Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет





Психология ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебная программа

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психология детей дошкольного возраста» входит в базовуючасть профессионального цикла, обучающихся по направлению: 050400 Психолого-педагогическое образование.

Деятельность специалистов, обеспечивающих психологическое сопровождение образования, предполагает глубокие знания в области возрастных особенностей обучающихся. Это относится и к деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Осуществление контроля хода психического развития ребенка, профилактики отклонений и коррекции в случае необходимости возможны только на основе знаний о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов знаний о закономерностях, условиях и движущих силах психического развития ребенка в дошкольном детстве и умений применять эти знания на практике, на базе которых формируется готовность к решению следующих профессиональных задач: создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; проведение психологического обследования детей с использованием стандартизированного инструментария.



Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Базовые знания для изучения данной дисциплины формируются в процессе изучения таких дисциплин как «Общая и экспериментальная психология», «Анатомия и возрастная физиология», «Социальная психология», «Психология развития».

Для успешного освоения дисциплины студент должен знать основные принципы, законы, понятия и методы общей психологии; историю и современные тенденции мировой психологической науки; подходы к определению и изучению основных вопросов общей психологии; законы возникновения и развития психики; условия, движущие силы и этапы психического развития в онтогенезе, закономерности поведения и деятельности человека в обществе; общие закономерности роста и развития организма ребенка; закономерности морфофункциональной организации систем организма в раннем онтогенезе; физиологические основы психических функций. Студент должен уметь использовать психологические методы исследования личности, межличностных отношений и индивидуальных различий. Студент должен владеть системой знаний о человеке как субъекте деятельности и базовыми умениями научного изучения психологических законов.



Дисциплина «Психология дошкольного возраста» является предшествующей для изучения «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Практическая психология в образовании», ее освоение необходимо для прохождения педагогической практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины формируется компетенции:

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);



готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: содержание основных психологических теорий развития ребенка, методы исследования психического развития детей; психологические особенности ребенка младенческого, раннего и дошкольного возрастов, общие закономерности и условия развития психических функций в дошкольном детстве.

Уметь: анализировать теории психического развития ребенка, применять методы детской психологии в исследовании возрастных и индивидуальных особенностей психики ребёнка, определять наиболее оптимальные условия развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, разрабатывать просветительские программы для родителей по проблеме: «Особенности психического развития ребенка».

Владеть: понятийным аппаратом психологии развития, методами исследований в области детской психологии.

Методологической основой дисциплины являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Периоды раннего онтогенеза характеризуется нами по следующим критериям: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования возраста, кризисы. В программе подробно рассматриваются особенности и динамика общения дошкольников с взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками. Особое внимание уделяется характеристике особенностей и закономерностей развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и самосознания ребенка от рождения до семи лет, а также вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Формами организации обучения в рамках данного курса являются лекции, семинарские и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов. Контроль результатов освоения знаний осуществляется в форме экзамена.

Содержание дисциплины разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010), и спланировано с учетом, предусмотренного учебным планом, бюджета времени.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема всего ЛК СМ ЛБ СР
Предмет и методы детской психологии      
Общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет    
Особенности и динамика общения ребенка со взрослыми и сверстниками    
Характеристика познавательного развития ребенка  
Характеристика развития личности ребенка  
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению        
  Экзамен      
  ИТОГО 3 з.е.
               

Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и методы детской психологии

Детская психология как раздел возрастной психологии: предмет и задачи. Понятие психического развития, психологического возраста. Специфика психического развития ребёнка. Историческая сущность природы детства. Парадоксы детства и особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях (Д.Б. Эльконин). Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).

Основные проблемы детской психологии: проблема условий и движущих сил психического развития, проблема соотношения обучения и психического развития ребенка, проблема периодизации психического развития.

Методы детской психологии. Классификация методов возрастной психологии (Б.Г. Ананьев). Специфика применения эмпирических методов в детской психологии.

Тема 2. Общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет

Особенности кризиса новорожденности: условия развития, рефлексы новорожденного, улыбка как новообразование новорожденности.

Характеристика психофизиологических особенностей младенца и социальной ситуации развития в младенческом возрасте. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца. Особенности развития в первом полугодии жизни. «Акт хватания» как новообразование первого полугодия жизни. Особенности развития во втором полугодии жизни. Характеристика новообразований младенчества (речь, ходьба, «мотивирующие представления») (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Содержание и симптоматика кризиса 1 года жизни.

Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущая для ребёнка раннего возраста. Этапы и закономерности овладения ребёнком орудийными действиями (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). «Система-Я» как новообразование раннего возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Содержание и симптоматика кризиса трёх лет.

Социальная ситуация развития дошкольника. Виды деятельности дошкольника (продуктивная, трудовая, бытовая, учебная), их особенности и значение для психического развития ребенка, ведущая роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Структура и динамика сюжетно-ролевой игры. Новообразования дошкольного возраста. Содержание и симптоматика кризиса семи лет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.