Сделай Сам Свою Работу на 5

ЦВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕЧАТНОЙ КРАСКИ





Свойства печатных красок

Свойства печатных красок во многом определяет качество полиграфической продукции и режим процесса печатания, поэтому к краскам предъявляется ряд важных требований:

1) Они должны обладать определенными оптическими свойствами и обеспечивать получение изображений, по возможности близких к оригиналу.

2) Для получения оттисков высокого качества во всем тираже краске должны однородными, не должны расслаивается и содержать крупных частиц пигмента

3) Должны достаточно быстро и прочно закрепляться на поверхности печатного материала

4) Липкость и реологические свойства красок должны обеспечивать нормальное течение технологического процесса печатания.

Рис 1. Свойства печатных красок

 

Все краски, применяемые в полиграфической промышленности, обладают оптическими и печатно-техническими свойствами (см. таблицу 1,2).

ТАБЛИЦА 1. СВОЙСТВА ПЕЧАТНЫХ КРАСОК И ЕДИНИЦЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
СВОЙСТВА ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЕЧАТНЫХ КРАСОК
Цветовые характеристики Цвет – это результат зрительного ощущения, которое зависит от условий освещения, расстояния до рассматриваемого предмета и др. факторов. Видимый свет – смесь излучений с различными длинами волн, причем каждой длине волны соответствует определенный спектральный цвет излучения. Все существующие цвета делятся на ахроматические (бесцветные) – белые, все серые и черные цвета – и хроматические (цветные). Триадные краски должны быть прозрачными, по возможности более полно поглощать одну из трех цветовых зон спектра и отражать две другие зоны. нм 1) Равномерное отражение по спектру λ=390—760 нм: белый, все серые, черные цвета; 2) Желтая краска: поглощение λ=400—500 нм (синяя зона), отражение λ=500—600 нм (зеленая зона) и λ=600—700 нм (красная зона); 3) Пурпурная краска: поглощение лучей зеленой зоны, отражение (пропускание) лучей синей и красной зоны; 4) Голубая краска: поглощение лучей красной зоны, отражение зеленой и синей зоны.
Интенсивность красок Способность краски создавать заданную окраску при малом или большом ее количестве на оттиске. L – 1 мкм, толщина красочного слоя, принятая за норму для красок высокой печати (для красок офсетной печати не более 1,1 мкм); d опт – оптимальная толщина красочного слоя, при котором получается оттиск, соответствующий нормативному, выполненному эталонной краской. % Характеризуется величиной, обратно пропорциональной толщине красочного слоя, при котором достигается заданный цвет.
Прозрачность красок Способность красочного слоя пропускать световые лучи без изменения их направления. Кроющая способность Способность краски закрывать цвет запечатываемой поверхности. балл Оценивают по десятибалльной шкале: наибольшей прозрачностью обладают краски с баллами 9–10.
Светостойкость красок на оттиске Способность краски при длительном действии света не изменять своих цветовых свойств. балл Оценивают по восьмибалльной системе путем сравнения с эталоном «синяя шкала»: наибольшей светостойкостью обладают краски с баллом «восемь».
Стойкость красок к растворителям и реактивам, воде (офсет) Способность краски не изменять своего цвета и не растворяться при действии растворителя или какого-либо конкретного химического реактива. балл Оценивают по пятибалльной системе: наибольшей стойкостью обладают краски с баллом «пять».
ПЕЧАТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРАСОК (Важнейшие характеристики печатных красок, позволяющие объективно судить об их поведении на некоторых этапах технологического процесса печатания)
Вязкость краски Ее внутреннее трение, возникающее под действием механических напряжений. Большая часть печатных красок образует структуру и проявляет структурную, т. е. переменную вязкость. Па•с В зависимости от структуры резкость перепада вязкостей от максимальной до минимальной может быть различной и определяется отношением максимальной вязкости к минимальной. Это отношение характеризует степень структурированности краски, или аномалию вязкости, которая влияет на поведение краски в процессе печатания.
Липкость красок Проявляется как в прилипании (адгезии) печатной краски при контакте с валиками, формой и запечатываемым материалом, так и в сопротивлении разделению красочного слоя между двумя поверхностями. Усилие, которое требуется для разделения красочного слоя, возрастает с повышением вязкости краски и скорости разделения слоя. кДж Для определения липкости используют липкомер, на котором измеряют необходимую для разрыва красочного слоя работу.
Степень перетира красок Пигменты по своей природе полидисперсны, т. е. размеры их частиц не одинаковы. После осаждения из водных растворов и высушивания частицы пигмента слипаются и образуют комочки-агрегаты. В процессе перетира краски происходит разрушение и уменьшение агрегатов, смачивание частиц связующим и равномерное распределение пигмента в связующем. мкм Качество перетира печатной краски оценивается условной характеристикой – степенью перетира, определяемой на приборе «клин». Степень перетира краски должна быть не более 10 мкм.
Плотность красок Плотность краски зависит от плотности пигмента и связующего, следовательно, и от их соотношения в краске. Плотность краски оказывает влияние на ее весовой расход при печатании тиража, а значит и на стоимость. кг/м3 Плотность пигмента в зависимости от его природы колеблется от 1500 до 3000 кг/м3 и выше, плотность же краски может изменяться в широких пределах. Плотность густых красок определяют измерением объема заранее известной навески краски или взвешиванием определенного объема краски.

К печатно-техническим свойствам краски относятся:







· вязкость краски (ее внутреннее трение, возникающее под действием механических напряжений);

· липкость (совокупность адгезионно-когезионных свойств);

· структурно-механические (деформационные) свойства, проявляемые под действием механического напряжения;

· эластичность красочного слоя на оттиске;

· закрепление краски на оттиске, т. е. механизм пленкообразования;

· степень перетира краски (размеры частиц пигмента).

Самыми важными свойствами красок являются:

· динамическая вязкость может рассматриваться как "сопротивление течению" краски. Чем выше вязкость, тем она тяжелее и образует более равномерную пленку. Единицей вязкости является Па • с (паскаль • секунда) или СП (сантипойс) =1мПа • с (миллипаскаль • секунда);

· тиксотропия — это свойство степени перехода пастообразных красок от состояния высокой вязкости (при устойчивых красках) до существенно более низкой (при перемешивании);

· липкость характеризует способность к расслоению красочного слоя, например между двумя красочными валиками. Чем выше липкость, тем больше в печатном узле нарастает тенденция к выщипыванию волокон из листа или полотна бумаги и вырыванию частиц с их поверхности. С другой стороны, более высокая липкость улучшает сцепление краски на запечатываемых участках печатной формы или резиновом полотне (печатное изображение становится более резким);

· длина красочных нитей. Свойство текучести краски, проявляющееся при действии на нее усилий сдвига. Физические силы между частицами пигмента и высокомолекулярными компонентами связующего вещества определяют, является ли краска "короткой" или "длинной". Очень "короткие" краски не ухудшают подачи краски из красочного ящика или раската краски. Они характеризуются небольшим пылением, обеспечивают более четкую печать и меньшее образование красочного тумана в процессе печати.

 

 

Таблица 2
Свойства красок в печатном процессе

Оптические свойства

 

 

Оптические свойства позволяют получать цвет на оттиске. К ним относятся: цветовой тон, светлота (яркость); насыщенность (чистота цвета); интенсивность (создание краской заданного тона при определенном ее количестве на оттиске); прозрачность (способность красочного слоя пропускать световые лучи без изменения их направления); кроющая способность (закрытие цвета запечатываемой поверхности); блеск или глянцевитость (зеркальное отражение красочным слоем световых лучей); светостойкость красок на оттиске (способность краски при длительном действии света не изменять цветовые показатели).

ЦВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕЧАТНОЙ КРАСКИ

В производственных условиях цветовые характеристики печатной краскиконтролируют денситометром или спектроденситометром. Цветовые характеристики печатной краскина оттиске зависят от следующих факторов:

· вида пигмента,

· его количества в краске,

· степени перетира краски,

· связующего вещества,

· толщины красочного слоя на оттиске,

· вида запечатываемой поверхности,

· характеристик печатных красок (напр., их совместимости при наложении) и пр.

Цвет – (см таб.).

В отличии от ахроматических, хроматические излучения не в одинаковой степени поглощают и, следовательно, отражают лучи различных волн. Способность тела отражать хроматические излучения выражают спектральными кривыми отражения, где по оси ординат откладывают коэффициенты отражения, а по оси абсцисс – длины волн. Например, краска пурпурного цвета поглощает лучи со средним значением волн (500-600 нм), а отражает – коротко- и длинноволновые. Поверхности желтого цвета поглощают коротковолновые лучи (от 400 до 500 нм, а отражают средне- и длинноволновые. Такое поглощение называется избирательным.

При избирательном поглощении отраженные лучи с различными длинами волн суммируются, и, попадая на сетчатку глаза, вызывают ощущение цвета.

Все хроматические цвета характеризуются тремя основными показателями: цветовым тоном, насыщенностью, светлотой (яркость) краски.

Цвета, обладающие одним и тем же цветовым тоном, могут различаться по светлоте. Например, красный цвет может быть светлым и темным. Светлота цвета характеризуется коэффициентом отражения, который равен отношению отраженных лучей к количеству упавшего на тело света:

ρ = ,

где ρ – Светлота (яркость);

Lотр. – количество отраженного света,

Lуп. - количество упавшего света.

 

Одинаковой светлотой могут обладать цвета, различные по тону, например, светло-голубой и светло-розовый. Светлота – это количественная характеристика, т.как она зависит от общего количества отраженного света. Светлота краски – отношение количества отраженного к количеству падающего на оттиск света. Чем больше отражает красочный слой, тем он светлее. Кроме того, цвета, обладающие одинаковым тоном, могут различаться по своей насыщенности. Цвет будет тем более насыщенным, тем больше он отличается от ахроматических цветов. Более насыщенный пурпурный цвет содержит 6% ахроматического, менее насыщенный – 23%.

Цветовой тон показывает соответствие данного цвета наиболее близкому к нему спектральному лучу света. Выражается длиной доминирующей волны в миллимикронах (ммк).

Насыщенность (чистота цвета) показывает степень неразбеленности испытуемого цвета, выражается отношением цветных лучей ко всем отраженным лучам. Насыщенность – степень отличия цвета краски от белого – позволяет судить о количестве чистого цвета в общем цветовом ощущении.

Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета, т.е. определяют его цветность.

Цветовой тон может быть охарактеризован эквивалентной длиной волны спектрального цвета.

Насыщенность цвета характеризуется значением чистоты цвета монохроматического излучения того же цветового, что и исследуемый образец.

Р = ×100,

Где Р- Насыщенность,

Вλ –энергия монохроматического излучения того же цветового тона, что и исследуемый образец.

Вб – энергия белого цвета.

В целях упрощения характеристики и анализа цвета была предложена трехзональная система с зоной отражения синих лучей спектра 400-500 нм, зеленых – 500-600 нм, красных – 600-700 нм. Два цвета можно считать одинаковыми лишь при условии совпадения показателей всех трех его характеристик - цветового тона, светлоты и насыщенности.

Цвет краски на оттиске зависит от спектрального состава источника света , поэтому при оценке полиграфической продукции необходимо использовать естественное освещение или лампы дневного освещения.

Краски для 3-х красочной печати должны быть прозрачными и по возможности более полно поглощать одну из трех цветовых зон спектра и отражать две другие зоны. Желтая краска должна поглощать лучи синей части спектра и отражать лучи двух других зон., т.е. зеленой и красной. Краска пурпурного цвета должна поглощать лучи зеленой зоны и отражать лучи синей и красной зон. Голубая краска должна поглощать лучи красной зоны и отражать лучи двух других зон. Такие краски – идеальные, они в природе не существуют.

Понятие о цветовом охвате
Диаграмма xy в том виде, в каком она представлена на рис. 1, довольно часто встречается в литературе и используется для выделения или сравнения цветовых охватов мониторов, печатных красок и т. д. Цветовой охват - область на цветовом графике, охватывающая все цвета, которые могут быть воспроизведены с помощью того или иного процесса (печати, синтеза цвета на экране монитора и т. д.).


 

Рис.1. Схематическое построение цветового охвата для аддитивного (RGB) и субтрактивного (СMY) синтеза.

Как правило, цветовой охват монитора или телевизора изображают в виде треугольника. Поскольку образование цвета в этих устройствах основано на принципе аддитивного синтеза тремя основными R, G и B, то достаточно нанести координаты цветности этих цветов на диаграмму xy, соединить найденные точки прямыми линиями, и получим треугольник, внутри которого будут лежать все воспроизводимые этим устройством цвета (рис.1).
В тех же случаях, когда используется субтрактивный синтез (в процессе печати красками, чернилами, красителями и т. д.), цветовой охват принимает форму шестиугольника. В нем помимо точек, соответствующих краскам синтеза желтой, пурпурной и голубой (триадных красок), наносятся точки, соответствующие цвету попарных наложений: желтая + голубая = зеленая; желтая + пурпурная = красная; голубая + пурпурная = синяя. Точки, соединенные прямыми, образуют область цветового охвата. Внутри нее находятся все цвета, которые могут быть воспроизведены данной триадой. Чем больше площадь охвата, тем большее количество цветов можно воспроизвести. Рассматривая положение области цветового охвата, можно определять, какие цвета в нее не входят.
Можно ли воспроизвести конкретным печатающим устройством с известными цветовыми характеристиками триады красок (чернил, красителей) тот или иной цветной оригинал? Особенно актуален этот вопрос при выводе на печать цветного изображения, полученного на мониторе. Дело в том, что чернила принтеров, тонеры, люминофоры мониторов, светочувствительные матрицы сканеров обладают, как правило, собственными цветовыми охватами, не совпадающими друг с другом. Более того, люминофоры двух мониторов (так же как, например, и чернила принтеров различных производителей) могут отличаться друг от друга цветовыми охватами.

В полиграфии с проблемами цветового охвата приходится сталкиваться при изготовлении цветопробы. Так вот, если цветовой охват, например, красок офсетной печати меньше цветового охвата цветопробы, то возможно получение пробного оттиска, соответствующего оттиску офсетному, без искажения результатов .

Цветовые модели

Почему для описания цветов используются две цветовые модели? Потому что разные устройства используют разные методы обработки света. Видеоустройства (например, экран монитора или телевизора) используют аддитивную модель RGB: они передают различные соотношения красного, зеленого и синего, которые мы воспринимаем как разные цвета. При цветной печати на бумагу наносятся в разных пропорциях полупрозрачные голубая, пурпурная и желтая краски; четвертая, черная краска используется для создания глубоких теней, а также для печати абсолютно черных объектов, таких как текст и линии. Эти краски поглощают и отражают свет на основе субтрактивной модели, причем делают это по-разному, имитируя таким образом все многообразие цветов.
Имитация различных естественных цветов с помощью модели RGB достигается путем изменения интенсивности ее отдельных компонент. Красный, зеленый и синий называются аддитивными первичными цветами. Сочетание 100% всех трех компонент дает белый цвет. Полное отсутствие аддитивных первичных цветов образует черный цвет.
Если вы вычтете из белого света красную, зеленую или синюю компоненту, то вы получите соответственно голубой, пурпурный или желтый цвет (CMY). Например, объект будет казаться голубым, если он будет поглощать (вычитать) 100% красной составляющей и при этом отражать зеленую и синюю. Голубой, пурпурный и желтый цвета называются субтрактивными первичными цветами и в совокупности представляют собой основу для репродуцирования составных цветов.

Классификация цветов. Как уже было указано, в зависимости от длины волны излучения свет воспринимается человеческим глазом окрашенным в тот или иной цвет от фиолетового до красного. Воспринимаемые при этом цвета принято называть чистыми спектральными цветами, а определяющая их цвет характеристика называется в колориметрии цветовым тоном. Цветовой тон однозначно связан с длиной волны и потому часто выражается в нанометрах.

Принято считать, что человеческий глаз способен различить до 150 различных цветовых тонов чистых спектральных цветов. К этому числу следует прибавить еще 30 пурпурных цветов, которые отсутствуют в спектре, но могут быть получены путем смешения синего и красного спектральных излучений.

Человеческий глаз способен воспринимать (видеть) электромагнитное излучение только в узком диапазоне длин волн, ограниченного участком от 380 до 760 нм, который называется участком видимых длин волн, собственно и составляющих свет. Излучения до 380 и выше 760 нм мы не видим, но они могут восприниматься нами другими механизмами осязания (как, например, инфракрасное излучение) либо регистрироваться специальными приборами (рис. 2).

Рис. 2. Спектр электромагнитных излучений и спектр видимого света

В зависимости от длины волны, световое излучение воспринимается человеческим глазом окрашенным в тот или иной цвет (правильнее сказать, вызывает у человека ощущение того или иного цвета) от фиолетового до красного. Эта способность определяет возможность цветового видения человека.

Помимо чистых спектральных и чистых пурпурных цветов также существует ряд цветов, которые называются ахроматическими или нейтральными цветами, т. е. цветами, лишенным окраски. Сюда относится черный, белый и лежащие между ними различные оттенки серого. Ощущение этих цветов возникает тогда, когда на человеческий глаз не действует поток светового излучения (черный цвет) либо наоборот, действует поток максимальной интенсивности (белый цвет). Ощущение серого цвета возникает тогда, когда воздействующий на глаз световой поток возбуждает цветочувствительные анализаторы (колбочки) в равной степени. Причем спектр излучения этого цвета не обязательно должен быть равномерным (равноэнергетическим), достаточно только, чтобы он вызывал одинаковое возбуждение трех цветоощущающих цвентров глаза, а сам спектр излучения может при этом быть очень неравномерным.

Если смешивать чистый спектральный цвет с белым либо серым, то будет происходить явление, когда цвет начнет терять свою чистоту и постепенно переходить в белый или серый цвет. В этой связи для характеристики цвета помимо цветового тона используют также характеристику, называемую насыщенностью или же чистотой цвета. На самом деле, чистых спектральных цветов в природе можно встретить не так уж много, и вместо них мы гораздо чаще наблюдаем цвета в той или иной степени лишенные насыщенности. Считается, что для каждого цветового тона человеческий глаз способен различить до 200 ступеней насыщенности.

Характеристики цветового тона и насыщенности часто объединяются вместе и называются цветностью, которая может служить качественной характеристикой восприятия цвета.

Два одинаковых цветовых тона могут отличаться друг от друга не только насыщенностью, но и яркостью (силой) их излучений, что при характеристике свойств несамосветящихся объектов принято характеризовать понятием светлоты цвета. Если насыщенность цвета можно интерпретировать как соотношение чистого цвета и добавленного к нему белого, то светлоту можно интерпретировать как соотношение чистого цвета и добавленного к нему черного. По мере увеличения силы (яркости) светового излучения цвет принимает различные цветовые оттенки от черного до белого. Светлота напрямую связана с насыщенностью цвета, поскольку изменение яркости цвета часто ведет к изменению его насыщенности.

Если цветность может использоваться как качественная характеристика цвета, то светлота может использоваться как количественная оценка цвета.

Три рассмотренные нами характеристики цвета, а именно цветовой тон, насыщенность и светлоту, часто располагают в виде трехмерного графика на котором значение светлоты служит опорной осью, вдоль которой цвета располагаются от черного до белого, насыщенность изменяется по радиальной координате по мере удаления цвета от центра графика, а цветовой тон характеризуется угловой координатой, как это показано на рис. 3. Теоретически такой график должен представлять собой цилиндр, но его чаще располагают в виде перевернутого конуса, вершина которого соответствует точке черного, а основание — максимальному значению светлоты. Это хорошо согласуется с тем фактом, что при малых значениях яркости излучения человек начинает хуже различать цвета, а при минимальном значении яркости не различает их вообще.

 

Рис 3. Геометрическая модель расположения цветов в соответствии с цветовым тоном, насыщенностью и светлотой

Если использовать вычертить этот график на плоскости убрав координату светлоты и оставив только цветовой тон либо цветовой тон и насыщенность (цветность), то получим построение, которое принято именовать цветовым кругом (рис. 4), представляющим собой окружность, вдоль которой располагаются цветовые тона от красного до пурпурного. Каждый цвет в цветовом круге имеет численную координату, выраженную в градусах от 0° до 360°. Красный цвет начинает и замыкает цветовой круг, соответствуя точке 0° (360°). Оранжевому соответствует координата 40°, желтому — 60°, зеленому — 120°, голубому — 180°, синему — 240°, пурпурному — 300°. Все эти цвета, за исключением оранжевого, который является смесью красного и желтого, оказывается расположенными на цветовом круге на равном интервале друг от друга 60°.

Рис. 4. Цветовой круг

 

 

Цвета, находящиеся в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными цветами. Например, красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и желтый и т.д. Эти цветовые пары имеют ряд интересных свойств, которые используются в технологии воспроизведения изображения и о которых будет подробно рассказано ниже.

Характеристики цветового тона, насыщенности и светлоты являются наиболее употребимыми визуальными либо, как их еще называют, психофизическими характеристиками цвета и используются, когда цвет необходимо определить не прибегая при этом к сложному математическому аппарату.

Другими средствами определения цвета могут служить атласы цветов, в которых приводятся образцы выкрасок цветов на различных поверхностях и материалах, сгруппированные по определенному признаку. Такие атласы широко используются в полиграфии, текстильной промышленности и архитектуре. Например, каталоги печатных цветов Pantone, образцы строительных колеров и т.п. Каждый цвет в цветовом атласе имеет свой индекс, по которому может быть определено его положение в атласе.

Интенсивность характеризуется количеством краски, необходимым для получения на оттиске заданного цвета. Чем меньше краски требуется для получения заданного цвета, тем более она интенсивная. Определяется по ГОСТ 6587-78 как отношение оптимальной толщины красочного слоя на оттиске, полученного эталонной краской, к оптимальной его толщине на оттиске испытуемой краски.Интенсивность - способность краски создавать заданную окраску при малом или большом ее количестве на оттиске. Характеризуется величиной, обратно пропорциональной толщине красочного слоя, при котором достигается заданный цвет:


, ГДЕ


L – 1 мкм, толщина красочного слоя, принятая за норму для красок высокой печати (для красок офсетной печати не более 1,1 мкм);
d опт – оптимальная толщина красочного слоя, при котором получается оттиск, соответствующий нормативному, выполненному эталонной краской.

При испытании оттиски получают в стандартных условиях, интенсивность измеряют при помощи колориметра. При отсутствии лабораторной базы цветовые характеристики испытуемых образцов оцениваются визуальным сравнением тиражных оттисков с эталонными.

Интенсивность влияет на качество продукции и расход краски. При высокой интенсивности требуется меньшее количество краски для получения оттиска необходимого цвета .От интенсивности краски зависит толщина красочного слоя и расход ее при печатании тиража, что оказывает немалое влияние на себестоимость печатной продукции. Интенсивность краски зависит от природы пигмента, режима ее получения, степени очистки исходных продуктов, дисперсности, а также от соотношения в краске пигмента и связующего. Интенсивность характеризуется %-м отношением кол-ва белил, пошедших на разбеливание испытуемой краски, к кол-ву белил, взятых для разбеливания эталонной краской.

Прозрачность краски – ее способность пропускать световые лучи без изменения их направления. Проверка – в соответствии с ГОСТ 7086 –75. При этом краску печатают по окрашенной в черный цвет бумаге с контролем толщины красочного слоя на оттиске. Оттиски измеряются на денситометре для работы в отраженном свете. Прозрачность оценивается по возрастанию в 10-балльной системе. Внутреннее рассеивание красочного слоя определяет ее непрозрачность. Она зависит от того, насколько близки значения коэффициентов преломления пигмента и связующего краски и в основном определяется свойствами пигментов. Чем больше это различие, тем более кроющие краски. При увеличении разности между коэффициентами преломления пигмента и связующего прозрачность уменьшается. Например, гидроокись алюминия имеет коэффициентов преломления 1,5, двуокись титана – 2,5, поэтому гидроокись алюминия с льняным маслом образует прозрачную краску, а двуокись титана с этим маслом – сильно кроющую.

При печатании по цветному фону краски должны обладать достаточной кроящей способностью, чтобы тонким слоем закрывать цвет подложки, тем самым, создавая чёткое контрастное изображение. При многокрасочной печати, когда различные цветовые тона создаются наложением красок, они должны быть прозрачными.

Кроющая способность краски – свойство при нанесении ее на запечатываемую поверхность не изменять цвета и отражать собственный цветовой тон. Прозрачными явля-ются все триадные краски, в качестве кроющих можно привести краски Pantone.

Глянец краски зависит от характера поверхности красочной пленки. Чем более гладкая поверхность оттиска, тем более глянцевым и насыщенным он выглядит. Напрямую зависит от однородности запечатываемой поверхности. Определяется визуально сравнением с эталонами по убывающей: высокий – средний – небольшой – отсутствие – матовость. В зависимости от вида и назначения печатной продукции оттиски могут быть матовыми или глянцевыми. Глянец красочного слоя аналогичен глянцу бумаги. Он проявляется в неодинаковой яркости образца в разных направлениях и является результатом преимущественного отражения света под углом отражения, равным углу падения.

Рис. 5. Глянцевое отражение белых и рассеянное отражение цветных лучей.

Глянец образуется в результате зеркального отражения света от гладкой поверхности. Отражаемый от поверхности свет не входит в оптический контакт с красящим веществом, находящимся в слое краски. Поэтому при глянцевом отражении нет избирательного поглощения света и отраженный свет имеет тот же спектральный состав, что и падающий. Блики от глянцевой поверхности при обычном освещении остаются белыми, независимо от цвета краски, в чем несложно убедиться, рассматривая любой блестящий окрашенный предмет.

Окраску цветному изображению придает та часть света, которая проникает внутрь красочного слоя и, проходя через частицы пигмента, избирательно поглощается ими.

Многократно преломляясь, эта часть света рассеивается в слое краски и выходит из него окрашенной. Таким образом, при отражении света от глянцевого изображения рассеянное отражение цветных лучей сочетается с белыми бликами. Белая часть света в виде воспринимается наблюдателем только под определенным углом. Во всех других направлениях отражаются цветные лучи, неразбеленные белым светом, благодаря чему изображение воспринимается как более насыщенное цветом. В этом повышении насыщенности заключается специфический эффект глянца.

От матовой поверхности отраженные лучи, и белые и цветные, рассеиваются во все стороны, и наблюдатель, под каким бы углом он ни смотрел на оттиск, воспринимает цветные лучи в смеси с белыми, что снижает насыщенность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.