы с возможностью оперативного поиска требуемой информации;



2) наглядность представления информации в форме, адапти­рованной к запросам конкретного должностного лица (текста, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);

3) обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в системе управления и особенно с непосредствен­ными помощниками;

 

4) наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия решений на основе формальных (математических) ме­тодов;

5) простота работы при повышенной надежности техниче­ских и программных средств;

6) обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний (в рамках интеллектуальных СППР).

Необходимо отметить, что требования 1, 2, 3 и 5 являются универсальными и относятся ко всем видам СППР.

В настоящее время требования 1, 2, 3 и 5 могут быть полно­стью удовлетворены с использованием известных информаци­онных технологий. Что касается требований 4 и 6 (наличия про­граммных средств обеспечения решений и накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний), то их удовлетворение составляет основ­ную теоретическую проблему, возникающую при создании СППР Р.

К категории «должностное лицо органа управления» отно­сятся специалисты-менеджеры, занимающиеся аналитической работой по подготовке решений руководителя и их документаль-328


Глава 6. Автоматизация поддержки принятия управленческих решений

ным оформлением. Основу деятельности должностных лиц ор­гана управления составляет оценка различных вариантов реше­ния (проведение оценочных расчетов) и разработка проектов различных документов.

Эффективность функционирования органа управления во многом определяется продуктивностью деятельности специали­стов, особенно в вопросах создания новой информации. Доля творческого труда в их работе достаточно высока. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку доя принятия решения руководителем. Они явля­ются основными исполнителями документов, определяя их ка­чество.

СППР О должна прежде всего создать должностным лицам ус­ловия для плодотворного ведения аналитической работы и сведе­ния к минимуму доли рутинных работ (поиск информации, оформление документов, проведение оперативных расчетов и т.д.).

Особенности деятельности должностных лиц органа управ­ления определяют следующие основные требования к СППР О.

>• обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его ком­петентности;

>-обеспечение возможности ведения оперативных расчетов и моделирования дяя оценки ситуации и подготовки ва­риантов решений;

>обеспечение возможности автоматизированной подготовки проектов документов (текстов, графиков, диаграмм и т.п.).

К основным элементам СППР О следует отнести средства ведения оперативных расчетов и моделирования, поскольку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повы­шение эффективности и качества управления.

К категории «оперативный дежурный» относятся должност­ные лица, выполняющие обязанности по оперативному руково­дству организационной системой во время дежурства на соответ­ствующих местах управления в течение определенного времени.

Основными особенностями деятельности оперативных де­журных являются:

>-относительно узкий круг решаемых задач;

>-жесткая регламентация деятельности в большинстве вари­антов складывающейся обстановки;


Риск-менеджмент

>-жесткий лимит времени на принятие решений и выполне­ние различных операций.

Перечисленные особенности деятельности оперативных де­журных определяют в качестве основных требований к СППР Д обеспечение оперативного предоставления информации, необ­ходимой оперативному дежурному в заранее определенных си­туациях, а также обеспечение оперативного анализа складываю­щейся ситуации. Последнее требование может быть обеспечено с использованием технологии экспертных систем.

К категории «оператор» могут быть отнесены должностные лица, выполняющие техническую работу но заранее определен­ному алгоритму. Основная особенность деятельности операто­ра — отсутствие необходимости принимать сложные решения в процессе своей деятельности. СППР Оп должна обеспечивать возможность работы должностного лица со справочной инфор­мацией и возможность автоматизированной подготовки текстов документов.

Очевидно, что помимо приведенных частных требований к СППР каждого должностного лица к ним предъявляются и об­щие (нормативные) требования. Из них особое значение имеют требования обеспечения соответствия СППР уровню руководства (т.е. уровню руководителя в иерархии управления) и системного подхода к ее созданию. Обязательными для разработчиков СППР остаются и общие принципы создания и использования АИС, по­зволяющие разрабатывать специальное программное обеспече­ние, соответствующее предъявляемым к нему требованиям, пре­жде всего — конкретности предназначения и централизованно-сти разработки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.