Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление источниковедения как науки

Источниковедение

Елена Витальевна Кустова

16.09.2011.

Что требуется сделать за семестр (за месяц до конца семестра):

1. Источниковедч анализ какой-либо темы (по курсовой можно).

2. Кроссворд на 20-25 слов.

Главные книги и учебники:

1. Голиков А.Г., Круглова Т.А. «Источниковедение отечественной истории» М. 2000г или позже

2. Данилевский И.М. «Источниковедение. Теория. История. Метод» М.1998г.

3. «Источниковедение истории СССР» под ред. И.Д. Ковальченко. М.1981г.

- Ковальченко И.Д. занимался методикой количественного анализа источников.

- Медушевская занималась теорией источниковедения.

- Пронштейн А.Б. Пишет просто и понятно.

 

Источниковедение как наука

Прошлое <- Теории истории <- Историк <- Источники <- прошлое

Прошлое историка не равно истинной истории

Историки – историография;

Источник – источниковедение;

Прошлое – история.

 

Источниковедение как наука имеет: свой предмет (это источник), метод (источниковедческий анализ) и свою методологию (роль исследователя в процессе познания истории).

Понятие исторического источника. Его виды и типы

История прошлого изучается на основе фактов.

Факт истории – это явление объективной реальности, которое нельзя воспроизвести заново (ист необратима) и наблюдать.

Есть 3 вида фактов:

1. Историческое событие (событие – неповторимый единичный факт)

2. Явления – неоднократно повторяющ в истории факты (революции, войны…)

3. Исторический процесс – факты, взаимосвязанные во времени и пространстве причинно-следственными связями (процесс ассимиляции, процесс разделения труда).

Историч источник – памятник прошлого, кот отражает исторические факты.

Выделяется 2 основных типа источников:

1. Исторические реликты или остатки – это остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (материальное: манеты, украшения).

2. Исторические традиции или предания – это отражения какого-либо факта в источнике. Она является результатом такого впечатления, какой этот факт произвёл на современников и потомкам (как преломил событие в сознании людей) (например, былины).



Виды источников:

1. Вещественные (памятник археологии: здания, манеты…)

2. Этнографические (одежда, жилища, предметы быта, орудия труда, обычаи, традиции, культы)

3. Лингвистические («башмак» из тюркского – значит тюркское влияние.) – слова могут говорить о влиянии в различные периоды истории тех или иных народов или стран (из Византии церковные термины, и греческие слова, такие как математика…; Тюрки: башмак, тулуп, сарафан, атаман, караван, карандаш, сундук, барабан – повт гласные в одном слове.; Варяги: якарь, Ольга, сеть; Франция: браслет, медальон, пальто, сюртук, дирижёр…; Италия: соната, карнавал… - муз термины).

Поскольку каждое слово в языке имеет свою определённую «жизнь» они помогают датировать источники древней и средневековой Руси. («Слово о полку Игориве» споры подделка или нет. Выявлено, что все слова употр именно в 12, а не 13в проанализировав каждое слово.)

4. Устные – фольклор (песни, придания, сказания, фольклор). Кедров, Пропп доказ, что в сказках отраж представления опред…

5. Письменные.

6. Фото-кинодокументы.

7. Фонодокументы. (запись местных говоров) «Словарь вятских говоров» есть.

Основой исследования, как правило, явл письменные источники, по скольку охватывают очень широкий круг исторических явлений. Они позволяют говорить не только о материальной культуре народа, но и о его сознаниях.

Следует отличать источники от исследований, основанных на источниках. Вместе с тем разграничение между ними условно. При утрате подлинных документов первоначальное историческое исследование может стать источником. (Татищев «История Российская» - опирался на документы, которые утрачены, значит эти места считаем источником. Историография – всё источники).

 

Предмет источниковедения. Письменные источники и их классификации

Источниковедение имеет своим предметом письменные источником. Сегодня существует множество классификаций.

Типы классификац;

1. По происхожден

А) служебные, официальные (манифесты, указы)

Б) личные (письма, очерки)

2. По способу отражения и передачи фактов:

А) актовые – непосредственно фиксируют и отражают к.л. факт (купчая)

Б) повествовательные – отражают событие опосредованно через личность автора. Они возникают не сразу, а через определённое время, как результат размышления автора о событии. Этим источникам больше присуща субъективность в отражении фактов.

3. А) массовые – отражают массовые факты, т.е. обладающие одинаковыми, повторяющимися чертами.

4. Б) уникальные («Русская Правда», Манифест …г.)

5. По технике и способам раздел текста

А) рукописные

Б) печатные (изданное произв)

В) машинописные (делается на печатн машинке от руки)

6. А) деловые – документы соответствующим образом оформленные и подписанные

Б) черновые документы – представляют проекты и варианты утверждённого позднее документа

7. А) оригинал – первые, уникальные, часто единичные документы, возникшие на основе проектов и черновиков. Могут быть размноженные оригиналы, когда существует несколько экземпляров документов, имеющие одинаковую юридическую силу, например, официальный указ, опубликованный в газете. (завер нотариусом док – оригиналом счит)

Б) копии – повторное воспроизведение оригинала, не имеющие юридической силы.

В исследов след пользов подлинными документами – беловыми документами, оригиналами. Черновые документы следует использовать с осторожностью, поскольку в окончательный вариант могли быть внесены изменения.

Когда речь идёт о Средних Веках, как правило, используются копии, поскольку число оригиналов не велико. Следует иметь ввиду, что при копировании в текст могут быть внесены искажения. В этом случае это будет подлог или фальсификация.

2 фрмы подлога:

- материальный подлог, при котором искажение истины производится с нарушением подлинных форм документа. Указанные наддокументы подпись, печать явл подделанными, при этом, обстаятельства, указанные в документе, как правило, не соответствуют действительности.

- интеллектуальный, при котором нарушение истины производится без нарушения подлинных форм документов. Подлинная печать, подпись, но в него внесены ложные данные.

8. По характеру и служебной роли:

А) законадат и другие правовые материалы (законы, указы, манифесты, акты)

Б) делопроизводственные (отчёты, доклады, прошения)

В) документы статистики

Г) публицистика

Д) источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

9. Летописи и берестяные грамоты

10. Периодика

 

Становление источниковедения как науки

Источниковедение выделилось не из истории, а из филологии и богословия. Впервые о нём заговорили учёные, которые исследовали произведения античности и Священное Писание. Благодаря их работе к началу 19в складываются общие принципы понимания текста, проникновение в их глубины смысла.

Истоки этой дисциплины лежат в работах немецких учёных. Общее учение об изучении произведения как источника на основе текстов Нового Завета сформулировал немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Разрабатывал герменефтику – толкование, понимание текстов. Говорил о необх понимания, выявления подлинности…

Одним из основателем изучения источников в истории считается немецкий учёный Бартольд Нибур (1776-1831) – историк-античник, изуч Древний Рим. Впервые заметил, что история о Ромуле и Реме это легенда.

С начала 19в в Германии начинается масштабная работа по сбору, критике и публикации источников. План этой работы был разработан немецким историкам Георгом Пертцем. Он положил начало известной серии памятников германской истории, которая издаётся поныне. Один из редакторов этой серии – Георг Вайц ввёл понятие «источниковедение».

В 19в с источниковедением было тесно связано архивное дело. Впервые задача истории архивов была осознана во Франции, после событий Великой Французской Революции (желание уничтожить всё что было, появл и те, кто осознают ценность). Стал заниматься историк Пьер Дону (1761-1840). Активн деят революц, разрушал – осознал- сохр.

1921г в Париже создана Школа Хартии. Её целью была подготовка архивистов и библиотекарей для работы с документами по Средневековой истории Франции. Здесь преподавалась палеография (умение прочтения старых текстов), дипломатика (об актовых документов). В след за этим подобные школы появляются и в других странах Европы. Архивы в это время стали центрами научных исследований.

Собирание и издание источников стало стимулом для научной критики источников.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.