Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА3 (5). Дискурс-анализ как общегуманитарный проект

Общие вопросы теории метода в филологии связаны с общенаучными, общими и частными методами. Система методов коррелирует с основными лингвистическими принципами: экспланаторностью – стремлением не только описывать факты языка, но и находить им объяснение; экспансионизмом – пересмотром традиционных проблем с новых позиций, выходом в другие науки – культурологию, социологию, этнологию, психологию и др.; функционализмом – изучением языка в действии. Научная «многоголосица» в определении дискурса (дискурс – использование языка в речи, форма коммуникации, форма социального взаимодействия, речевой акт, текст, разговор и др.) зеркально отражается в программах и результатах дискурс-анализа. В основе всех видов и типов дискурс-анализа лежит рассмотрение текстов (устных и письменных) как социальной практики. Внимание уделяется естественно протекающим разговорам (диалогам повседневной жизни), выявлению скрытых значений текста в единстве с контекстом, видам диалогов, взаимодействию между адресантом и адресатом (говорящим и слушающим), риторической и аргументативной организации общения и др.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов / Т.Ф. Плеханова. – Мн.: Изд-во ТетраСистемс, 2011. – 368 с.

2. Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ: метод, идеология или междисциплинарный проект // Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. – 2015. - № 2 (30). – С. 106-111.

б) дополнительная:

1. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: теория и метод / Л. Филлипс, М.В. Йоргенсен. – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.

2. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 356 с.

3. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований / О.А. Леонтович. – М.: Гнозис, 2011. – 224 с.

 

ТЕМА 6. Дискурсивная личность vs. Языковая личность

Внимание к «человеческому фактору» в языке способствовало включению в понятийный аппарат «расширенной» (основанной на междисциплинарности) лингвистики концепт «языковая личность». Дискурсология и связанный с ней дискурс-анализ расширили представление о языковой личности. Понятие языковая личность оказалось стартовой площадкой для становления новой категоризации концепта – дискурсивной личности, способной к порождению смыслов и текстотворению с ориентацией на конкретного или социального адресата. Дискурсивная личность неизбежно вовлекается в социальную сферу, постоянно расширяющуюся за счёт новых речевых (дискурсивных) практик.



ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Карасик В.И. Языковые проявления личности: монография / В.И. Карасик. – Волгоград: Парадигма, 2014. – 449 с.

б) дополнительная:

1. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.

2. Плотникова С.Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность: к проблеме разграничения понятий / С.Н. Плотникова // Лингвистика дискурса. – Иркутск: ИГЛУ, 2005. – С. 5-16.

3. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: научная монография / Е.Г. Малышева. – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2011. – 324 с. (§ 5.1. «Определение понятия «дискурсивная языковая личность»).

4. Архипов И.К. Язык и языковая личность: учебное пособие / И.К. Архипов. – СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2008. – 264 с.

 

ТЕМА 7. Лингвокультурный типаж: объективация на основе дискурсного подхода

Теория лингвокультурного типажа (ЛКТ) разработана исследователями Волгоградской научной школы (руководитель – В.И. Карасик). Эта теория представляет собой развитие теории языковой личности в рамках лингвокультурологии и синтезирует достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии, культурологи и дискурсологии. ЛКТ – узнаваемые образы представителей определённой культуры. Совокупность таких личностей и составляет основу культуры того или иного общества. Содержанием концепта является типизируемая личность, в структуре которой выделяется образная, понятийная и ценностная составляющие. Понятие ЛКТ пересекается с понятиями «языковая личность», «роль», «стереотип», «амплуа», «персонаж», имидж», «речевой портрет».

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

Лингвокультурные типажи: характеристики, признаки, ценности: коллективная монография. – Волгоград: Парадигма, 2010. – 228 с.

б) дополнительная:

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – С. 226-240.

 

Задание к зачёту. На материале одного самостоятельно подобранного текста (публицистического, художественного, научного, делового) показать возможности текстологичесого анализа и дискурс-анализа.

Вопросы итогового контроля

1. Анализ определений текста. Категории текста.

2. Дискурс как объект междисциплинарного изучения.

3. Дискурс и текст: соотношение понятий.

4. Бытовой и бытийный дискурс как разновидности персонального дискурса.

5. Институциональный дискурс как общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений.

6. Системообразующие признаки текста и дискурса.

7. Дискурс субъекта (адресанта и адресата): системообразующие признаки.

8. Взаимообусловленность целей и способов общения в дискурсе.

9. Текст на политическую тему и политический дискурс: основные признаки.

10. Научный текст и научный дискурс.

11. Педагогический дискурс: основные характеристики.

12. Художественный текст и нарратологический дискурс.

11. Интернет-дискурс (общая характеристика).

13. Дискурсивные практики современного общества (1-2 – по выбору).

14. Виртуальный дискурс: основные признаки.

15. Роль невербальных средств в проявлении специфики дискурса.

16. Концепт «дискурсивная личность» как результат развития дискурсологической парадигмы.

17. Слагаемые дискурс-анализа.

18. Текст и дискурс: функционально-коммуникативный параметр сопоставления.

19. Речевой акт как минимальная коммуникативно-прагматическая единица дискурса.

20. Дискурс как динамически развёртывающийся процесс.

21. Категория интертекстуальности в тексте и в дискурсе.

22. Грамматика текста и дискурса.

23. Коммуникативно-прагматические трактовки понятия «дискурс».

24. Компоненты имплицитного содержания дискурса (коммуникативные импликатуры).

25. Коммуникативные стратегии и тактики, их реализация в дискурсе.

26. Дискурс как вербальная составляющая деятельности социальных институтов.

27. Принципы построения типологии дискурсов.

28. Лингвистика дискурса (собственно лингвистический подход к дискурсу).

29. Дискурс как основа социального взаимодействия.

30. Интертекстуальность как дискурсивно значимая категория.

31. Основные понятия дискурсивного анализа.

32. Способы достижения перлокутивного эффекта в тексте и в дискурсе.

33. Дискурс как прогнозируемое и реализованное речевое воздействие.

34. Дискурс как последовательность топиков.

35. Персональный дискурс: бытовой и бытийный.

36. Дискурс и стиль (от стиля к дискурсу?).

37. Текст как манифестация (продукт) дискурса.

38. Ракурсы дискурс-анализа, содержащиеся в дефинициях дискурса.

39. Ракурсы анализа текста, содержащиеся в его дефинициях.

40. Прагматика дискурса: отношения «адресант – адресат», «текст – адресат».

Дополнительный список литературы

Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие / В.Е. Чернявская. – М.: Флинта, 2014. – 200 с.

Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике / В.Г. Борботько. – М.: Либроком, 2011. – 288 с.

Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил, 2006. – 146 с.

Романов А.А., Белоус Н.А. Введение в дискурсологию: учебное пособие. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010.

Алефиренко Н.Ф., Голованева М.А. Текст и дискурс: учебное пособие для магистрантов. – М.: Флинта, 2014. 416 с.

Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: монография. – М.: АПКиППРО, 2009. – 120 с.

Клушина Н.И. От стиля к дискурсу: новый поворот в лингвистике / Н.И. Клушина // Язык, коммуникация и социальная среда. – Вып. 9. – Воронеж, 2011. – С. 26-33.

Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ: метод, идеология или междисциплинарный проект // Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. – 2015. - № 2 (30). – С. 106-111.

Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты. Коллективная монография. – М.: Флинта; Наука, 2014, все статьи которой посвящены соотношению дискурса, текста и стиля.

 

 

 

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.