Тема 2.Из истории методики русского языка и становления русского языка как учебного предмета.
Возникновение науки. Буслаев Ф.И. – основатель методики русского (родного) языка. Последователи Ф.И.Буслаева – К.Д.Ушинский, Срезневский. Общая характеристика учебника К.Д.Ушинского « Родное слово». Программы Ф.И. Буслаева по русскому языку. Интегрированность курса. Логико-грамматический подход к изучению грамматики.
Формально- грамматический подход к изучению грамматики русского
языка. Игнатьевские программы.
Съезд словесников (1903) и съезд учителей русского языка(1916-1917) о целях и задачах преподавания русского языка в учебных заведениях начала 20 века. Отбор содержания образования. Основные учебники. Способы преподавания. Постановления ВКП (б) об обязательности всеобщей грамотности трудящихся(1919г.).
Основные типы учебных заведений в послереволюционной России 20-х и Советском Союзе 30- 40 годов.
Путь проблем, проб и ошибок в отборе содержания и методов обучения русскому (родному) языку.
Крупская Н. К. О социальной направленности программ для начальной и средней школы. О требовании В. И. Ленина к новым программам. В. А. Володарский («Программы к преподаванию русского языка и литературы в обновляемой школе» 1919 г.). «Новая программа единой трудовой школы» (1923 г.) о попутном изучении родного языка в связи с прохождением естествоведческого и обществоведческого материала. Комплексные программы (1925 г.) без конкретного перечня обязательных знаний и умений по русскому языку, но с некоторым (незначительным) привлечением научных сведений.
Комплексно-проектные программы (1929 г.) об увеличении часов на изучение русского языка, но без регламентации в рамках предмета, а попутно с другими дисциплинами. Отсутствие системных занятий по русскому языку.
Методическая деятельность А.М. Пешковского: отбор школьного минимума языковой теории, учебники «Наш язык».
Н.К. Крупская о разработке единых программ и учебников. Постановления ВКП (б) (1932г., 1933г.) о программах и учебниках по русскому языку. Программа средней школы (городской и сельской). Русский язык и литература (1933 г.). Программа средней школы.
Методическая деятельность Л.В.Щербы: разграничение в методике преподавания трех аспектов (речевой деятельности, языкового материала и системы языка); проблемы билингвизма; проблемы методики орфографии. Рыбникова М.А. о работе словесника в школе, словарной работе и развитии речи учащихся.
«Методика преподавания русского языка» П.О. Афанасьева (1935 г.) об особенностях типового урока русского языка, методике обучения правописанию и работе по развитию устной и письменной речи школьников. К.Б. Бархин, Е.С. Истрина. «Методика русского языка» (М.,1937).
Учебник русского языка для школы под ред. Л.Б. Щербы.Становление новой современной школы.
Отражение школьных реформ 1931-1933 гг., 1958 г., 1984 г. в преподавании русского языка.
Дискуссия о состоянии методики русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе (1959-1960 гг.). Создание новых (стабильных) программ (1967 г.) и нового учебного и учебно-методического комплекса (УК и УМК) по русскому языку, переход на них средней школы (1973-74 гг.).
Дальнейшее развитие методов обучения. Проблемное преподавание (его методы) как новый этап в обучении. Активизация учебно-познавательной, мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка как важнейшая задача методики.
Активизация работы по развитию речи. Поиск новых путей в методике правописания.
Разработка и введение в образовательный процесс факультативных занятий по русскому языку. Усиление внимания к внеклассной работе.
Методическое наследие С.Г.Бархударова, М.В.Баранова, В.А.Добромыслова, Д.Н.Богоявленского, А.Н.Гвоздева, С.Е.Крючкова, А.В.Текучева, Н.С.Рождественского, М.В.Ушакова, Л.П.Федоренко, Л.А.Чешко и др.
Стандартизация обучения русскому языку, отбор содержания образования для базовой и профильной школы: Быстрова Е.А., Капинос В.И., Пичугов Ю.С. и др. Специфика профильного обучения русскому языку. Содержание коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций для базовой и профильной школы.
Коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению: Антонова Е. С., Быстрова Е.А., Купалова А.Ю., Львова С.И., Капинос В.И., Пахнова Т.М.
Проблемы современного урока русского языка: Панов Б.Т., Шатова В.Г. и др.
Современные педагогические технологии в преподавании русского языка: Канарская О.В., Гостева Ю.Н. и др.
Языковая личность современного школьника: Аниськина Н.В., Дейкина А.Д., Тихова В.В.и др.
Воспитание учащихся средствами предмета: Баранов М.Т., Дейкина А.Д., КупаловаА.Ю.,
Функциональный аспект изучения грамматики в школе: Еремеева А.П., Купалова А.Ю, Тихова В.В., Тростенцова Л.А. др.
Развивающее и инновационное обучение русскому языку, новые педагогические технологии: Власенков А.И., Гостева Ю.Н., Дейкина А.Д., Донская Т.К., Канарская О.В., Львова С.И. и др.
Исследование качества речевого развития учащихся: Баранов М.Т., Еремеева А.П., Ладыженская Т.А., , Львов М.Р. , Цейтлин С.Н. и др.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи школьников: Еремеева А.П., КупаловаА.Ю., Купина Н.А.,, Пахнова Т.М., Разумрвская М.М., Скорнякова Т.Н.,Скороход Л.А.,
Обучение связной речи: Ладыженская Т.А., Капинос В.И., Никитина Е.И.,.Ипполитова Н.А., Еремеева А.П. ,Пичугов Ю.С.,
Культура речи, стилистика: Капинос В.И., Львов В.В, Львова С.И., Чижова Т.И.,
Детская риторика: Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А, Антонова Л.Г., Курцева З.И., Махновская Н.И.
Обучение орфографии: Алгазина Н.Н., Баранов М.Т. , Разумовская М.М.,
Обучение пунктуации; Ломизов Л.Ф., Блинов Г.И., Никеров А.И. , Купалова А.Ю.
Тема 3. Русский язык как учебный предмет в современных условиях
Формирование системы образования РФ в условиях экономических реформ. Федеральная программа развития образования и Русский язык как учебный предмет. Цели и задачи обучения. Стандарты второго поколения (2010 г.). Примерная программа Стандарта второго поколения. Базовое и профильное обучение русскому языку. Виды компетенций, формируемых на уроках русского языка: лингвистическая, языковая, коммуникативная, культуроведческая.
Три действующие программы по русскому языку для общего образования: 1. Под ред. Т.А. Ладыженской; 2. Под ред. В.В. Бабайцевой; 3. Под ред. М.М. Разумовской. Их характеристика.
Программы углубленного изучения, их общая характеристика.
Основные учебники по русскому языку для 5-9 кл. средней школы:1. Комплекс под редакцией Н.М. Шанского. 2. Комплекс под ред. В.В. Бабайцевой, 3. Учебник под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта – общая и сравнительная характеристики. 4. Учебный комплекс « Школа – 2100» под ред. А.А.Леонтьева
Учебники для 10,11 классов: 1. Учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.2. Учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой – общая и сравнительная характеристики.
Тема 4. Проекция единого курса русского языка на коммуникативно -деятельностной и личностно ориентированной основе
Понятие подхода к обучению. Личностно-ориентированный подход. Сознательно-коммуникативный подход. Понятие принципа обучения. Коммуникативный принцип. Принцип текстоцентризма. Принцип межпредметных связей. Принцип сознательности.
Виды знаний, умений базового уровня в рамках каждой компетенции. Культуроведческая и эстетическая функции русского языка в системе его преподавания.
Федеральный и региональный компоненты образования.
Тема 5. Организация учебной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Понятие метода, приема преподавания. Традиционные методы обучения: информационно-рецептивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий. Основные приемы в рамках традиционных методов. Формы работы.
Деятельный подход к формированию знаний, его составляющие. Приемы работы с определениями правилами, рисунками, схемами и др.
Понятие упражнения. Виды упражнений в поле каждой компетенции. Классификация учебно-языковых, речевых, коммуникативных, культуроведческих упражнений. Требования к отбору дидактического материала. Деятельностный подход к формированию умений. Виды помощи учащимся в ходе формирования умений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|