Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество: понятие, состав и особенности в России.





Гражданское общество - это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Характерные признаки современного гражданского общества

- Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

- развитость и разветвленность демократии;

- правовая защищенность граждан; (в Конституции РФ: Статья 2:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.»)

- определенный уровень гражданской культуры.

Основными элементами гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).



3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

- создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

- выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

- часть прав от государственного аппарата ᴨȇрешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

- устанавливалось равенство всех ᴨеред законом;



- вводилось разделение судебной и адмиʜᴎϲтративной властей;

- устанавливалась несменяемость судей;

- вводились независимые адвокатуры;

- вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммуʜᴎϲтической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

· политические партии и движения;

· массовые общественные организации;

· ассоциации производителей и общества потребителей;

· конфессиональные общности;

· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

· творческие союзы и организации;

· спортивные объединения.

44. Понятие и принципы правового государства.Правовое государство представляет собой особую организацию политической власти, при которой базовым принципом осуществления государственной власти является опора на демократические институты и приоритет личности перед государством.



Основной задачей правового государства является обеспечение всестороннего развития личности и общественной справедливости. Так, согласно существующим правовым нормам Российская Федерация является правовым государством, статья 2 Конституции РФ закрепляет приоритет прав и свобод личности над государственной волей: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Принципы правового государства представляют собой наиболее общие начала осуществления государственной власти в рамках достижения построения справедливого и ориентированного на развитие человека и его прав и свобод общества.

Система принципов правового государства:

1. Неукоснительное обеспечение прав и свобод личности.

2. Приоритет человека перед государством.

3. Недопущение монополии на политическую власть. 4. Развитие системы сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти. 5. Развитие системы местного самоуправления. 6. Привлечение широких масс в процесс управления государством. 7. Построение честного и справедливого гражданского общества. 8. Соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. 9. Верховенство права и закона над правовыми актами органов исполнительной власти и политической волей отдельных лиц.

10. Наличие взаимной ответственности личности перед государством и обществом и государства перед конкретной личностью. 11. Развитие общественные институтов, формирование высокого уровня правовой культуры и правового сознания, как отдельной личности, так и всего общества в целом. 12. Развитие системы общественного контроля над действиями органов государственной власти.

Государство и политика.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, в том числе политических норм.

Политика как общественный феномен появилась с возникновением государства. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество.

Широко распространенным является мнение, что политика - это борьба различных социальных групп за власть.

Основным объектом политики выступают проблемы, которые нарушают баланс общественных сил или интересов и могут быть решены только путем реформ, вносящих изменения в государственно-правовую сферу.

Общегосударственная политика может быть представлена как стратегическое направление развития страны, которое включает в себя разработку политического курса, выбор стратегического направления и реализацию избранного стратегического курса.

В зависимости от степени развития гражданского общества воздействие государства на политику может быть разным. Слабое развитие гражданского общества порождает безудержное администрирование государства, его стремление взять на себя все политические функции.

Тоталитарное государство господствует в сфере политики и осуществляет все виды политической деятельности: от выбора и разработки стратегического курса до его реализации.

По мере развития гражданского общества государство уступает обществу разработку политических программ и выбор политического курса, а на себя берет функцию реализации выработанного политического курса. В политической жизни стран с развитым гражданским обществом наряду с государством участвуют партии, союзы, общественные организации и движения. Вместе с государством они образуют политическую систему, воздействуют на разработку и осуществление политики в качестве равноправных партнеров.

Государство как носитель суверенной власти отвечает за реализацию политического курса по всем направлениям. Посредством конституции и конституционных законов государство закрепляет политический строй, механизм функционирования политической системы, политические права и свободы граждан. В результате государственно-правового воздействия на политику важнейшие виды политической деятельности получают правовое регулирование, обретают легитимный характер, встречают содействие государства и обеспечиваются поддержкой населения.

 

 

Государство и экономика.

Государство, право, экономика - социальные институты. Вопрос об их взаимодействии обычно ставится в двух аспектах: 1) в аспекте первичности, т. е. об определяющем влиянии одного из этих факторов на другие; 2) в аспекте роли государства в регулировании экономики.

 

В марксистском учении производственные отношения рассматриваются в качестве базиса, а государство и право - в качестве элементов надстройки, т. е. экономика первична по отношению к государству и праву в каждой конкретной социально-экономической формации. Вместе с тем в учении о производственных отношениях марксизм исходит из того, что в основе производственных отношений лежит право собственности на средства производства, т. е. право все-таки влияет на производственные отношения. Однако изначально важнейшее значение имеют орудия и средства производства, прежде всего уровень развития орудий труда. Если бы развитие орудий труда не привело к появлению излишков результатов труда, то классовое неравенство, государство и право вовсе не возникли бы.

Если говорить о роли государства в управлении экономикой, то тут существует множество теорий от умеренных до радикальных. Наиболее радикальная либеральная теория - монетаризм - исходит из принципа наименьшего воздействия государства на экономику. Государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества. Государственные расходы должны соответствовать доходам и быть минимальными. Экономика развивается самостоятельно под воздействием рыночных факторов Наиболее радикальной государственнической теорией является теория, реализованная в СССР, где все народное хозяйство было превращено в одно гигантское предприятие, которое управлялось административными распорядительными способами.

Существуют промежуточные между двумя упомянутыми радикальными теориями. Напр., кейнсианство (наиболее известное в связи с "Новым курсом" американского президента Рузвельта 30-х годов) исходит из того, что государство должно активно вмешиваться в экономику с целью предотвращения кризисов. Основной способ воздействия - насильственное перераспределение национального богатства в пользу широких слоев населения с целью создания платежеспособного спроса, установление высокой минимальной зарплаты, организация общественных работ, жесткий контроль банковской ставки, повышение налогов, стабильность банковской системы и желательная умеренная инфляция (чтобы побудить население покупать товары).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.