Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушения формирования мотивационной сферы у детей-сирот





15.04.2011

В основе бед детей-сирот базируется такой фактор, как депривация, что уже на ранних стадиях развития ребенка создает значительный дефицит эмоционального опыта, когнитивного развития, недостаточность социальных контактов. В связи с этим всех социальных сирот отличает задержанное психосоциальное, психофизическое развитие, поскольку они изначально лишены важного этапа приобретения первоначального социального опыта в семье, эмоционально-положительного общения. Это факт обуславливает особенности формирования личности ребенка-сироты, особенности его социализации, которая носит в дальнейшем деструктивный характер.

 

Негативные формы поведения детей-сирот особенно ярко проявляются в адаптационный период к условиям замещающей семьи, когда у ребенка интенсивно формируется новая система ценностей и правил поведения.

 

У детей, воспитывающихся в семье, усвоение правил поведения происходит в процессе онтогенетического развития. Так, уже к концу первого года жизни ребенок овладевает регулирующей функцией речи, он хорошо различает и понимает запрещающую интонацию матери, адекватно реагирует на слова-регуляторы «можно», «нельзя», глаголы в повелительном наклонении «ешь», «иди» и т.п. Ребенок начинает понимать: нельзя подходить к розетке, горячему утюгу, нельзя делать больно маме и так далее. Слова-регуляторы постепенно тренируют волевые качества ребенка, дисциплинируют его. Именно дисциплина, а позднее самодисциплина становится важным социальным качеством личности, необходимым для коллективной и индивидуальной деятельности человека.



 

В младшем дошкольном возрасте поведение человека еще носит ситуационный характер, поскольку поведенческие реакции ребенка обусловлены социальными или физическими его переживаниями. Ситуативность поведения проявляется в противоречивости поступков ребенка, социальные нормы как бы навязываются ему взрослыми извне, поэтому следование социальным нормам в этом возрасте происходит только с помощью взрослых. Уже в старшем дошкольном возрасте ситуационные побуждения постепенно преобразуются в личностные мотивы поведения, которые связаны с конструированием собственного положительного образа. Личностные мотивы позволяют ребенку принимать или отвергать внутренние или внешние побуждения как мотивы поведения, критически относится к собственным мотивам, регулируя свои поведенческие реакции. Поэтому поведение ребенка носит уже целеустремленный и управляемый характер.



 

Таким образом, мотивационная сфера в детском возрасте формируется достаточно динамично и меняется в связи с возрастными изменениями и под влиянием окружающей среды.

 

Условием формирования мотивационной сферы является возникновение потребностей, которые рассматриваются в научной литературе как внутренние силы организма, побуждающие его к осуществлению качественных форм активности.

 

Согласно иерархической модели мотивации индивидуальной деятельности А. Маслоу человеческие потребности проявляются в следующем порядке: физиологические потребности, направленные на удовлетворение витальных нужд (потребность в пище, воздухе, убежище и др.); потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, в уважении, потребность в самоактуализации, когнитивные потребности. А. Маслоу, определяя базовые социальные потребности, подчеркивает, что любое поведение полидетерминировано, т.е. определяется несколькими базовыми потребностями.

 

У детей-сирот изначально нарушено формирование иерархии потребностей. В связи с асоциальными условиями жизни у них не были удовлетворены даже витальные потребности: многие дети в кровных семьях испытали голод, не удовлетворялись санитарно-бытовые условия их жизни. В связи с отказом от детей кровных родителей не сформировалось базисное доверие к миру (по Э. Эриксону), что приводит к неудовлетворению потребности в безопасности. Поэтому и социальные потребности не появляются в определенные возрастные периоды, что затрудняет процесс взаимодействия с социальным миром.



 

Разнообразие потребностей человека обуславливает появление разнообразных мотивов его поведения. Поэтому мотивы поведения необходимо рассматривать в соответствии с определяющими их потребностями. Выделяют следующие мотивы поведения применительно к взрослым: мотив самоутверждения, мотив идентификации себя с другим человеком, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и др. Каждый из этих мотивов может как позитивно, так и негативно влиять на поведение человека.

 

В детском возрасте мотивационная сфера только формируется. Поэтому необходимо рассмотреть основные мотивы поведения в онтогенетическом развитии и выделить особенности их формирования у детей-сирот. Это позволит при достаточно небольшом количестве стереотипных поведенческих реакций понять доминирующий мотив поведения, а приемным родителям правильно реагировать на определенные конфликтные ситуации с детьми.

 

Одним из мотивов поведения ребенка является получение желаемого, который формируется на основе удовлетворения витальных потребностей (получение еды, затем игрушки и т.д.). В младенческом возрасте ребенок сигнализирует о своих желаниях криками, что является пока еще единственным способом выражения своих потребностей. По мере того, как ребенок подрастает, меняются и способы выражения его желаний. Ребенок начинает выражать желания вербально или с помощью каких-либо действий. Например, он уже не криком требует нужную ему игрушку, а словесно просит взрослого помочь ее достать, или он подводит мать к тому месту, где находится вещь, и с помощью указательного жеста выражает свое желание. Постепенно у него вырабатывается способность ожидания удовлетворения желаний, или появляются самостоятельные способы деятельности для достижения желаемого (например, поставить стульчик, чтобы самому достать игрушку, а в дальнейшем – самостоятельно построить из кубиков гараж).

 

Ребенок—сирота вследствие специфики воспитания в раннем возрасте имеет, как правило, ограниченный набор средств выражения желаний. Дети-сироты зачастую выражают свои потребности поведением: плачем, криками, истериками, агрессивными действиями, шантажом, воровством. Например, девочка 6 лет в детском саду украла лазерную указку. После ее бурной истерики, вызванной обнаружением украденной вещи, приемные родители стали предполагать возможные варианты мотива кражи. Девочка кивнула, когда был назван мотив «хотела с ней поиграть». Уже в более позднем возрасте – 7,5 лет она украла в магазине кошелек, и кража была замечена работниками магазина. Причину кражи объяснила: «У меня такого нет», К этому возрасту у детей, изначально растущих в условиях семьи, уже сформированы такие морально-этические инстанции как стыд, моральная оценка, которые воспитывают у ребенка самоконтроль перед совершением подобных поступков.

 

Достаточно рано начинает формироваться и мотив аффилитации – стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми. В основе этого мотива лежит потребность в общении, которая не является врожденным качеством личности. Она начинает формироваться в первые месяцы жизни ребенка и завершает свое становление к 2 месяцам. Основой возникновения потребности в общении являются врожденные, жизненно важные потребности в комфортном состоянии. Генетическая программа поведения позволяет ребенку, как и любому другому организму, реагировать на внешние раздражители, варьировать свои реакции в соответствии с их интенсивностью, биологической значимостью.

 

Постепенно у ребенка появляется стремление к новым впечатлениям, которые обеспечивает ему взрослый. С этого времени потребность в новых впечатлениях в сочетании с отношением взрослого к ребенку как к партнеру по общению побуждает его к постепенному выделению у окружающих взрослых и у себя новых качеств, которые необходимы для совместной деятельности. Это дает возможность для развития познания и самопознания, оценки и самооценки, для определения себя в социуме. Потребность в общении мобилизует общее развитие ребенка.

 

Нарушение формирования потребности в общении приводит к серьезным отклонениям в развитии эмоционально-волевой сферы. Ярким примером наиболее тяжелых нарушений развития является так называемый синдром госпитализма, который наблюдается в случаях, когда дети отрываются от родителей в возрасте до 3 лет. Дети с синдромом госпитализма резко отстают не только в общем физическом, но и психическом развитии, в связи с чем плохо поддаются воспитательному воздействию. Даже в случаях усыновления в семьи, где приемные родители окружают ребенка любовью и заботой, дети проявляют неспособность к полноценным взаимоотношениям с окружающими.

 

Нарушения формирования мотива аффилитации ярко проявляются в адаптационный период к условиям замещающей семьи. В большинстве случаев приемные дети стараются избегать новых социальных контактов, стремятся отгородиться от общения с окружающими людьми. В случае невозможности избегания общения дети испытывают тяжелое эмоциональное напряжение, проявляющееся в поведенческих реакциях – вербальной и физической агрессии. Например, мальчик 5 лет, устав от общения со сверстниками, стал пинать их ногами, выкрикивая ругательства. При этом он сильно укусил одного из детей. В другом случае девочка 8 лет старалась уйти от общения с одноклассниками и учителем, спрятавшись в «укромном» месте (в туалете или в библиотеке). После того, как ее находили, она вела себя агрессивно, закатывала бурные истерики. Ни в первом, ни во втором случае дети не могли объяснить причину своего поведения.

 

Нарушения общения с окружающими у детей-сирот проявляется и в неспособности к сопереживанию, привязанности. Общение ребенка-сироты зачастую сводится к удовлетворению только собственных витальных потребностей.

 

Мотив аффилитации предопределяет формирование другого социально-значимого мотива, который чаще всего лежит в основе любых поступков детей, - привлечение внимания взрослого. При этом внимание взрослого может быть положительным и отрицательным. Положительное внимание – это ответная реакция взрослого на какое-либо действие ребенка, проявляющаяся в виде улыбки, похвалы, объятия, интереса. Отрицательное внимание взрослого выражается в виде любого вида наказания или криков.

 

Нормально развивающийся ребенок чаще всего старается добиваться положительного внимания взрослого. Добиться одобрения и внимания взрослых является сильным побудительным мотивом вести себя «хорошо», «правильно», например, помочь маме помыть посуду, поделиться своими игрушками для того, чтобы мама похвалила, приласкала. В дальнейшем ребенок старается получать хорошие отметки в школе, потому что мама не только хвалит ребенка, но и рассказывает о его успехах своим знакомым, что дополнительно стимулирует ребенка к социально-одобряемым действиям.

 

В социальном опыте ребенка-сироты отсутствует положительное внимание кровных родителей. Чаще всего в предыдущий период жизни социальные сироты получали в основном только отрицательное внимание в виде физического и морального насилия, поэтому мотив хорошего поведения у них не формируется, но желание привлечь внимание взрослого присутствует. Такой ребенок обращает на себя внимание взрослых привычными для себя способами, чаще всего негативными (истеричными реакциями, или он может разбить, испортить вещь и т.п.). Например, пятилетний приемный ребенок всегда начинал истерично кричать, когда приемная мать начинала разговаривать по телефону. Крики продолжались до тех пор, пока разговор не прекращался. Разнообразными демонстративными поступками дети привлекают внимание не только приемных родителей, но и воспитателей в детском саду и учителей. Например, группу детей детского сада повели на прогулку. Приемный ребенок вдруг стал убегать. Когда его догнали, он демонстративно стал кричать: «Не издевайтесь надо мной!», собирая этим большое количество зрителей-зевак. Другой пример: девочка 6 лет на занятии в студии английского языка отказывалась принимать от педагога поощрительные звездочки. Она убегала, педагог не знал, как уговорить ее взять поощрение, и внимание всех детей в группе было приковано только к этому ребенку. Следует отметить, что в случаях демонстративного поведения, чем больше ребенок получает желаемую реакцию взрослого, тем больше закрепляются подобные формы поведения.

 

Потребность в новых впечатлениях определяет стремление к любознательности, что приводит к формированию процессуально-содержательных мотивов. Ребенок, воспитывающийся в семье, уже в раннем возрасте начинает получать удовольствие от совместной деятельности с близким взрослым, проявлять познавательную и физическую активность. Постепенно на основе совместных занятий он овладевает различными видами деятельности (манипулятивной, игровой, бытовой, учебной, трудовой), и еще в дошкольном возрасте ребенок способен определенное время самостоятельно заниматься каким-нибудь делом, например, рисовать, играть, строить из кубиков и т.д.

 

У детей - социальных сирот, воспитывающихся в условиях социальной депривации, отсутствие любой совместной деятельности с кровными родителями препятствует формированию процессуально-содержательных мотивов. Они активно отрицают любой вид деятельности, особенно требующий интеллектуального напряжения (они не хотят раскрашивать картинку, собирать пазлы, конструктор «Лего» и пр.). Однажды приемные родители подарили ребенку конструктор «Лего». Ребенок не проявил к нему никакого интереса, тогда родители начали сами собирать конструктор. Ребенок демонстративно ушел в другую комнату, начал хаотично бегать, визжать, отвлекая внимание взрослых от конструктора. Подобное поведение проявлялось в любом виде деятельности (постелить постель, сложить вещи).

 

Сложности или неудачи в совместной со взрослыми или сверстниками деятельности определяет формирование мотива избегания неприятных ситуаций, что часто становится причиной нежелательного поведения. При описании этого мотива у девиантных подростков выделяют следующие способы поведения: откладывание дела на потом, недоведение его до конца, временная утрата трудоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов деятельности, выученная беспомощность, несамостоятельность и зависимость. Все эти способы поведения являются пассивными, лишь изредка у подростков может наблюдаться всплеск отчаяния. Мотив избегания у детей, воспитывающихся в условиях семьи, чаще всего формируется в связи с высокими требованиями, предъявляемыми взрослыми к их деятельности.

 

У детей-сирот наблюдается совсем иная картина: несформированность процессуально-содержательных мотивов приводит к отрицанию любого вида деятельности, требующего хотя бы минимальной организации. Помимо этого у них в социальном опыте отсутствует такой разнообразный набор поведенческих реакций, как у детей, воспитывающихся в семьях. Поэтому набор средств выражения отрицания деятельности крайне ограничен – в основном, это протестные реакции, истерики, крики, агрессивные действия. Например, мальчик пяти лет не захотел совершать вечерние гигиенические процедуры. Он хорошо разыграл гнев, завершившийся криками с плачем, в результате приемные родители в раздражении разрешили ему лечь в постель неумытым. В следующий раз ребенок своевременно стал вести себя подобным образом, чтобы либо отсрочить неприятные для него процедуры, либо вообще избежать их.

 

В младшем дошкольном возрасте постепенно формируется мотив идентификации, проявляющийся в стремлении быть похожим сначала на отца или мать, а затем на какого-либо героя. Согласно психосексуальной теории З. Фрейда в этом возрасте появляется либидо-привязанность детей к своим родителям противоположного пола, названная Фрейдом «Эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек. Освобождение от Эдипова комплекса или комплекса Электры происходит к пяти годам: с этого возраста мальчики идентифицируют себя с отцом, а девочки – с матерью.

 

Под влиянием мотива идентификации ребенок развивается и совершенствуется, усваивает основные правила поведения, присущие его полу.

 

У детей-сирот мотив идентификации формируется искаженным путем, у них доминирует мотив быть похожим только на сильного, более старшего товарища. В результате грубо нарушается психосексуальное развитие: ребенок-сирота не идентифицирует себя как индивида определенного пола. Не усваиваются им и соответствующие конкретному полу нормы поведения. В понимании ребенка-сироты дружить можно только с сильным, только силой можно добиться желаемого. Например, девочка 7,5 лет садилась на колени к самому сильному мальчику ее отряда. Мотив этого поступка – быть рядом с сильным. Окружающими взрослыми и детьми этот поступок был расценен как негативный, потому что она проявила несвойственное данному возрасту полоролевое поведение. В любом детском коллективе эта девочка предпочитает общаться с мальчиками, держась лидеров класса, при этом присутствуют агрессивные формы игры, хаотичная двигательная активность.

 

Мотив самоутверждения характеризуется стремлением ребенка к достижению определенного общественного статуса, в младшем школьном возрасте он выступает как доминирующий мотив. Ребенок стремится доказать окружающим свою значимость чаще хорошей учебой, позитивными поступками, с помощью которых он получает определенный статус в социуме.

 

У детей-сирот в замещающей семье отстаивание собственных интересов и своей значимости происходит любыми путями, чаще помощью агрессии, вербальной или физической, желания сделать наперекор просьбам или требованиям приемных родителей, воспитателей, учителей. Например, в 1 классе на уроке учитель просит всех детей взять ручку и в воздухе нарисовать элемент буквы. Приемный ребенок демонстративно взял карандаш и карандашом начал писать сразу в тетради, при этом наблюдая за реакцией учителя. В этом поступке ребенка присутствует еще один мотив – привлечение внимания. Но поскольку в данной ситуации учитель не акцентировал на нем внимание детей класса, эту поведенческую реакцию можно расценивать как самоутверждение ребенка: «Я все равно сделаю по-своему».

 

Еще один мотив поведения, описанный Л.Б. Шнейдер в отношении детей с девиантным поведением, и который не встречается у детей с благополучными психофизическим и социальным развитием – мотив мести. У детей, воспитывающихся в условиях семьи мотив мести присущ только «злобным детям». Проявления мстительности выражаются в форме жестокости и драчливости, эти дети проявляют различные негативные действия (портят, крушат все, что только можно) в результате сильной ненависти к обидчику. Природу такого поведения Л.Б. Шнейдер видит в культивации насилия в случаях, когда способом защиты своего существования и выживания выбрана агрессия.

 

У детей-сирот месть как мотивационная цель поведения только отчасти объясняется подобным образом. Для них агрессия действительно средство выживания и в кровных семьях, и в условиях интернатного учреждения. Но, по нашему мнению, мотив мести у детей-сирот в большей степени обусловлен базисным недоверием к миру, которое и вызывает желание отомстить хоть кому-нибудь за свое негативное прошлое. Приведем пример, иллюстрирующий эту мысль: девочка 7,5 лет крайне агрессивно вела себя в школе: она постоянно била детей даже за малейшие обиды. На вопрос «Зачем ты их бьешь?» она ответила: «Я их ненавижу за то, что у них есть папы и мамы». Другая девочка 4 лет крайне агрессивно обижала в детском саду только детей из благополучных семей.

 

Для детей-сирот характерно дисгармоничное формирование полимотивационного комплекса, что приводит к нарушению конструктивного взаимодействия с приемными родителями и окружающими взрослыми и сверстниками.

 

Выделенные нами разнообразные мотивы поведения детей-сирот в период адаптации к условиям замещающей семьи носят характер негативных эмоциональных проявлений (крики, плач, упрямство, истерики) и нарушений общепринятых социальных норм (агрессивные действия, избегание общения и деятельности, шантаж, порча имущества, драчливость, воровство).

 

Учитывая полимотивационный характер поведения, при коррекции негативных поведенческих проявлений у детей-сирот необходимо выявлять доминирующий мотив поведения, который и должен обуславливать поведенческую реакцию приемных родителей, психологов и педагогов, а также определять направления психокоррекционной работы с детьми.

 

Обязательными компонентами психолого-педагогической работы по коррекции негативных форм поведения у детей-сирот должны быть: эмоциональный, направленный на регуляцию эмоций, и воспитательный компонент, ориентированный на формирование социально-приемлемых образцов поведения и культуры общения.

 

Г.Н. Соломатина,

к.п.н., доцент кафедры прикладной психологии и педагогики

Северокавказского социального института

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.