Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «исторический источник». Структура информации исторических источников





Вопросы

1. Предмет, задачи, метод источниковедения. История становления и развития дисциплины.

2. Понятие «исторический источник». Структура информации исторических источников.

3. Этапы и структура источниковедческого исследования.

4. Проблемы классификации исторических источников.

5. Современные принципы и методы исторического исследования.

6. Летописи как исторический источник. Функции летописей. Методика работы с летописью.

7. Повесть временных лет: происхождение, авторство, редакции, внутренняя структура.

8. Летописание 12-15 век. Основные центры, особенности содержания летописей.

9. Общерусские летописные своды конца 15-16вв. Официальное и неофициальное летописание.

10. Законодательные акты как исторические источники, их общая характеристика и методика работы с ними.

11. Русская правда: редакции, списки, источниковедческие проблемы изучения

12. Законодательные памятники 14-17 вв. Общая характеристика.

13. Источники канонического права.

14. Разновидности законодательных источников 18в.

15. Законодательство 19- начала 20вв. Проблема кодификации законов. Основные гос. Законы.



16. Актовые материалы как исторический источник. Формуляр, классификация, достоверность и научная ценность.

17. Разновидности актового материала 9-17вв.

18. Особенности актового материала 18-нач.20 вв.

19. Методика источниковедческого исследования актов.

20. Особенности литературных памятников как исторических источников. Произведения древнерусской литературы 9-17вв.

21. Публицистические произведения 15-17вв. Как историч. Источники (на примере сочинения И. Волоцкого, Н. Сорского, И. Пересветова, И. Грозного, А. Курбского и др. )

22. Делопроизводственные материалы, их особенности, методика работы с ними. Виды документирования.

23. Документирование 16-17 вв., его функциональное назначение.

24. Система общего и специального делопроизводства в 18-нач. 20вв.

25. Изменения в характере и видовой структуре источников в 18-нач. 20вв. Общие свойства исторических источников нового времени.

26. Статистические источники 18-нач 20 вв.

27. Периодическая печать и публицистика в 18-начале 20 вв: типы и виды изданий.

28. Общая характеристика документов личного происхождения: предпосылки появления, функции, виды.



29. Мемуары 18в.: виды, особенности.

30. Развитие мемуарной литературы в 19-начале 20вв.

31. Изменения в корпусе исторических источников в советский период.

32. Особенности источников советского периода. Законодательство советского периода отечественной истории как исторический источник.

33. Программные документы партий и общественных организаций как источник по истории советского периода.

34. Делопроизводственные материалы, статистика как источник по истории советского периода.

35. Публицистика, периодическая печать как источники по истории советского периода.

36. Материалы личного происхождения, художественная литература как источники по истории советского периода.

37. Источники по истории российской эмиграции в 20 в.

38. Общая характеристика Государственных архивов Российской Федерации. Этапы, особенности работы исследователя в архивах.


1. Предмет, задачи, метод источниковедения. История становления и развития дисциплины.

Предметом университетского курса источниковедения является и теория, и практика изучения исторических источников. Прошлое, по выражению М. Блока, есть данность, которую ничто не может изменить. Мы можем только изучать прошлое по тем «следам», которое оно оставило. В центре внимания источниковедов находятся вопросы происхождения и авторства источников, истории их возникновения и создания, методы интерпретации и анализа их содержания, полноты и достоверности содержащихся в источниках свидетельств. Источниковедение объединяет результаты, добытые другими вспомогательными дисциплинами при изучении отдельных типов исторических источников. Так, палеография (история письма), имеет дело только с рукописями, дипломатика – с формулами документов, сфрагистика – с печатями, нумизматика – с денежными знаками, геральдика – с гербами, генеалогия – с родословными и т.д. Источниковедение же охватывает весь круг исторических источников и опирается при этом на результаты, добытые остальными вспомогательными дисциплинами. Изучая содержание источников, классифицируя их, т.е. располагая в определенную систему, разрабатывая методы их изучения, источниковедение доставляет материал для конкретных исторических исследований.



Задачами курса источниковедения являются ознакомление с различными типами источников и рассмотрение основных принципов их анализа. Что же мы понимаем под историческим источником? Каждый документ, каждый материальный продукт человеческой деятельности имеет помимо непосредственного целевого назначения в реальной действительности своего времени еще и вторичное – быть потенциальным историческим источником, служить для получения информации о процессах, происходивших во время его создания. М. Блок писал: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения». Естественно, памятник материальной или духовной культуры создается человеком со своими определенными целями, имеет свое практическое назначение. Но, начиная служить цели получения информации, он становится источником информации, и если это информация о прошлом – историческим источником. Обобщая различные определения, можно сказать, что под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее его воздействие. Таким образом, источник, возникая в ходе исторического процесса и став позднее объектом исторического изучения, выступает как связующее звено между историей как процессом и историей как наукой.

сточниковедение возникло из практики анализа письменных источников, и на первом этапе являлось чисто прикладным источниковедением. Основными его задачами было определение подлинности документа и достоверности его содержания. К этому первоначально и сводились представления о научных приемах источниковедения и его задачах. Одним из основоположников научного подхода к истории считается Леопольд фон Ранке, который утверждал, что наибольшую ценность для исторического исследования представляет работа с первоисточниками, т.е. архивными документами. Он призывал объективно описывать события прошлого на основе глубокого знания источников и опираясь на факты.

 

Сторонники изучения истории с помощью накопления фактов, получившие название позитивистов, настаивали на глубоком изучении источников, чтобы выявить причинно-следственные связи событий. И на основе этих знаний сформулировать такие же точные законы истории, как и естествознания. Главная задача источниковедения сводилась к внешней критике (установлению происхождения, подлинности и аутентичности) и внутренней критике источника (степени достоверности сообщаемых сведений).

 

Историки-позитивисты игнорировали роль самого историка, делающего обобщения и решающего онтологические и гносеологические проблемы.

 

Подобные взгляды существуют и сегодня, их определяют как застывший позитивизм. Но в этом подходе есть и нечто положительное. Он позволяет подготовить профессиональных историков, поскольку без знания методики работы с источниками невозможно вести исторические исследования. Хотя нужно иметь в виду и недостатки такого подхода – отрыв теоретических и методологических проблем исторической науки от их эмпирического основания. Теоретики делают свои выводы в отрыве от конкретно-исторических исследований. Задача современного источниковедения – преодолеть этот разрыв.

 

На рубеже XIX и XX вв. в трудах Э. Бернгейма, Ш. Лонглуа и Ш. Сеньобоса, А.Д. Ксенополя, А. Майстера, А.С. Лаппо-Данилевского были сформулированы задачи источниковедения как особой научной дисциплины, стало формироваться представление о теоретическом источниковедении. В отечественной науке наиболее известны труды академика А.С. Лаппо-Данилевского. Для него методология истории отождествлялась с методологией работы над источниками. Но в отличие от позитивистов Лаппо-Данилевский выделял два уровня исторического познания. Первый – это методология источниковедения, т.е. система методов изучения источника как продукта своего времени. Второй – методология исторического построения, т.е. воссоздания на основе источника различных пластов действительности.

 

Попытки осуществить синтез между теорией и практикой были предприняты в рамках марксизма. Марксизм основывался на том, что прошлое подчиняется законам общественного развития. Историк в своей работе должен осмысливать данные источников, которые могут быть как материальными свидетельствами, так и духовными (язык, тексты и т.п.). Основополагающим принципом марксистского исторического исследования стал историзм, заимствованный марксизмом из философии истории. Он предполагает рассматривать историю как внутренне закономерный и причинно обусловленный процесс развития общества. В «классическом» историзме заложена идея прогресса. Но, провозгласив коммунизм конечной целью истории, марксизм вступает в противоречие с принципом историзма.

 

В первой половине XX в. возникло множество идей и теорий в изучении истории общества. Первая попытка объединить эти теории была предпринята школой Анналов в 30-е гг. XX. Родоначальники школы М. Блок и Л. Февр призывали историков не просто переписывать источники, а воссоздавать прошлое с помощью смежных дисциплин, подкрепляющих и дополняющих одна другую. То есть была поставлена проблема обобщения и синтеза частных результатов, полученных науками об обществе и человеке. Анналы выступали за широкие сравнительные исследования, которые должны были стать основой исторического синтеза. Базой для подобного исторического синтеза должно быть изучение источника в историческом контексте. Важное значение придавалось умению задавать источнику вопросы, различать «намеренные» и «ненамеренные» свидетельства. Именно основоположники Анналов ввели понятие менталитета, как особого склада ума людей определенной исторической эпохи, устанавливаемого на основе изучения языка и стиля источника.

 

Во второй половине XX в. попытки рационального объяснения истории велись в рамках 3-х основных методологических направлений: структуралистского (связанного с эволюцией школы Анналов), неоэволюционистского (функционалистского) и неомарксистского. Если кратко суммировать новые подходы к изучению истории, то они сводятся к следующему: 1) отказу от политики и идеологии; 2) замене истории «сверху» историей «снизу»; 3) осуществлению исторического синтеза на микроуровне; 4) возврате истории к повествованию, к рассказу о прошлом, но уже на основе «структурного нарратива».

 

С середины XX в. наблюдалось возрастание интереса к теоретическому источниковедению, стало все больше уделяться внимания проблемам оптимизации научного исследования, методике организации эффективного научного анализа. Тем не менее, до сих пор не выработано общепринятое представление о понятии «источниковедение», о задачах и специфике теоретического источниковедения, о понятии «исторический источник» и классификации исторических источников, о методах источниковедческого анализа, о соотношении источниковедения и других отраслей исторического знания и пр. Метод источниковедение имеет целью:

 

1. Установить информационные возможности источника, для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность, новизна этих данных)

 

2. Аргументировано оценить значение источника. Суть и своеобразие метода источниковедения заключается в признании иного сознания.

 

В триаде человек – произведение – человек методология источниковедения рассматривает 2 этапа взаимосвязей и соответственно 2 этапа исследовательской деятельности:

 

1. отношение произведения к той исторической реальности, в процессе которой оно было создано;

 

2. произведение в реальности современной эпохи.

 

Источниковедение – отрасль исторической науки, которая разрабатывает теорию и методику изучения и использования исторических источников.

 

Источник – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отражающий исторические процессы и запечатление отдельных фактов, на основание которых воссоздаются представление о той или иной эпохе.

Метод научной критикинализ и синтезисторическое построениепризнание другого сознания

 

Исторический источник – все созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни; отражение развития человеческого общества и являющиеся основой для его научного познания.

 

Предметом источниковедения является закономерность возникновения исторических источников и объективности отражения в них исторического процесса

 

 


Понятие «исторический источник». Структура информации исторических источников

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историюисторических источников, а также методику их изучения. Исторические исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

 

В конце XIX века, благодаря работам В.О. Ключевского, понятие «исторический источник» закрепляется в отечественной исторической науке, естественно, в том виде, в котором его употреблял сам В.О. Ключевский. Его определение выглядит следующим образом: «исторические источники – это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ»

 

В самом начале XX века замечательный русский ученый, сторонник теории научного позитивизма С.Ф. Платонов предпринимает попытку дать совершенно новое определение понятию «исторический источник». Его вариант звучит так: «в обширном смысле понятие исторического источника включает, или заключает в своем содержании всякий остаток старины»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.