Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 2 (4). Институциональные дискурсы: принципы описания

Заочное отделение. «Текст и дискурс»

Планы практических занятий

ТЕМА 1. Текст и дискурс: параметры сопоставительного описания

Теория текста и дискурса представлена во множестве исследований отечественных и зарубежных авторов. Формат дискуссионности характеристик текста и дискурса как автономных сущностей дополнился кругом проблем, связанных с установлением отношений между текстом и дискурсом: от их синонимизации до противопоставления. Полемика организуется в кругу таких позиций: текст – единица дискурса, дискурс – объединение текстов, текст – результат функционирования дискурса.

Сопоставление дефиниций текста и дискурса даёт возможность выявить как общие признаки (и, соответственно, подходы к интерпретации), так и дифференцирующие характеристики. Дискурс – процессуальное действие, речь, «присваиваемая говорящим», социально отмеченная коммуникация, проявляющая природу интерактивности, актуальное использование языка в социокультурном контексте; текст – готовый продукт, результат речепроизводства.

Темы для обсуждения:

1. Выпишите из прочитанной литературы и словарей несколько определений текста, проведите их сопоставительный анализ.

2. Какие дефиниции дискурса вы готовы включить в базу ваших филологических знаний?

3. Какие признаки текста и дискурса должны быть обязательно включены в определения этих феноменов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие / В.Е. Чернявская. – М.: Флинта, 2014. – 200 с.

2. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике / В.Г. Борботько. – М.: Либроком, 2011. – 288 с.

3. Макаров М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.

4. Зяблова Н.Н. Дискурс и его отличие от текста / Н.Н. Зяблова // Молодой учёный. – 2012. - № 4. – С. 223-225.

 

Тема 2. Текст и дискурс: когнитивно-языковой параметр сопоставления

Дискурс – когнитивно-языковое образование. Когнитивная лингвистика исследует проблемы соотношения языка и сознания (языковое сознание), роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта (концептология), связь когнитивных способностей с языком и формы их взаимодействия.

Способ представления информации о мире, о событиях и фактах, об их оценке и восприятии обусловливает выбор языковых знаков и актуализацию их значений. В информационном пространстве дискурса оказываются проявленными ментальные тонкости субъектов действия как носителей разных видов социальных отношений. Дискурсивные действия зависят от фоновых знаний, стереотипов, социального статуса, жизненного опыта и т.д. носителей языка, представляющих определённую культуру. Когнитивная связь между языком, дискурсом и обществом обеспечивает понимание и объяснение социальных проблем на междисциплинарной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, междискурсивность / В.Е. Чернявская. – М.: Либроком, 2009. – 248 с.

2. Клушина Н.И. От стиля к дискурсу: новый поворот в лингвистике / Н.И. Клушина // Язык, коммуникация и социальная среда. – Вып. 9. – Воронеж, 2011. – С. 26-33.

3. Водак Р. Взаимосвязь «дискурс – общество»: когнитивный подход к критическому дискурс-анализу [Электронный ресурс] www.cognitiv.narod.ru

4. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: сборник научных трудов. – Рязань, 2002. – 236 с.

5. Полонский А.В. Дискурс как объективация сознания (введение в проблематику) / А.В. Полонский // Проблемное поле дискурсологии: сборник научных статей. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. – С. 4-13.

Практическая работа

Какие языковые средства проявляют ментальные (психологические) тонкости субъектов речи?

«−Что Вам ковра жалко? − удивилась Ирочка. – Всё равно он дольше нас с вами проживёт. «Нас с вами». Не сказала «вас», а взяла с собой в компанию» (В. Токарева).

«− Мы, наследники Суворова… − Ясно. Идите и больше не грешите. Прощаю Вас, наследник Суворова» (И. Грекова).

« Мы требуем, чтобы по отношению к нам были приняты самые суровые меры. Таки, как мы, нет места среди нас» (З. Паперный).

2. На материале следующего текста обоснуйте и подтвердите примерами такую позицию: текст – это манифестация дискурса.

Амбициозные и бессмысленные

На рынок труда вышло новое поколение, которое трудно мотивировать привычными средствами. Работодатели этим озадачены, но, так или иначе им приходится менять привычные подходы в работе с кадрами.

Они слишком амбициозны! Они постоянно сидят в социальных сетях! С ними трудно найти общий язык: они легко могут вместо объяснительной записки положить на стол шефу комикс! Раньше должностные инструкции на бумажке писали, а сейчас приходится ролики снимать: у них восприятие зрительное, они даже не пытаются прочесть документы! И это далеко не все претензии, которые предъявляют работодатели поколению, вливающемуся в настоящее время в рабочую силу.

Перечень претензий. Они слишком амбициозны! Отчётливо выражено стремление получать удовольствие: от общения, тусовок, работы. К труду они относятся через призму игры, получения новых знаний, впечатлений, эмоций, а не в парадигме «надо/должен». Работа для них не самоцель.

Для них ведущие ценности – это свобода, фан и enjoyment. Работодатели не довольны, потому что такие сотрудники слабо мотивируются привычным инструментарием. Если человеку нужна радость жизни, то, когда мы говорим ему: ты будешь много работать, и будет тебе бонус и продвижение, - он отвечает: слабый кайф. В итоге взрослые считают их отморозками, которым не важны ценности общности: компания проигрывает конкуренцию, а они в это время катаются на горных лыжах! А молодые, наоборот, считают старших идиотами.

У них слабый страх потери работы. На первый план выходит немедленное вознаграждение. Они с ранних лет погружены в мир гаджетов, интернета и социальных сетей. Близкое знакомство с технологиями значительно повышает конкурентоспособность «игреков» относительно взрослых менеджеров и работников и, как следствие, самооценку.

Их привязанности формируются не на работе. У них своя жизнь. Они не предпринимают усилий, чтобы стать частью команды.

Они очень доверяют интернету и сетям, а к самой жизни у них доверие минимальное. Для них характерна частая перемена настроения, а в некоторых случаях и взглядов на жизнь.

Что сними делать? А ничего – полагаться на время. Перед «игреками» надо ставить интересные задачи с конкретными целями, обеспечивать максимальную свободу в выборе задачи и быстро давать обратную связь, поскольку в соцсетях они привыкли к моментальной реакции.

Однако все эти эффектные механизмы не затрагивают серьёзную проблему – неспособность улавливать смыслы. Широта знаний у них есть, а глубины понимания смыслов нет. С ними невозможно об этом говорить: рефлексии нет.

II. Темы последующих практических занятий (в следующем семестре)

Тема 1 (3). Текст и дискурс: функционально-коммуникативный параметр сопоставления

Функционализм – изучение языка в действии, внимание к исполняющим им функциям. Язык рассматривается как важнейшее средство человеческого общения, и его законы и механизмы анализируются во взаимодействии с познающим мир человеком. Лингвистика дискурса не равна лингвистике текста. В лингвистике дискурса внимание концентрируется на семиозисе – процессе порождения значений через понимание текста в соединении с контекстом; лингвистика текста сводит язык к структуре, и внимание сосредоточивается на сети отношений между единицами языка в ограниченном (имманентном) текстовом пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие / В.Е. Чернявская. – М.: Флинта, 2014. – 200 с.

б) дополнительная:

1. Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил, 2006. – 146 с.

2. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учебник / А.И. Горшков. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 368 с.

3. Береговская Э.М. Стилистика в подробностях / Э.М. Береговская. – М.: Либроком, 2009. – 226 с.

 

ТЕМА 2 (4). Институциональные дискурсы: принципы описания

Институциональные дискурсы возникли в русле теории дискурса как властного ресурса (М.Фуко). Институциональные дискурсы устанавливают режимы коммуникации в соответствии с социальными потребностями. Общая модель институционального дискурса строится на формализованных структурах стереотипных практик в рамках определённых общественных институтов. Институциональные дискурсы различаются способами означивания, интерпретациями фактов и событий, системой оценок, характером позиционирования и идентификаций общественных субъектов, структурированием объектов посредством отделения нормы от не-нормы. Список институциональных дискурсов включает такие виды: политический, юридический, научный, деловой, религиозный, медицинский, педагогический, рекламный, массово-информационный (дискурс СМИ), академический, дидактический, управленческий, компьютерный, философский, экологический, комический, виртуальный, бизнес-дискурс, PR-дискурс, этический, гендерный, имиджевый и др.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2004. – 390 с.

2. Кожемякин Е.А. Лингвистические стратегии институциональных дискурсов / Е.А. Кожемякин // Современный дискурс-анализ. – Вып. 3. – 2011. – С. 62-69.

б) дополнительная:

1. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие / В.Е. Чернявская. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 136 с.

2. Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.