Сделай Сам Свою Работу на 5

Символическое направление.

Становление Культурологического знания.

Появилась в 20 веке. Культура => понятие культуры => наука культуры.

Слово культура пришло к нам из латинского языка. Cultura – земледелье, облагораживание диких растений, возделывание. Цицерон - Cultura animae.

Пайдейа – воспитание. В древнем Китае было понятие жэнь – воспитанность, знание ритуалов. В Индии было дхарма – воспитанность, воспитание.

Эпоха нового времени. Homo sapiens – natura

Культура – это все, что созданное человеком.

18 век – культ знаний, практичных знаний. Энциклопедия – Дидро. Утверждается линейная концепция развития культуры ( прямолинейная, от низшего к высшему )

19 век - культ свободы. Романтизм опровергнул теорию унификации культуры. Для Канта культура – это область духовной свободы человека, лежащей за пределами природного биологического и социального существования. Для Гегеля культура – это ни чем не скованное свободное парение духовных исканий человек, которое предстает, как самопознание абсолютного духа. Культура реализуется в сфере художественного курса. Человек культуры – это человек искусства. Марксизм предлагал детерминизм. Экономико-философские Рукописи Маркса, Теория происхождение семьи, частной собственности и государства – Ф.Энгельс.

Теория эволюционного развития культуры. Тэйлор, Хэзор.

«Философия науки» 19 века Ф. Ницше В. Дильтей

Жизнь – это изменчивая, подвижная и иррациональная стихия. Её не возможно постичь только логическими методами. По Ницше не только в жизни, но и в культуре есть стихийное начало. В Культуре по Ницше можно выделить две тенденции: апалоническая ( стремление к законченному совершенству ) и диониссийская ( Прорыв иррациональных, стихийны, творчески обновляющих сил в культуре

15.09.2011

Американский ученый Лесли Уайт

40-е годы 20 века он начал выделять дисциплину культуру как науку.

Понимал культуру как некую целостную и самонастраивающаяся система материальных и духовных элементов.

Видит в культуре систему символов. Выделял большое внимание энергии.



Лесли: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает средства и экономии энергии»

20-е и начала 20 века интенсивное развитие культурологии.

Основные направления в культурологии:

1) Общественно-историческое направление – это направление о процессах исторического развития культуры

2) Линейное развитие. Культура развивается как прямая линия от низшего к высшему. На смену однолинейного развития появляется концепция полилинейности . Эту концепцию развивал Данилевский

Данилевский выделял разные культуры ( культурно-исторические типы ): Он считает, что они развиваются как биологические организмы. Появление государства. Формирование цивилизации. В конце старая культура угасает и появляется новая. Данилевский пытался преодолеть Европа центризм.

Линейное развитие культуры было противопоставлены концепции герметичных (локальных ) культур. Представители: О. Шпенглер «Закат Европы» Культурный организм, существует на протяжение тысячи лет и потом умирает. Он выделил 8 культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Византийская, Исламская, Западно-европейская, Культура Майя. Есть ещё Русско-сибирская.

Каждая из этих культур проживает такой же путь, как и биологический организм, по Шпенглеру. Угасая, каждая культура вырождается в цивилизацию. Переход от творческого порыва к бесплодию, от души к холодному интеллекту, от героических деяний к утилитарной работе.

На стадии цивилизации начинает преобладать массовая культура. Восстание масс, вкусом толпы. На место творчества приходит без духовный технизм. Каждая культура, по Шпенглеру, имеет душу. Европейский символ (бесконечности) – это Фаустовский тип культуры.

Похожие идеи развивает А.Тойнби автор труда «исследование истории» 12 томный труд. Говорит о круговороте культур при этом он пользуется чаще термином цивилизация. Три мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам. Каждый культурный организм должен прийти к культурным откровениям. Внутренний настрой культуры связан с элитой общества. Активное меньшинство и инертное большинство. Духовная элита должна дать ответ на «вызовы», если же элиты не способна ответить на «вызовы» времени, то возникают конфликты, начинается навязывание власти, может разрушить данную цивилизацию.

Лев Николаевич Гумилев «этногенез»

2 тыс.лет идет жизнь культуры. Есть похожие ритмы на биологические. Концепция пенсионариев. Наделенные энергией, которые выходят за рамки представления.

Натуралистическое направление общее для этой культуры стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, иногда, даже преувеличить её. Объясняют культуру на основе биопсихической основы человека. Культура – это приспособление человека к окружающей среде подобно тому, как животное приспособляется к своей среде.

Фрейдизм и Этология.

Он подчеркнул, что в человеке больше животного биологического. Супер-эго ( сверх я ), подсознательное – эго ( я ), бессознательное – инстинкты ( оно).

Культура призвана подавлять биологические инстинкты, по Фрейду.

Процесс воспитания – это процесс вытеснения инстинктов в сферу бессознательного. Процесс сублимации.

Карл Юнг интерес сферы бессознательного, коллективное бессознательное – коллективный опыт многих поколений, повторяющихся действий. Прессованы следы коллективного опыта в повторяющихся обобщенных вечных образов и сюжетах.

22.09.2011

Социологическое направление:

В центре внимания общественная природа культуры. Б.Малиновский ( этнограф ) считал, что культура зародилась как ответ на удовлетворения потребностей человека. Вторичные потребности – потребности духовные. В обществе формируются социальные институты – это исторические сложившаяся, формы организации и регулирования общественной жизни, которые выполняет различные функции как первичных, так и вторичных, удовлетворения потребностей людей.

По-мнению Малиновского, первичные потребности универсальны, общие. Вторичные потребности различаются.

Одна из главных задач культуры – развития и передачи потомкам форм вторичных потребностей, которые в совокупности социального опыта.

Основное условие существования человеческой цивилизации – это равновесия форм организации общественной жизни т.е гармония социальных институтов.

Томас Элиот «Заметки к определению культуры»

Поддержать культуру может только творческая элита.

Элиот развивает теорию духовных элит.

К. Сорокин. М.Вебер и А.Вебер

М.Вебер – немецкий социолог, историк. Пытается понять закон социального бытия. «Протестантская этика и дух капитализма»

По-мнению Вебера, капитализм – это самое разумное и правильное развитие общества.

Вебер выступает с концепцией идеальных типов.

А. Вебер «Социология истории и культуры».

А.Вебер предлагает расчленения истории на три процесса:

1) Социальный ( формирование социальных институтов )

2) Цивилизационный поступательное развитие науки и техники, процесс ведет к унификации.

3) Культурный – это развитие философии, религии, творчества, духовные открытия.

В 19-20 веках в США преобладает первый и второй процесс, а в России в 19 веке преобладает тритий процесс, но первый и второй процесс отстает.

Общество развивает интеллектуальная элита по А.Веберу.

Игровая концепция культуры.

Йохан Хейзинга

«Homo Ludens»

По-мнению, Хейзинге культура рождает из способностей человека к игре. Игра – это удивительно занятие, но с практической точки зрения бессмысленная, но она занимает важное место в жизни людей и общества.

Игра – это школа творчества, освоение творчества. Моделирует вымышленный мир, игра стимулирует творчество.

Хейзинга тоже обращался к идеальным типам. «Осень средневековья»

В основе каждой культуры лежит гипер идея.

Символическое направление.

Э.Кассирер автор книги «Философия символических форм»

Объясняет культуру способностью человека к символизации. Символ – это знак, передающий некое условное значение.

Человеческая культура – это система символов, несущие ёмкие, условные значения. Человек погружен в символическую вселенную. Символическую школу иногда называет семиотической ( семиотика – наука о знаках ). Культура изучается методами семиотики. Любая система знаков, передающая информацию, воспринимается как текст. Лотман, Бахтин – Российские семиотики. Книга Лотмана «Культура и взрыв»

Структурализм.

К.Леви-Строс «Структурная антропология»

Он предложил структурировать большой материл об этнографии. Он считает, что изучение народов не должно сводиться к эмпирическим методам, предлагает внести метод точных наук в культуру.

Экзистенциализм зародился в Германии, получил распространение во Франции

Экзистенциализм – это философское течение, которое возникло в первой половине в 20 века, в Германии. Произошло от слова экзистанс – существование. Отчуждения человека от социального бытия. Ясперс считает, что существуют уровни истинного существования в истории человечества. ( экзистансем )

Концепция культурного круговорота.

Основные понятия теории культуры

Предметом является культура в её сложном многообразии.

Разделы культурологи:

1) Теория культуры

2) Культурная антропология

3) Культурная социология

4) История культуры

5) Прикладная культурология

Культура – это

1) Возделывание и облагораживание почв растений

2) Возделывание человеческой души, воспитание человека

3) Это деятельность всего человечества

4) Это память человечества, сохранение и передача социального опыта

5) Творческая деятельность человека и её результаты ( артефакты )

6) Система социальных институтов (способ организации общества для удовлетворения человеческих потребностей )

7) Символическая деятельность человека

8) Информационно-ценностная программа общества

9) Опыт создания человеком гармонии

Смысловым ядром этих концепций является представление как специфически человеческим способе бытия.

Культура – это все многообразие творческих проявлений, деятельности человека из-за этого настоль сложна и многогранна.

Понятие культуры разделяется по объему:

1) Культура отдельного человека

2) Культура отдельного общества

3) Культура всего человечества

Ключевым звеном является человек. Человек является объектом и субъектом культуры.

Культура воздействует на человека ( объект )

В культуре происходит процесс социализации человека. Вне культуры человек быть не может.

Человек является творцом культуры ( субъект ) создает новые культурные ценности, но он должен обладать определенными качествами: одаренностью, например.

Личность предполагает высокий уровень сознания и независимых поступков, рефлексии своих действий.

Человек в культуре может выполнять различные функции и занимать разные позиции:

1) Потребителем культурных ценностей.

2) Человек может быть распространителем культурных ценностей.

3) Сохранение культурных ценностей.

4) Создание новых культурных ценностей.

По характеру реализации может тоже подразделяться:

1) Констурктивно-созидательный

2) Традиционный

3) Разрушительно-диструктивный

Учение о разных темпераментах

В сознание личности выделяет разные уровни:

1) Уровень коллективный

2) Уровень индивидуальный

Социальный и экзистенциальный

Ориентация актуальная и потенциальная.

Культура общества: проблема единства культуры

Выделяют следующие типы:

1) Этническая идентичность

2) Культурная этничность

Два уровня:

1) Когнитивный – это рационально-рассудочный уровень

2) Аффективный – На уровне чувств. Чувство принадлежности.

Проблема межкультурной коммуникации

Процесс аккультурилизация – это результат длительного контакта народа или наций с другими культурами в результате, которой происходит изменение их них или обоих. Она почти неизбежна.

Процесс ассимиляции – полное поглощение одной культуры другой.

Процесс адаптации – это сложный процесс приспособления к культурным особенностям другого народа или региона.

06.10.2011

Деление культуры на два уровня:

1) Уровень материальной культуры – сфера материального производства и его продукции.

2) Уровень духовной культуры – предполагает создание духовных ценностей, например, религия, философия др.

Деление культуры на уровни и слои ( ядро и периферия )

1) Ядро включает в себя базовые ценности общества, его менталитет ( тип сознания ), ведущие идеалы, концепции, традиции, обычаи, религия, язык, нормы поведения. Концепции - это её представления о мире, боге, человеке и природе. Составляют основные смыслы той или иной культуры. Ядро связанно с механизмом выживания этноса.

2) Периферия – подвижные образования в культуре, которые меняются и от них не затрагивается ядро культуры.

Выделяют так же различные сферы:

Сферы связанны с творческими проявлениями человека:

1) Мифология – система представления о богах и духах, объясняющие первобытному человеку мир.

2) Религия – это некая система представлений о божественном начале мира, о сверхъестественных силах, которая в условиях государства становится идеологией общества. ( политеизм или язычество, монотеизм единобожие и предполагает более сложное начало о боге, анимизм - вера первобытных людей в духов.

3) Философия – система абстрактных представлений, дающая наиболее полную картину мира и понятийно-категориальную систему мышления людей. Философия отражает мир в абстрактных понятиях. Философия зародилась в первом тысячелетие д.н.э.

4) Наука – рациональное познание законов существования природы, общества и человека. Для Европейской культуры характерно доминирование рационального познания мира. Восточная культура основана на иррациональном познание мира.

5) Право - это область культуры, предполагающие правовое сознание, развитую систему законов. Правовая культура – предполагает наличие трех элементов: 1) Развития законодательная система 2) высокий уровень правосознания властей. 3) Высокий уровень правосознания населения.

6) Искусство – особая сфера художественного, эстетического познания мира и его отражения в художественных образах. Искусство отражает эстетическое отношение к миру, с позиции целостности, гармонии и красоты. Разделяется на различные виды: 1) Изобразительный вид может воспроизвести внешние формы предметов 2) Выразительный вид выражение чувств. Статические и динамические искусства: Статические показывает жизнь в статике, а динамические в развитие.

7) 13.01.2011 Нравственность – это некое системное представление о нормах добра и зла, справедливости и несправедливости. Так же некий регулятор общества ( внутренний )

8) Профессиональная культура - культура юриста, врача, преподавателя. Совершенство и мастерство в какой-либо специальности.

9) Культура повседневности – это культура, в которой мы пребываем постоянно, обыденная, физическая и т.д.

10) Культура праздника – «Смеховая культура средневековья»

11) Политика – это разговор о политической культуры общества.

12) Экологическая культура – сфера гармонизации отношений между человеком и природой.

Подразделения на элитарную и массовую культуру:

В культуре нового и новейшего время идут процессы демократизации культуры. Демократизация культуры - Это актуализации в социокультурном пространстве широких слоев населения и в том числе, социальных низов. Негативная сторона этого процесса появления массовой культуры. Предполагает утверждения вкусов толпы. Вульгаризация и других процессов, предполагает понижение эстетических вкусов. Х.Ортега-н-Гассет «Восстание масс». Противостоит ей элитарная культура.

Сфера - формы - явления

Функции культуры:

1) Творческая ( креативная ) – предполагает освоение и преобразование человеком окружающей действительности и самого себя.

2) Аксеологическая – культура фиксирует систему ценностей общества

3) Адаптационная – культура помогает адаптироваться человеку в мире

4) Социализирующая – культура вводит человека в общество.

5) Гуманистическая – культура делает человека человеком.

6) Трансляционная – функция передачи культурных ценностей и культурного опыта.

7) Коммуникативная – культура вырабатывает формы общения между людьми и разными обществами.

Методология культурологи:

Это комплекс методов изучения предмета

Комплекс подходов

1) Синхронический подход – культура рассматривается единовременно как целостная система всех уровней, подсистем и их взаимодействия. Методы: 1) Структурно-функциональный метод – разложение изучаемого объекта на составные части, изучения их функций и взаимодействия. 2) Семиотический метод – культура рассматривается как знаковая система ( означаемое ( денотат ) и означающие 3) Синтактика – изучает внутренние свойства знаковых систем 4) Семантика – изучает отношения знаков к обозначаемому 5) Прагматика – исследует связь знаков с адресатом, изучает проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует

2) Диахронический подход – культура рассматривается как процесс в развитии, в разворачивание во времени. Этот подход лежит в основе истории культуры. Методы: 1) Исторический – хронологическое рассмотрения культуры на разных этапах развития 2) Компаративный ( сравнительный ) – когда сравнивается культура разных обществ 3) Типологический – выявления общего в разных культурах, разработка культурно-исторических типов 4) Биографический – изучение культуры через биографию человека. 20.10.2011

История культуры:

Культурно исторический тип предполагает единство эпохи определенного региона и этноса. Опирается на сходство мировоззренческих установок, системы ценностей. Предполагает какие-то характерные культурные формы. Мировоззренческие установка – представления о мире, боге или богах, человеке и природе, а так же об их взаимоотношениях.

Культурно-исторические типы:

1) Первобытная культура

2) Культура древних цивилизаций

3) Античная культура древней Греции и древнего Рима

4) Средневековая

5) Возрождения

6) Культура нового времени

7) Новейшая культура.

Первобытная культура. Миф как форма мышления первобытного человека.

Эдвард Тейлор «Первобытная культура», описание обычаев, нравов и т.д. Дж. Фрэзер «золотая ветвь» «Древние цивилизации» 1989г. Москва.

Антропогенез идет параллельно с культурогенезом. Период до первобытной культуры был доисторический т.к. не было письменности – невозможно было фиксировать какие-то события.

Несколько хронологий и их принципы:

1) По социальной структуре: этап первобытного стада, этап родовой общины, этап разложения родового строя.

2) По типу хозяйствования: выделяют два этапа: 1) Присваивающее хозяйства ( охота, рыболовство, собирательство ) 2) Производящее хозяйство. ( земледелие и скотоводство )

3) По материалу, из которого изготавливались изделия ( Томсон Христиан ): каменный, бронзовый, железный века. Динамика культурного развития ускоряется.

I) Каменный век ( 4 млн. лет до н.э ) делится на: 1) Палеолит ( древний каменный век ) он ещё делится на 1.1. ) Нижний ( 4 млн.лет до н.э – 150 тыс.лет до н.э ) 1.2) Средний ( 150-35тыс. лет до н.э ) 1.3) Верхний ( 35тыс.лет – 10 тыс.лет до н.э. ) – Создание родовой общины и появился человек современного типа 2) Мезолит ( 10-6 тыс.лет до н.э. ) 3) Неолит ( 6-3 тыс.лет до н.э. ) – происходит переход от присваивающей экономике к производящей.

II) Бронзовый век ( 2 тыс.лет до н.э. )

III) Железный век ( 1-е тыс.лет до н.э. )

По биологической хронологии:

1) Питекантроп

2) Неандерталец

3) Кроманьонец

Достижения культуры первобытного человека: Появляется сознание, ценностное представление о мире, отраженное в мифах, развивается речь, появляется целеполагающая деятельность, зачатки нравственности, появляется первая социальная структура, появляются зачатки искусства, появляются жилища, первые орудия труда, транспорт, колесо, научился добывать огонь.

Первый общественный порядок: матриархат, матрилокальное поселение. Появляется культ женщины – матери отражается в мифах. Половозрастное деление: Взрослые мужчины, женщины и дети. Переход детей в состояние во взрослое состояние ( инициация )

27.10.2011

Упорядочивание требуют семейные отношения ( экзогамия – запрет браков внутри рода ) дуальное эндогамное племя – племя, состоящие из двух родов ( фратрий ) запрет браков за пределами этого племени. Кросс-кузенный брак. Парный брак, позднее из матриархата приходим к патриархату, образуются патрилокальные поселения. Закрепляется в позднем родовом строе патриархальная семья.

Культура первобытного общества характеризуется синкретизм – это ранняя не расчлененная стадия культуры, когда не разделены разные сферы культуры, например, искусство. Искусство постепенно развивается. Не развит был синтаксис т.к. люди не освоили сложные взаимосвязи, не было обобщающих слов, например, разные виды деревьев, зверей, но нет родового признака. Не было развито самосознание человек не было отделение общества. Человек говорил о себе родовым именем. В первобытном обществе складывается целостная система представлений о мире – мифы. Лосеф «диалектика мифов».

Миф – это сказания, истории о богах и героях, в которых отразились представления первобытных людей о мире. Миф – это так же тип мышления первобытного человека. Это неизбежный этап развития человека – мифа мышление. Мифологические мышление были у всех первобытных людей: «Мифы Народов Мира» Рыбаков исследует славянскую мифологию. Ученые обнаружили, что можно выделить некоторые типы персонажей мифов: 1) Верховные боги 2) Второстепенные боги - отвечают за отдельные природные явления ( анимизм – олицетворение природы ) 3) Демиург – бог ремесленник, например, Гефест 4) Культурные герои – это персонаж, подаривший людям знания и умения. 5) Герои – это полулюди полубоги. 6) Чудовища - обозначают непознанные силы природы.

03.11.2011

Типология мифов ( по содержанию ):

1) Мифы творения: а) космогонические – мифы о рождение вселенной, происхождение мира. Земля как опора. Сын неба – Уран, Мать Земли – Гая. «Время поглощает своих детей» б) этиологические – мифы о происхождении отдельных природных или культурных явлений, например, миф о нарциссе.

2) Мифы астральные – мифы о происхождении небесных светил, созвездий. Планеты носят римские названия ( мифология ). Солнце и Луна занимают особое место и часто связанны родственными связями. Лунные божества более древние и зарождались ещё во времена матриархата. Значение солнечных богов возрастает с развитием земледелья – возрастает роль мужчины и идет переход к патриархату. Луна – Селена.

3) Мифы антропологические – мифы о природе человека и его происхождении. Тотемизм, тотем – животные первопредок. Вера первобытных людей произошел от животного

4) Мифы календарные – мифы, которые фиксируют природные циклы. Мифы об умирающих и воскресающих богах. Миф о Персефоне.

5) Мифы о героях ( героические ) – подвиги и т.д.

6) Эсхатологические – мифы о конце света.

Миф – это особый тип мышления.

Особенности мифологического мышления:

· Это мышление не в абстрактных понятиях, а в конкретно-чувственных образах. Образ древнее абстрактного понятия. В каждом предмете можно выделить сущность и явление. Сущность предмета – это те необходимые качества предмета, которые есть у всех предметов данного рода. В реальности сущность всегда предстает в конкретном явлении. Абстрактное понятие фиксирует сущность предмета. Образ представляет сущность в конкретном явлении. Это отражение жизни в формах своей жизни. Миф – это образное мышление. Первобытный человек не мог дать объяснение многим предметам. Мифы иногда называют метафорами. Метафоризация осуществляется в двух направлениях: олицетворение – человеческие качества переносятся на природу камень и т.д. анимизм. Овеществление – качества неодушевленных предметов переносятся на человека. Невольная и неосознанная.

· Синкретизм - это не расчлененность многих понятий и представлений. Не разграничивалось между прошлым и настоящим, между жизнью и смертью, между причиной и следствием, естественным и сверхъестественным. Представление о пространстве были очень ограничены. Время понималось как передвижение в пространстве. В первобытном сознание время было цикличным. 10.11.2011

· Время начала – сакральное время – время, когда был сотворен мир. В мифологическом сознание не было разграничения между смертью и жизнью. Смерть – это уход в инобытие ( другую жизнь ). Не разграничение причины и следствия. Не было границы между естественным и сверхъестественным. Леви-брюль сказал, что было до логическое мышление, хотя миф имеет определенную логику. Мифы ранних государства легли в основы религий ( политеизм – многобожие ). Образная природа мифов позволила дать развитие искусству.

Причины заката родовой общины:

1) Переход к земледелью – появление прибавочного продукта.

2) Закрепление власти родовой аристократии

3) Оседлый образ жизни

4) Появление городов

«Эпоха захватнических войн» - в эту эпоху зарождается героический эпос. Эпос – рассказ о событиях. Лирика – передача личных переживаний автора. Драма – представление в речах и поступках непосредственно перед зрителем. У некоторых народов сформировались большие циклы эпосов. Русские былина – это процесс кристаллизации и циклизации.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.