Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. «Методы, приемы, средства обучения русскому языку»





Вопросы:

1.Понятие метода в дидактике и методике. Метод и прием преподавания.

Разные основания для классификации методов обучения. Различные классификации методов – общедидактические и частнодидактические. 2.Классификация И.Я. Лернера как пример общедидатической классификации методов: информационно-рецептивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий. Основные приемы в рамках традиционных методов. Классификация А. В. Текучева как пример частнодидактической классификации методов обучения в русском языке.

3.Классификация Л. П. Федоренко: методы теоретического изучения языка, методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи, методы практического изучения языка и обучения речи. Формы работы. Деятельный подход к формированию знаний, его составляющие. Приемы работы с определениями правилами, рисунками, схемами и др.

4.Понятие упражнения. Виды упражнений в поле каждой компетенции. Классификация учебно-языковых, речевых, коммуникативных, культуроведческих упражнений. Требования к отбору дидактического материала. Деятельностный подход к формированию умений. Виды помощи учащимся в ходе формирования умений.



Задания:

1.Выполните конспект параграфов «Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения)» (§20) из учебника «Методика преподавания русского языка в школе» М.Т. Баранова и «Методы обучения русскому языку» из учебника «Теория и практика обучения русскому языку» под ред. Р.Б. Сабаткоева. Раскройте понятие «метод обучения» и «прием обучения».

2.Запишите этапы организации проблемного обучения в школе. Обратите внимание на вопросы:

- В чем суть проблемного обучения?

- Какова его роль в достижении образовательных целей?

- основные понятия теории проблемного обучения.

3.Подберите из школьного учебника (на выбор) примеры проблемных заданий, подготовьте к ним методический комментарий, т.е. как будет осуществляться работа с данными заданиями.

4. Ответьте письменно на вопросы:

1.Что такое упражнение?

2.Какие существуют классификации упражнений учебно-языкового характера?

3.Какие существуют виды упражнений в каждом поле компетенций?

4.Какие существуют виды помощи в ходе формирования умений?



5. Приведите примеры разных видов упражнений в поле каждой компетенции.

5. Запишите основные принципы отбора дидактического материала.

6.Раскройте понятие «средства обучения». Составьте план ответа на вопрос: основные средства обучения русскому языку, используемые в школьной практике.

Методические рекомендации по данному вопросу.

Существуют разные классификации методов, построенные по разным основаниям:

-по дидактической цели – обучающие методы и методы контроля;

- по источнику получения знаний учащимися – слово учителя, беседа, анализ языка, упражнение, использование наглядных пособий.

- по пути познания – дедукция и индукция, аналогия, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез.

- по месту работы – методы домашней и классной работы;

- по характеру работы – методы устной и письменной работы.

Так, при анализе подачи теоретического материала часто используется индуктивный или дедуктивный метод, что обязательно следует отметить при анализе параграфа

Вопросы к экзамену

1. Методика обучения русскому языку как прикладная наука и учебная дисциплина: объект предмет, цель, задачи и методы, взаимосвязь с другими науками.

2. История развития методики обучения русскому языка как прикладной науки и учебной дисциплины.

3. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Цели и задачи обучения русскому языку в школе. Компетентностный подход. Характеристика предметных компетенций.

4. Проекция единого курса русского языка на коммуникативно-деятельностной и личностно ориентированной основе. Принципы формирования знаний и умений (общеметодические, частнометодические).



5. Воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка.

6. Стандарт по русскому языку второго поколения. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (2010 г.)

7. Учебник как ведущее средство обучения. Функции и значение учебника. Учебно-методический комплекс (УМК), федеральный комплект учебников.

8. Действующие учебные комплексы по русскому языку для 5–9 классов (стабильный, параллельный, для углубленного изучения): принципы построения, характеристика.

9. Понятие метода обучения. Современные методы обучения русскому языку: квалификация, анализ примеров. Приемы, формы работы.

10. Упражнение как прием формирования учебно-языковых умений. Классификация упражнений учебно-языкового характера. Анализ примеров.

11. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: понятие, требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.

12. Урок объяснения новых знаний и формирования новых умений: специфика цели и задач, особенности структуры, методические рекомендации к проведению. Анализ примера.

13. Урок закрепления новых знаний и совершенствования умений: специфика цели и задач, особенности структуры, методические рекомендации к проведению. Анализ примера.

14. Урок обобщающего повторения знаний и актуализации умений: специфика цели и задач, особенности структуры, методические рекомендации к проведению. Анализ примера.

15. Урок-лекция: специфика цели и задач, особенности структуры, методические рекомендации к проведению. Анализ примера.

16. Специфика цели, задач, структуры нетрадиционных уроков русского языка в форме практикума. Анализ примера.

17. Специфика цели, задач, структуры нетрадиционного урока в форме семинара. Анализ примера.

18. Специфика цели, задач, структуры нетрадиционного урока в форме зачета. Анализ примера.

19. Контроль за знаниями и умениями учащихся на уроках русского языка. Виды опроса (фронтальный, индивидуальный). Виды карточек. Приемы работы с ними. Экономные средства проверки: перфокарты, программированный опрос.

20. Инновационное обучение русскому языку. Уроки в форме дидактической игры. Анализ примера.

21. Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка. Интегрированный урок русского языка. Анализ примера.

22. Понятие технологии обучения. Новые технологии обучения русскому языку: модульная, дифференцированного обучения, проектов и др.

23. Формирование лингвистической и языковой компетенции при изучении раздела «Фонетика».

24. Формирование лингвистической и языковой компетенции при изучении раздела «Морфемика» и «Словообразование».

25. Формирование лингвистической и языковой компетенции при изучении раздела «Лексика и фразеология».

26. Формирование лингвистической и языковой компетенции при изучении раздела «Морфология».

27. Формирование лингвистической и языковой компетенции при изучении раздела «Синтаксис».

28. Содержание работы по орфографии в школе: цель, задачи изучения, структура курса. Основные понятия, приемы их формирования. Орфографические правила, методика работы над ними. Основные умения и навыки, приемы их формирования.

29. Содержание работы по пунктуации в школе: цель, задачи изучения, структура курса. Основные понятия, приемы их формирования. Пунктуационные правила, методика работы над ними. Основные умения и навыки, приемы их формирования.

30. Формирование коммуникативной компетенции школьников: лингвометодические основы.

31. Словарная работа по русскому языку: виды, принципы, методика проведения.

32. Работа с текстом на уроке русского языка: виды анализа, методика проведения.

33. Изложение как основной вид работы по формированию коммуникативной компетенции школьников: принципы подбора текстов для изложений, классификации изложений.

34. Сочинение как основной вид работы по формированию коммуникативной компетенции школьников: классификации сочинений, трудности, возникающие у школьников при написании сочинений, и пути их преодоления.

35. Работа по формированию языковой компетентности школьников: система упражнений по культуре речи и стилистике. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Приемы работы по их устранению и предупреждению.

36. Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.

37. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.

38. Нормы орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

39. Уроки анализа контрольного диктанта, изложения и сочинения: специфика цели и задач, особенности структуры, методические рекомендации к проведению. Анализ примера.

40. Тестирование как форма контроля по русскому языку в школе: принципы и этапы создания тестов, формы тестовых заданий, требования к тестовым заданиям.

41. ЕГЭ по русскому языку как форма итоговой аттестации.

42. Внеклассная работа по русскому языку. План работы кружка. Его анализ. Кружковое занятие. Методика проведения.

43. Факультативные занятия. Анализ программы факультатива ''Развивайте дар слова''. Методика проведения факультативного занятия.

44. Урок обучающего изложения. Специфика цели, задач, структуры. Методическое обоснование. Рекомендации к проведению. Анализ примера.

45. Урок обучающего сочинения. Специфика цели, задач, структуры. Методическое обоснование. Рекомендации к проведению. Анализ примера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.